Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализуются следующие функции:



2019-08-13 191 Обсуждений (0)
Реализуются следующие функции: 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога

 

для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

 

 

Педагог-психолог Пчелинцева Юлия Александровна

 

 

Красноярск

2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Наименование разделов Стр.
п\п    
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Особенности развития детей с задержкой психического 8
  развития.  
1.3. Планируемые результаты освоения программы 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 21
     

 

 

2


 

Целевой раздел

Пояснительная записка

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

Программа   разработана в соответствии со следующими нормативными

документами:

 

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

 

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;

 

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

 

- Федеральные государственные требования к структуре основной

 

общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября

 

2009г.

 

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

 

Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

 

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с задержкой психического развития, принятых в дошкольное учреждение.

 

Основной базой рабочей программы является:

 

- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.

 

- «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в

 

условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.

 

- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,»

 

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

 

Теоретической основой программы являются положения,разработанные вотечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым,

 

3


 

А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Актуальность программы:

 

В последние годы количество детей с задержкой психического развития неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2

 

- 2,5 раза. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с 1 класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз, составляя лишь 10

 

- 15% от общего числа учеников.

 

Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период.

 

Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

 

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.

 

Цель программы:осуществление коррекционно–развивающей работы сдетьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

 

Задачи:

 

· Развивать психические процессы у детей;

· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

 

· Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

· Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей.

 

Условия реализации программы:

 

Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных

 

4


особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

 

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемыхв течение учебного года.

 

Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.

Форма работы. 1раз в неделю–индивидуальное, 2раза–подгрупповое занятие.

 

Время поведения групповых занятий:В связи с тем,что набор детей в группупредполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 15 - 30 минут.

 

Максимальное число участников: 6-8человек. Возраст: 5-7лет.

 

Принципы построения программы.

 

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

 

2. Единство диагностики и коррекции.

 

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

 

4. Комплексность методов психологического воздействия.

 

5. Возрастание сложности.

 

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

 

Этапы работы:

 

1. Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии РПМПК, по рекомендации ведущих специалистов ЦПМСС (через индивидуальные консультации), по рекомендации образовательных учреждений города.

 

2. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование

 

ребенка проводит каждый специалист (учитель – дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед).

 

3. Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.

 

4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение

 

итогов.

 

Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Анализ работы по программе.

 

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и

 

функциональных систем.

 

Основные методы программы:

 

- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким

 

5


 

образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

 

- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.

 

- Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность.

 

Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации

 

и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

 

- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

 

- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении

 

реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

 

- Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

 

- Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

 

- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и

 

произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

 

- Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику . Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети

 

6


 

лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

 

- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

 

Материально-техническая база:

 

· помещение для проведения занятий;

 

· наличие специализированных методических материалов, пособий;

 

· диагностический инструментарий.

Алгоритм сопровождения:

 

·Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя – дефектолога) с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута;

 

· Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами МБДОУ необходимости

 

специального коррекционного обучения; · Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное

 

сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики

 

и направлений ТПМПК.

 

· Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя – дефектолога).

 

Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями,

 

реализуются следующие функции:

• Эмпатическое принятие ребенка.

 

• Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

 

• Эмоциональная поддержка ребенка.

 

• Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

 

• Тематическое структурирование задачи.

 

• Помощь в поиске формы выражения темы.

 

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

 

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются все помещения МБДОУ.

 



2019-08-13 191 Обсуждений (0)
Реализуются следующие функции: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализуются следующие функции:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)