Дополнительное образование детей как интеграция всех видов образования
Развитие современной системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям: - сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-ориентированной деятельности; - разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с учетом своеобразия этого процесса в различных образовательных учреждениях и специфики различных категорий детей; - соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного образования и построения новой практики; - упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы дополнительного образования; - обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования; - создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме функционирования и в режиме развития; - одномоментность моделирования организационных форм дополнительного образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности; - научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка; - разработка базисной основы содержания дополнительного образование; - осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия, расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, представление необходимых льгот. По мнению Е.Б. Евладовой, внеурочная деятельность – это целенаправленная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге[6]. При определении организационных моделей Евладова Е.Б. исходит из того, что внеурочная деятельность и занятия в системе дополнительного образования должны быть объективно включены в деятельность всего школьного сообщества и быть столь же разнообразными, как сама жизнь[7]. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору[8]. Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено: - на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; - развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; - совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации[9]. Дополнительное образование – процесс непрерывный. Педагогический процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решения как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию, осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования[10]. Уникальная возможность дополнительного образования объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие обучающегося делает его незаменимым в образовательном процессе. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов[11]. Направленность – предметно-тематическая, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждений дополнительного образования. Можно представить под направленностями область образовательных запросов определенной социальной группы детей и их семей за пределами государственных образовательных программ общего образования. Для каждой направленности характерны приоритетные образовательные цели. Эти цели определяются в соответствии с их спецификой. В настоящее время выделяются шесть основных направленностей дополнительного образования детей: - туристско-краеведческая; - техническая; - естественнонаучная; - физкультурно-спортивная; - художественная; - социально-педагогическая[12]. Как вписывается в систему дополнительного образования туристско-краеведческая направленность, рассмотрим в следующей главе.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |