Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социометрические методики



2019-08-13 169 Обсуждений (0)
Социометрические методики 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие о методах и методиках психологического исследования

Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого "methodos" означает "путь".

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент.

1. Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. д.)

2. Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

3. Вспомогательные методы: Беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению.Опрос - Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Метод тестирования - можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества

Анализ продуктов деятельности.

Сравнительные методы:Близнецовый.
Сравнение нормы и патологии.

Кросскультурный(изучение детей в определенной культуре, эпохе, странах и т.д.)

Биографический метод (анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти).

Социометрические методики

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.

Классификация методов:

1 Методы исследования:

1.1.методы сбора информации

• Изучение документации:-анемнез ребенка;-мед.карты;-характеристикреб.

• Изучение продуктов деятельности (рисунков, поделок, рассказов)

• Наблюдение за ребенком

• Беседы с ребенком и его родителями

• Эксперимент

• Анкетирование (открытое, закрытое)

1.2.методы обработки информации(результатов): анализ и интерпретация полученной информации

2 Методы профилактики

2.1.первичный (в перинатальный период и далее)

2.2.вторичный (раннее выявление психич.особенностей и своевременная помощь – психолог.диагностика)

3.Противоречия и возрастные кризисы развития.

Существует несколько различных точек зрения на кризис.

1.Кризис – это ненормальное болезненное явление, результат неправильного воспитания.

2.Наличие кризиса в развитии ребёнка является закономерностью, так как ребёнок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребёнка, которые резко меняются и могут принимать различный характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты и не отчётливы. Обострение наступает в середине периода. У разных детей кризисы проходят по – разному .Главные изменения – это внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы, т.е. распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Наряду с потерями создаётся что – то новое. Т.о. возникают противоречия – с 1 стороны – между возросшими потребностями ребёнка и его всё ещё ограниченными возможностями, а с другой – между новыми потребностями ребёнка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Чаще всего выделяют кризисы: новорожденности, первого года, трёх лет, семи лет, тринадцати лет.

Содержание кризиса первого года жизни связано со след. моментами:- развитие ходьбы. Ходьба становится основным средством передвижения в пространстве. Эльконин подчёркивал, что гл. в акте ходьбы – не только то, что расширяется пространство, но и то, что ребёнок отделяет себя от взрослых. Увеличение словаря ребёнка и развития речи идёт от пассивного словаря к активному. У ребёнка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. И когда ребёнку в чём – то отказывают, он кричит, падает на пол, отталкивает от себя взрослого, т.д. Т.о., автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребёнок обособляется от взрослых, настаивая на своем. Кризис 3 лет. Возраст 3 года называют возрастом «Я сам». Появляется новая форма желаний, которые непосредственно не совпадают с желаниями взрослых («Я хочу»). К 3 годам происходит значительное развитие самостоятельности в осуществлении движений (может сам есть, одеваться и т.д.), речь становится средством общения со взрослым. Р. начинает отделять себя от своих действий. Поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы действий с предметами становятся для ребенка ОБРАЗЦОМ, предметом для подражания и воспроизведения. К 3 годам формируется ролевая игра, в которой ребенок начинает отождествлять свои действия с действиями взрослых, называет себя и их по имени. У детей увеличивается самостоятельность и стремление к ней. Возраст 3 лет называется возрастом «Я сам». Появляется новая форма желаний, которые не совпадают с желаниями взрослых.Симптомы кризиса:

-Негативизм – поведение ребенка идет в разрез с тем, что от него требуют взрослые, происходит отделение ребенком собственных желаний от желаний других людей. -Упрямство – реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, а потому , что он это потребовал и настаивает на своем требовании. -Строптивость – безлична и направлена против норм воспитания и сложившегося образа жизни. -Своеволие, своенравие – это стремление к самостоятельности, когда ребенок все хочет делать сам. -Протест, бунт, деспотизм, ревность в том числе и к др. детям. Во всех симптомах кризиса присутствует установка на самостоятельность. Симптомы кризиса говорят о том, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис 3 лет – кризис социальных отношений.

Кризис семи лет. Независимо от того, в 6 или 7 лет ребёнок пошел в школу, наступает кризис. Его сроки могут смещаться примерно с 6 до 8 лет, - насколько сильно ребёнок переживает ту систему отношений со взрослыми, сверстниками, как изменилось его восприятие в системе этих отношений. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. Он связан с появлением нового, системного новообразования, внутренней позиции, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексию ребёнка.

Изменения самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений; появляется обобщенное отношение к самому себе и к окружающим, т.е. происходит кризис личности «Я» - соподчинение мотивам. В том числе происходит смена основных переживаний – открывается сам факт переживаний, переживания приобретают смысл.

Кризис 7 лет представляет собой внутр. изменения ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей (физиологически: дети вытяг. в росте, выпад.зубы).

Основными симптомами кризиса являются: -потеря непосредственности, которая свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент, т.е. ребёнок хочет что-то показать своим поведением, придумывает себе новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

- его переживания и действия интеллектуализируются, что связано со знанием о том, как надо.

- демонстрация взрослого поведения (манерничание и кривляние); ребёнок может изображать какого-то конкретного взрослого и стремиться выполнять его обязанности.

- так же у детей появляется интерес к своему внешнему виду, он может долго выбирать во что одеться и спорить по этому поводу с родителями.

- дети перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых, начинают нарушать привычные правила – прошлый детский образ жизни обесценивается, отрицается и отвергается. Ребёнок пробует взять на себя новые обязанности.

 



2019-08-13 169 Обсуждений (0)
Социометрические методики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социометрические методики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)