Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Республиканской олимпиады школьников по геологии



2019-08-13 345 Обсуждений (0)
Республиканской олимпиады школьников по геологии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Хузин Р.М. - ведущий геолог Баймакской горной компании.

2. Данукалова Г.А.- к.г.м-н, зав.лабораторией геологии кайнозоя ФГБУ науки Институт геологии Уфимского научного центра Российской академии наук.

3. Горшенева Т.П., руководитель учебно-научного геологического музея БашГУ.

4. Сандакова В.А., методист ГБУ ДО РДООЦТКиЭ.

5. Осипова Е.Н.- начальник отдела геологии и лицензирования по Республике Башкортостан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.

6. Авакумова Р.Р. - ведущий специалист - гидрогеолог ГУП «Башгеолцентр» Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан.

6. Сатаева Э.М. - ведущий специалист – эксперт отдела геологии и лицензирования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан.

7. Чибисов А.В. - доцент кафедры геологии горно-нефтяного факультета ФГБУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет.

8. Гатин И.М. - к.б.н., доцент кафедры экологии и природопользования естественно-

географического факультета ФГБУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы.

9.  Кочергин А.В. – кандидат геолого-минералогических наук, директор ООО «Уральское горно-геологическое агентство».

10. Бергазов И.Р. – главный судья полевой геологической олимпиады, ведущий геолог геологического отдела ОАО «Башкиргеология»

Общие требования к написанию и оформлению исследовательской или реферативной работы

1. Рекомендуемые тематики исследовательских работ

Геологическое строение участка, района (региона) Геоморфологическое строение района (региона) Структурная геология и тектоника
Современные геологические процессы и их влияние на преобразование рельефа Компьютерные технологии в геологических исследованиях Геология в школе (методика преподавания, организация геологических работ)
Экономическая геология Минералогия и петрография Геологические экскурсии
Полезные ископаемые Кристаллография Геология нефти и газа
Систематизация коллекций Геоэкологические исследования Геофизические методы и их применение
Палеонтология Гидрогеология и гидрогеоэкология Стратиграфия
Инженерная геология Геммология Недропользование

 

2. Требования составлены согласно ГОСТ 53579-2009 (Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН) “Отчет о геологическом изучении недр”. Общие требования к содержанию и оформлению). М.:Стандартинформ.2009. 73 с. ГОСТ 7.1-2004 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу) «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Общие требования и правила составления). М.:ИПК Издательство стандартов, 2004. 166 с.

3. Геологические исследовательские работы являются документами, отражающими результаты завершенных работ (или этапы работ). Общим требованием к работам является конкретность изложения результатов исследований, обоснованность выводов и рекомендаций.

4. Структура исследовательской /реферативной/ работы по геологии.

Реферативная работа может содержать следующие главы:

Введение. Во введении реферата обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему она заинтересовала автора.

Глава 1. Вступительная часть. Глава должна содержать несколько вступительных предложений, непосредственно вводящих в тему реферата.

Глава 2. Основная научная часть реферата. В логической последовательности излагается материал по теме реферата. Главу целесообразно разбить на подпункты (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).

Заключение. Выводы. Автор подводит итог работы, делает краткий её анализ и формулирует выводы. Предложения по использованию полученных результатов.

Список литературы.

Работа должна быть иллюстрирована картами, рисунками, фотографиями.

Исследовательская работа должны содержать следующие структурные элементы:

- обложка;

- этикетка (на обложке);

- титульный лист;

- реферат;

- содержание;

- текстовая часть (введение, основная часть, заключение);

- список литературы;

- графические приложения

 

Обложка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № СЕЛА /города/

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ 

Республиканская олимпиада школьников по геологии

Номинация

Исследовательская работа

МЕЛОВЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ

ХАЙБУЛЛИНСКОГО РАЙОН

республики башкортостан

Выполнил Фамилия, имя, отчество обучающегося ____класса, МБОУ СОШ № села /города/
Руководитель Фамилия, имя, отчество учитель, педагог образовательного учреждения

 

Адрес руководителя (индекс район, село (город), улица, дом, квартира,тел. (8 347

 

Уфа 2014

 

Реферат. Содержание работы в кратком виде. В начале работы указывается объем работы: количество страниц, иллюстраций, таблиц, литературных источников, приложений. Затем приводят от 5 до 10 ключевых слов, облегчающих информационный поиск данной работы, печатая их с красной строки в строчку в именительном падеже через запятые. Реферат должен отражать структуру работы и обязательно включать объект исследований (наблюдений), цель и задачи работ, методику работ, результаты исследований, новизну работы, выводы и рекомендации по их практическому использованию. Реферат печатают на отдельной странице.

