Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 21. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ



2019-08-13 897 Обсуждений (0)
ТЕМА 21. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 32.

Тема. Художественный стиль

Цель: формирование навыков практического применения знаний для построения текстов в художественном стиле.

В результате изучения темы студент должен: знать: основные черты художественного стиля, приемы, создающие образность в художественном тексте; уметь: строить тексты в художественном стиле, анализировать тексты художественного стиля; владеть: навыками построения текстов художественного стиля; способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ОК-5).

Актуальность темы: работа с текстами художественного стиля.

Теоретическая часть:

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 ; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Вопросы и задания:

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Художественный стиль, его языковые особенности.

2. Влияние художественного стиля на газетно-публицистический стиль.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 Задание 1. Проанализируйте текст с точки зрения приемов, создающих образность в художественном тексте. Почему автор выбрал именно этот тип изложения? Как создается эмоциональный фон текста? Какие приемы помогают автору раскрыть содержание данного текста?

 Далеко за городом, за пустырями окраин, за сорными ольховыми перелесками, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов и полян иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, подгнивает крыльцо, чертополох заглушил цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора, сначала несмело, потом все увереннее движется по саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.

 …Надвигается август, спускается вечер. Спиной к нам, лицом к закату стоит черный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсинных морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда, и подбирается ночная сырость. Женщины, сидящие на крылечках, натягивают подолы на колени, говорят тише, подняв темные лица к небесной тишине. Черный кот бесшумно выходит из черной травы, кладет на ступеньку черную мышку. Скоро погаснет последний небесный остров, с востока надвинется тьма, озеро глухо заговорит тяжелыми волнами; заворочается клубами, застонет, распрямляясь, дикий озерный ветер и понесется в безлюдные темные просторы с единственной осенней целью – пригибать кусты, ронять созревшие семена, гнать колючие безымянные клубки по остывающим клеверным долинам, по нехоженым перелескам и, загудев, взвиваясь к растревоженному небу, сдует первый пучок слабых, мимолетных, соскальзывающих в бездну звезд.

Задание 2. Проанализируйте текст с точки зрения приемов, создающих образность в художественном тексте. Почему автор выбрал именно этот тип изложения? Как создается эмоциональный фон текста? Какие приемы помогают автору раскрыть содержание данного текста?

 Далеко за городом, за пустырями окраин, за сорными ольховыми перелесками, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов и полян иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, подгнивает крыльцо, чертополох заглушил цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора, сначала несмело, потом все увереннее движется по саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.

Задание 3. Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к языку художественной литературы? Отметьте лишнее.

Ø Функции (задачи) – воздействие на мысли и чувства читателя

Ø наличие большого числа выразительно-изобразительных средств;

Ø важнейшим компонентом текста является широкое использование слов в переносном значении;

Ø тексты насыщены терминами;

Ø морфологической особенностью является экспрессивное употребление разных форм слов (домик, большущий, громаднейший и др.);

Ø широко используются предложения всех структурных типов;

Ø к художественной речи относится репортаж.

Задание 4. Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный».

- Дозволь, боярин, слово молвить.

- Говори.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам…

- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

Задание 5. В приведенных ниже предложениях отметьте случаи неудачного использования изобразительных средств. Исправьте текст там, где это необходимо и возможно.

 1.Свирепые горные реки обладают большой разрушительной силой.

 2.Улицы полны разгулом, веселья и радости.

 3.Это был какой-то укромный и радостный месяц в городе, просвеченном солнцем, более тихим, чем обычно, пронизанном свежим ветром, дующим с Невы.

 4.Подхалимство ярким букетом процветает в тресте.

 5.Мы попали в объятья настежь распахнутых рук.

 6.У девушки были бирюзовые глаза, коралловые губы и жемчужные зубы.

 7.Переплетались дни и ночи, цветущим маем улыбались украинские дали.

 8.Густо заиндевевший и совсем белесый в декабрьских сумерках автобус, как прорубь, одним своим видом вызывал неуемную зубовную дрожь.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. - 3-е    изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 382 с. - (Бакалавр. Базовый курс). –

2. Введенская, Людмила Алексеевна. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов для    бакалавров и магистрантов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 32-е изд. - Ростов н/Д :    Феникс, 2014. - 539 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф: Доп. МО. - Библиогр.: с. 497-500. - Прил.

 Дополнительная литература:

1. Русский язык. Культура речи. Риторика : учебное пособие / И.Н. Суспицына, М.Б. Ворошилова, Е.В. Дзюба и др. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2012. - 223 с. - ISBN 5-7186-0261-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137755

2. Олейник, М. Основы речевой культуры : краткий курс лекций / М. Олейник, Л.Н. Стороженко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». - Волгоград : Издательство ВГСПУ "Перемена", 2012. - 72 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9935-0256-4; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429355

3. Руденко, Андрей Михайлович. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах : учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 335 с. : табл., схемы. - (Высшее образование). -    Библиогр.: с. 325-331 (118 назв.). - 2500 экз. - ISBN 978-5-222-23337-5.

4. Кобякова, Т.И. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / Т.И. Кобякова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный университет экономики и сервиса" (УГУЭС). - Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. - 208 с. : табл. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-88469-611-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445133

5. Фатеева, И.М. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / И.М. Фатеева ; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). - Москва : МИРБИС : Директ-Медиа, 2016. - 269 с. : ил. - Библиогр.: с. 4-5. - ISBN 978-5-4475-8307-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441404

6. Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение : учебное пособие / Е.Б. Штукарева ; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). - Москва : Перо, 2015. - 315 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-906835-06-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».



2019-08-13 897 Обсуждений (0)
ТЕМА 21. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 21. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (897)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)