Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека.



2019-08-13 811 Обсуждений (0)
Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема сущности и бытия человека – одна из “вечных проблем” философии. Рассматривая человека как предмет философского анализа, философия ставит перед собой задачу решить проблему смысла жизни, идеалов и ценностей человека. Все философские концепции человека можно разделить на две части: объективистские и субъективистские. В концепциях первой части человек, способ его существования и жизненное предназначение обусловлены внешним миром и познаются через него. В теориях другой части человек предстает как существо автономное, а его постижение – это прежде всего самопостижение, которое одновременно является и условием постижения мира. Путь здесь противоположный объективистскому: от человека к миру.

Первоначальные представления о человеке формируются значительно раньше, чем рождается религия, а тем более философия. Древняя мифология не расчленяет мир: Вопрос о происхождении мира является одновременно и вопросом о происхождении человека.

Теоцентрическая средневековая философия разрушает это единство. Человек – творение Бога. Тело человеку дано для жизни духа, а сам дух – для постижения Бога и служения ему. Поэтому задача человека – совершенствовать разум и сердце: посредством первого достигается понимание Бога, с помощью второго – любовь к нему. Но именно разум и чувства вместе делают человека уникальной, неповторимой личностью. Дальнейшее развитие философии было только подтверждением, развитием, защитой этой традиции.

Философия ХХ ст. через постижение оснований свободной и творческой деятельности человека утверждает значение всякого другого бытия. Сущность же свободы человека видит в том, что человек предстает не как вещь, а как существо, создающее себя каждым своим поступком. Именно поэтому свободный человек несет всю полноту ответственности за содеянное. Натуралистический подход,  акцентирует внимание на объективных и безличностных основах человека – сфере бессознательного, неосознанного, биологического, что делает человека неполноценным, а эта неполноценность компенсируется деятельностью.

Социологизаторский подход требует относиться к человеку как совокупности социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность.

Вопрос о происхождении человека – это начало всех суждений о его природе. Можно выделить несколько основных подходов. Креационизм рассматривает человека как творение Бога. Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека и основывается на трудностях и догадках, с которыми сталкивается наука в решении проблемы антропосоциогенеза. Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.

Научные представления об антропосоциогенезе можно представить следующим образом. Примерно 3,5 – 5,5 млн. лет назад природно-климатические изменения на Земле привели к формированию гоминид с атропоморфными признаками (прямохождение, специфическое строение рук и сложная организация мозга). Вместе они и составляют природно-биологические предпосылки формирования человека. Эти факторы дополнялись зарождающимися социальными факторами: эволюцией и регулированием семейно-брачных отношений, табу, членораздельной речью, что вело к развитию трудовой деятельности, формирования поведения и возникновению культуры. 45 – 15 тысяч лет – кроманьонцы как родоначальники современного типа человека. Было принято считать, что на этом биологическая эволюция человека завершилась и началась его социальная эволюция.

Человека можно рассматривать и как социальное образование, тогда он предстает как личность. В реальной жизни реального человека отделить биологическое от социального невозможно. Биологическое в человеке – это совокупность телесных свойств, развившихся от животных предков и изменявшихся под воздействием социальных факторов. Биологические качества являются необходимой предпосылкой и условием существования человека и составляют природные основания для формирования личности. Они, таким образом, выступают основой социальной жизни человека.

Социальное – это все то, что человек приобретает в процессе антропосоциогенеза, в результате отношений человека с другими людьми. Наиболее отчетливым проявлением социальности человека выступает его интенциональность, связанная с желаниями, склонностями, интересами, идеалами, нормами, оценками, убеждениями, мировоззрением. Поведение человека определяется специфически человеческими мотивами и оценками и осуществляется на основе цели.

Человек – это биосоциальное существо, существование которого обусловлено двумя программами: биологической и социокультурной.

Подытожим сказанное.

1)человек есть результат продолжительной эволюции природы, обусловленной как природно-биологическими, так и социальными факторами;

2)по своей природе человек является биосоциальным существом, существование которого обусловлено двумя программами: биологической и социальной;

3)социальная сущность человека проявляется в личности как совокупности социально значимых качеств, придающих ему способность к сознательному и осмысленному выбору форм жизнедеятельности и готовность к ответственности за результаты своего выбора;

4)высшим проявлением человечности человека является его духовность, связанная не только с разумом и чувствами, но и с моральной ответственностью, свободой, ценностями, мотивами, оценками и целями;

5)интегральной характеристикой бытия человека является смысл жизни.




2019-08-13 811 Обсуждений (0)
Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)