ВВЕДЕНИЕ. Обоснование актуальности проведенных исследований, указание организации, выдавшей задание на их проведение. Четкая формулировка цели (она всегда одна) и задач (может быть несколько) исследований. Задачи – это поэтапные действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели. Затем надо охарактеризовать материалы, на которых основана работа и обязательно описать роль юных геологов в проведенных исследованиях. В конце можно привести благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь при проведении работ. Объем введения – 1-2 страницы.

МЕТОДИКА. Характеристика методики проведенных работ: методики полевых и поисковых маршрутов, методики полевых и лабораторных исследований образцов (проб). Описание использованных приборов и аппаратов, компьютерных программ, математического аппарата и пр. Объем 1-2 страницы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Охватывает все остальные главы, в которых излагают характеристику объекта исследований, исходные материалы, материалы, которые получены вновь. В конце каждой главы рекомендуется формулировать выводы, на основе которых в конце отчета пишется заключение.

Состав основной части зависит от типа работы и темы исследований. Он может быть различным, например, содержать главы «Геологическое описание района работ», «Методика работ», «Результаты исследований». Если темой исследований являются палеонтологические объекты, то в работу можно не включать главы о магматизме, метаморфизме, тектонике и пр., но обязательны главы по физико-географической, геологической характеристике территории и методике исследований. Если темой исследований являются лабораторные эксперименты, то структура работы может быть иной в зависимости от объектов исследований, в таком случае структура уточняется с руководителем и консультантом.

Более полный и развернутый план основной части работы приведен ниже.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ

Физико-географические сведения о районе. Краткие сведения об орографии и гидрографии района работ, характеристика типы почв, растительности и животного мира, описание административной принадлежности территории, заселенности, населенных пунктов, промышленного и сельскохозяйственного развития территории, транспорта и характера дорог. В конце делается вывод о времени, благоприятном для полевых работ и приводятся рекомендации о наиболее удобном способе добираться до района исследований. Текст иллюстрируют обзорной административной и физико-географической картами, где выделяют (например, красным квадратиком) район работ. Объем 2-3 страницы.

Геологическая изученность. Краткое описание истории геологических исследований по теме работы (состояние изученности вопроса). Обязательны ссылки на приведенные работы и источники. Объем 2-5 страниц.

Стратиграфия. Описание последовательности встреченных напластований, геологического разреза и форм залегания горных пород. Начинается с описания самых древних (из доступных в полевых условиях) образований какой-либо системы. Перечисляются все слагающие ее толщи с подробным петрографическим составом и содержащиеся в них органические остатки (фоссилии). Все толщи описываются в строгой последовательности снизу вверх от древних – к молодым. Сводное описание составляют на основе данных по всем изученным разрезам. При описании фоссилий в тексте можно поместить зарисовки или фотографии характеризуемых объектов. Текст иллюстрируют геологической картой района, стратиграфическими колонками отдельных обнажений и сводной, зарисовками обнажений и пр., фотографиями, геологическими разрезами и т.д.

Интрузивный магматизм (и метаморфизм при широком распространении на территории исследований метаморфических, в том числе ультраметаморфических комплексов). Описание встреченных интрузивных пород, начиная с самых древних из доступных в полевых условиях с указанием класса (например, кислые). Характеризуются все разновидности одной породы по структуре и текстуре; приводится химический (если не проводились аналитические исследования – допустимо показать теоретический состав) и минералогический состав пород. Глава иллюстрируется зарисовками, фотографиями.

Тектоника. Описание тектонических структур: крупных – по всей территории работ и более локальных – связанных с конкретным объектом исследований. Глава иллюстрируется обзорной тектонической схемой региона, зарисовками и фотографиями.

Геоморфология. Описание современного рельефа территории, сформированного в результате деятельности разнообразных геологических процессов. Характеризуются этапы развития долины реки, изменения базиса эрозии и отложения на террасах и в русле. При описании подземных вод уделяется внимание оползневым процессам и карстовым образованиям, а также их роли в формировании рельефа. При описании малых эрозионных форм также указывается их роль в формировании рельефа склонов. Глава иллюстрируется геоморфологической картой, фотографиями и зарисовками отдельных форм рельефа, схемами.

Полезные ископаемые. В исследовательской работе описываются полезные ископаемые, встреченные в маршрутах, указывая при этом – продуктами деятельности каких сил они являются и как используются человеком в хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые описывают по группам – отдельно рудные и нерудные. Главу иллюстрируют схемами месторождений, зарисовками горных выработок, фотографиями, картой схемой размещения полезных ископаемых по территории исследований.

Гидрогеология. Описание выходов подземных вод на поверхность; прослеживая, по возможности, к каким водоносным горизонтам они относятся. Характеризуются процессы карстообразования.

Эколого-геологическая обстановка. Описание состояния территории с точки зрения охраны окружающей среды и влияния разрабатываемых геологических объектов на изменение среды обитания человека и природы в целом.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Это основной раздел с подробным изложением результатов исследований. Включает в себя решение вопросов, поставленных в разделе «Введение», сопоставление материалов, изложенных в подразделах, между собой, а также с ранее опубликованными данными других авторов. В итоге выявляются общие закономерности, причинно-следственные связи, зависимости. Если позволяют силы, то полезно оценить место полученных результатов в системе научного знания, т.е. согласуются или противоречат найденные закономерности имеющимся по вопросу исследований теориям, гипотезам.

Основной принцип при описании результатов – это однозначность их понимания при прочтении. Приводятся в тексте только те данные, которые далее будут затронуты в обсуждении (что не относится к отчету, где обсуждение нередко отсутствует). Необходимо логичное и полное изложение, что подразумевает движение от простого к сложному, группировку однородного материала в логические «блоки». При большом количестве материала полезно выделять подразделы.

В разделе «Результаты» применяется иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, схемы и т.п.), но не для украшения работы или увеличения её объёма, а исключительно как способ более тонкой, логичной и компактной подачи материала. Следует помнить – громоздкие «результаты» свидетельствуют о недостаточно качественной обработке материалов.

Заключение. Приводятся основные итоги проведенных исследований, с оценкой выполнения поставленных задач, достижения цели исследований, эффективности выбранной методики, приводятся выводы по каждому разделу исследования, характеризуется новизна и практическая ценность результатов. В завершение приводятся рекомендации по дальнейшим исследованиям.

Список литературы. В алфавитном порядке, по фамилии первых авторов, указывают полные библиографические данные источников, процитированных в тексте. Если есть ссылки на несколько статей одного автора, то в списке литературы их располагают в хронологическом порядке, причем сначала упоминают работы, написанные одним автором, а затем в соавторстве с другими исследователями. Статьи на иностранных языках располагают в списке цитированной литературы после отечественных, также выстраивая их в алфавитном порядке (алфавит латинский).

Например:

Кутателадзе С.С., Стырикович М.А. Гидродинамика газожидкостных систем. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергия, 1976. 296 с.

Словарь башкирских говоров: Южный диалект: В 2 т. / Под ред. Н.Х. Максютовой / БФАН СССР. Уфа. 1970. Т. 2. 326 с. (Издающая организация стоит перед городом. Перед ней – одна косая черта).

Палеонтологическая работа может содержать следующие главы:

Введение.

Краткая физико-географическая характеристика района исследований.

Геологическое строение территории.

Методика работ.

Описание изученного местонахождения.

Краткая характеристика изученной систематической группы фауны (флоры или др.): систематическое положение, морфология.

Описание коллекции группы ископаемых с определенной территории.

Палеогеографические реконструкции на основе изученного палеонтологического материала.

Заключение.

Список литературы.

 

Экскурсионная работа может содержать следующие главы:

Введение.

Краткое географическое описание района экскурсии. Этот раздел иллюстрируют обзорной картой района проведения экскурсии с указанием значком объекта.

Краткое геологическое описание района экскурсии. Приводят обзорную или детальную геологическую карту района экскурсии.

Детальное описание экскурсионных объектов (геологических и краеведческих). Описание иллюстрируют фотографиями, рисунками, схемами.

Выводы по материалам проведенной экскурсии. Предложения по использованию полученных результатов.

Список литературы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ

на республиканской олимпиаде по геологии, г. Уфа

 

№№ п/п

Основные параметры оценки и их детализация

Оценка, баллы
1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 2,5 БАЛЛА:

 

цели и задачи не сформулированы

0
 

указана только цель или только задачи

1
 

Указаны цель и задачи, но из задач не ясно как добиться поставленной цели

2
 

Четко сформулированы цель и задачи исследования

2.5
 

 

 
2.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 3,5 БАЛЛОВ

 

Работа выполнена не по теме

0
 

Тема раскрыта недостаточно

1-3[29]
 

Содержание работы полностью соответствует теме исследования

3.5
 

 

 
3.

СТРУКТУРА И ЛОГИЧНОСТЬ. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 4 БАЛЛОВ

 

Отсутствует структура, отраженная в оглавлении (содержании) работы; в подаче материала отсутствует логичность

0
 

Содержание (структура) работы присутствует, плохо разработано; присутствуют введение, основная часть, заключение; материал изложен непоследовательно (нелогично)

1-33
 

Содержание (структура) работы присутствует, составлено так, что тема раскрыта полностью; присутствуют введение, основная часть, разбитая на главы, заключение, материал изложен последовательно (логично)

4
 

 

 
4.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА12 БАЛЛОВ:

 

Работа написана в виде реферата (текст переписан 1:1)

5
 

Работа написана в виде реферата, присутствует большой список работ, подаваемый материал хорошо проработан

6-83
 

Работа исследовательская, присутствуют большие фрагменты переписанного текста (примерно 30% и больше).

9-11[30]
 

Работа исследовательская, изложен материал самостоятельных исследований, дополнительная опубликованная информация во вводных главах составляет менее 30% работы.

12
 

 

 
5.

ОФОРМЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 1,5 БАЛЛА:

 

Список литературы в работе отсутствует

0
 

Список литературы присутствует, есть недочеты в оформлении (нет страниц, города, издательства, года, в тексте отсутствуют ссылки на работы)

0.5
 

Список литературы присутствует, оформлен правильно, в тексте отсутствуют ссылки на работы или ссылки есть, но список оформлен неправильно

1
 

Список литературы в работе присутствует, оформлен правильно, в тексте есть ссылки на работы

1,5
 

 

 
6.

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 2 БАЛЛА:

 

Текст написан от руки или напечатан, много ошибок, работа не переплетена, нет обложки, нумерации страниц

1
 

Текст напечатан, но есть недочеты в оформлении (работа не переплетена, отсутствует обложка, нет нумерации страниц, пр.)

1.5
 

Текст напечатан, отсутствуют ошибки, работа переплетена, есть обложка, нет недочетов в оформлении

2
 

 

 
7.

ОФОРМЛЕНИЕ ГРАФИКИ И ФОТО. МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 2,5 БАЛЛА:

 

Графика и фото отсутствуют

0
 

Графика и фото присутствуют в недостаточном количестве и плохо иллюстрируют работу, оформлены неудовлетворительно.

1
 

Графика и фото присутствуют, нет подрисуночных надписей, есть недочеты в оформлении, условных знаках, масштабе, и пр.

1.5-2
 

Графика и фото присутствуют, хорошо иллюстрируют работу, хорошо оформлены, есть подробные подрисуночные надписи, условные знаки, масштаб (размеры), указан автор иллюстрации

2,5
 

 

 
8.

ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 2 БАЛЛА:

 

В работе не использованы специальные термины

0
 

В работе специальные термины использованы частично

1
 

В работе правильно и достаточно использованы специальные термины

2
 

 

 
    МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА БАЛЛОВ: 30
       

Теоретический этап олимпиады

Тестирование по основам геологических знаний.

Тест включает в себя 30 вопросов, для каждого вопроса приведены 4 варианта ответов, из которых только один является правильным.

Вопросы распределены по разделам геологических наук:

Общая геология

1. определение научной отрасли
2. определение крупного таксона
3. последовательность периодов, цвет отложений определенного возраста на геологической карте
4. характеристика класса объектов
5. определение какого-либо геологического процесса
6. определение более мелкого таксона

Кристаллография

(строение вещества)

1. определение распространенного термина
2. характерная сингония минерала
3. характерная кристаллическая форма минерала
  Минералогия, петрография (микро-вещество, изучаемое геологией)
1. ряд минералов (или горных пород) или характерная ассоциация
2. характерные признаки, разновидности чего-либо
3. определение горной породы по указанному минеральному составу
4. определение минерала по указанным диагностическим признакам
5. к породам какого состава относятся определенные горные породы
6. рудный минерал или разновидности минерала, ГП, где он встречается

Полезные ископаемые

(макро-вещество, изучаемое геологией)

1. основные полезные ископаемые РБ
2. характерные особенности определенных типов месторождений
3. месторождения каких ПИ характерны для определенных толщ
4. определенное полезное ископаемое для каких горных породах характерно
5. для производства чего применяются определенные горные породы (минералы)
6. образованиями чего являются руды определенного месторождения

Палеонтология, историческая геология с основами фациального анализа

(реконструкция условий образования вещества, изучаемого геологией)

1. определение распространенного термина исторической геологии
2. определение распространенного палеонтологического термина
3. характеристика класса изучаемых объектов
4. фация
5. чем характеризуется начало определенного периода геологической истории Земли, типичная фауна

Структурная геология, тектоника

(структурные условия залегания вещества, изучаемого геологией)

1. общая геологическая характеристика строения, желательно РБ; общие определения
2. определение крупного таксона
3. определение мелкого таксона

     За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Максимальная оценка 30 баллов.

Контрольное время – 40 минут.

Для определения порядка тематики вопросов (6 разделов геологии) и местонахождения правильного ответа (а, б, в или же г) используется генератор случайных чисел, имеющийся в Microsoft Excel.

Пример тестовых заданий

1. Геология – это:

1). Наука, изучающая горные породы.

2). Наука, изучающая рельеф Земли.

3). Наука, изучающая органические остатки.

4). Наука, изучающая строение Земли, ее происхождение и развитие.

2. Самородными называются минералы:

1). Состоящие из одного химического элемента.

2). Состоящие из соединений разных элементов с серой.

3). Состоящие из солей и галоидно-водородных кислот.

4). Состоящие из соединений элементов с кислородом.

3. Медный колчедан – это:

1). Халькопирит.

2). Пирит.

  3). Галенит

  4). Киноварь

4. Минералы какого класса представляют собой соли серной кислоты:

1). Оксиды.

2). Сульфаты.

3). Фосфаты.

4). Сульфиды.

5. Несцементированными горными породами с окатанными обломками являются:

1). Галечник, гравий, песок.

2). Брекчия, дресвяник, песчаник,

3). Конгломерат, гравелит, песчаник.

4). Глыбы, щебень, дресва.

6. Магматические горные породы подразделяются на следующие группы:

1). Кислые, средние, щелочные, обломочные, хемогенные породы.

2). Кислые, средние, щелочные, основные, ультраосновные породы.

3). Обломочные, хемогенные, органогенные породы.

4). Кислые, сладкие, средние, крайние, основные породы.

7. Осадочные горные породы образуются путем:

1). Излияния глубинного вещества на поверхность Земли.

2). Кристаллизации и затвердевания природных силикатных расплавов.

3). Преобразования каких-либо горных пород.

4). Накопления обломочного материала, в процессе химического осаждения растворенных веществ и жизнедеятельности организмов.

8. Метаморфизм – это:

1). Процесс застывания магмы на различной глубине.

2). Процесс излияния магмы на поверхность Земли.

3). Процесс преобразования горных пород различного генезиса.

4). Процесс образования пород под воздействием внешних факторов

9. Частыми и катастрофическими землетрясениями характеризуются:

1). Побережья Тихого океана.

2). Уральские горы.

3). Западно-Сибирская низменность.

4). Восточно-Европейская равнина.

10. Положение пласта в пространстве характеризуется:

1). Длиной, шириной, высотой.

2). Азимутом простирания, азимутом падения, углом падения.

3). Азимутом простирания, азимутом наклона, углом склонения.

4). Протяженностью, направлением падения, углом падения.

11. Оставшиеся на месте своего образования продукты выветривания называются:

1). Коллювий, делювий.

2). Элювий, почвы.

3). Морены.

4). Аллювий, пролювий.

12. Водная корразия – это:

1). Механическое истирание ложа потока обломками пород.

2). Выщелачивание растворимых пород водами.

3). Механический вынос мельчайших частиц породы подземными водами.

4). Разрушение берега водоема.

13. Руды Учалинского месторождения РБ представлены:

1). Магнетитом, лимонитом.

2). Пиритом, халькопиритом.

3). Антимонитом, реальгаром.

4). Бокситом.

14. Камы, озы, морены образуются в результате действия:

1). Эоловых процессов.

2). Гляциальных процессов.

3). Флювиальных процессов.

4). Склоновых процессов.

15. Куэсты (квэсты) – это

1). Формы рельефа при полого-моноклинальном залегании слоев.

2). Формы карстового рельефа.

3). Формы рельефа при крутом моноклинальном залегании слоев.

4). Формы рельефа, образованные горными ледниками

16. Эффузивные и интрузивные горные породы объединяются в группу:

1). Метаморфических горных пород.

2). Осадочных горных пород.

3). Магматических горных пород.

4). Метаморфических и магматических горных пород.

17. Сульфиды – это:

1). Соединения элементов с серой.

2). Соединения элементов с кислородом.

3). Соли серной кислоты.

4). Соли галоидно-водородных кислот.

18. Антиклинальная складка это:

1). Пласт горных пород с разрывом сплошности, с крыльями и ядром.

2). Пликативное нарушение, в ядре – залегают более древние породы.

3). Пликативное нарушение, в ядре – залегают более молодые породы.

4). Дизъюнктивное нарушение с поверхностью сместителя.

19. Горные породы описывают по следующей схеме:

1). Название, состав, размеры.

2). Название, плавучесть, растворимость, излом, вкус.

3). Название, цвет, вещественный состав, структура, текстура, излом, включения и выделения.

4). Название, размеры, окатанность, распространение.

20. В каком пункте перечислены только магматические горные породы:

1). Песчаник, гранит, алеврит.

2). Диорит, гранит, пемза.

3). Песок, гранит, базальт.

4). Кварцит, песчаник, дунит.

21. Формирование биосферы началось:

1). 4,6 млрд. лет назад.

2). 65 млн. лет назад.

3). Около 3,8 млрд. лет назад.

4). 600 млн. лет назад.

22. На Земле органический мир представлен следующими царствами:

1). Цианобионты, Водоросли, Мхи, Лишайники, Животные.

2). Бактерии, Водоросли, Мхи, Растения, Простейшие.

3). Бактерии, Растения, Животные.

4). Бактерии, Цианобионты, Грибы, Растения, Животные.

23. Начало палеозоя (кембрий) характеризуется:

1). Массовым появлением динозавров на суше.

2). Массовым распространением наземных растений.

3). Массовым появлением животных с минеральными скелетами, первыми наземными беспозвоночными.

4). Возникновением жизни на Земле.

24. В настоящее время приняты следующие подразделения стратиграфической шкалы:

1). Акротема-эонотема-эратема-система-отдел-ярус-зона.

  2). Эонотема-эратема-система-отдел-ярус-зона.

3). Эратема-эонотема-система-отдел-ярус-зона.

4). Акрон-эон-эра-период-век-фаза.

25. В настоящее время приняты следующие подразделения геохронологической шкалы:

1). Акрон-эон-эра-период-век-фаза.

2). Эон-эра-период-век-фаза.

3). Эра-эон-век-период-фаза.

4). Акротема-эонотема-эратема-система-отдел-ярус-зона.

26. «Черными курильщиками» называют:

1). Подводные гидротермальные выбросы из конусовидных образований.

2). Людей, употребляющих табачные изделия без меры.

3). Вулканы на Камчатке.

4). Ракоскорпионов.

27. Возраст отложений, слагающих Бугульмино-Белебеевскую возвышенность:

1). Триасовый.

2). Меловой.

3). Силурийский.

4). Пермский.

28. Гастроподы, Панцирные, Лопатоногие, Моноплакофоры – это:

1). Брахиоподы.

2). Иглокожие.

3). Губковые.

4). Моллюски.

29. Сирингопориды, Фавозитиды, Хететиды – это:

1). Моллюски.

2). Мшанки.

3). Коралловые полипы.

4). Брахиоподы.

30. Фузулиниды относятся к типу:

1). Саркодовые.

2). Губковые.

3). Книдарии.

4). Иглокожие.

Примерный перечень вопросов практического тура

по теме «ОБЩАЯ ГЕОЛОГИЯ»и критерии оценки ответов

Каждый участник получает учетную карточку (см. пример), включающую три изображения геологических процессов. Предлагаемые карточки имеют одинаковую сложность.

Участник должен ответить на следующие вопросы:

1. Определить основной геологический экзогенный процесс, представленный на схеме или фотографии. Максимальная оценка 4 балла.

2. Определить основные действующие агенты процесса (расшифровка процесса: что происходит и под действием каких сил). Максимальная оценка 3 балла.

3. Определить видимые на иллюстрации формы рельефа, образуемые данным процессом. Максимальная оценка 3 балла.

Критерии оценки ответа за один вопрос:

0 – нет ответа на вопрос.
1 – есть представление о том, что спрашивают, ответ дан неясно и путано.

2-3 – есть представление о том, что спрашивают, объяснение дано, но не полностью.

4 – ответ на вопрос полный и точный.

Максимальная оценка за 3 вопроса – 30 баллов.

Контрольное время 40 минут

 

 

 

2019-08-13 345 Обсуждений (0)
Республиканской олимпиады школьников по геологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Республиканской олимпиады школьников по геологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)