Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические формы позитивизма



2019-08-13 189 Обсуждений (0)
Исторические формы позитивизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Прогресс науки, точность ее фактов, отчетливость гипотез и их практическое подтверждение, бесспорность результатов научного познания формировали убеждение в том, что наука неограниченна в своих возможностях и способна решать все социальные проблемы, встающие перед человеком и обществом. Только наука дает нам достоверные знания о мире и человеке. Наука становится не только средством познания, но и мировоззрением. Эти тенденции и были замечены основателями позитивизма О. Контом и Г. Спенсером. Наиболее системно новые идеи были изложены в известном произведении Конта “Курс позитивной философии”. Позитивные знания – это знания, опирающиеся на факты. Философия должна основываться на фактах и законах науки и не претендовать на познание того, что лежит за пределами этих фактов и законов. В своем историческом развитии познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. На теологической стадии все вещи и события рассматриваются и получают свое объяснение с точки зрения сверхприродной воли, которая проявляется в фетишизме, политеизме и монотеизме. На метафизической стадии, продолжавшейся до конца средневековья, внешняя воля как принцип объяснения предметов уступает место абстракциям разума, которым приписывается объективная реальность. На позитивной стадии отвергается как воля объекта, так и авторитет субъекта, а наука направлена на наблюдение за постоянными и последовательными изменениями определенных явлений и открытие на этой основе нерушимых законов их становления. По убеждению Конта, познание общества – важнейшая задача позитивной философии, которая должна стать синтезом всех человеческих знаний. Позитивная философия должна быть очищена от метафизической проблематики и ориентирована на обобщение и систематизацию конкретно научных знаний. Во второй половине ХIХ в. формируется второе поколение позитивизма – эмпириокритицизма (критика опыта) – основатели Э.Мах и Р. Авенариус в основу мира положили «опыт», который понимали как совокупность ощущений. Мах цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей, поэтому она должна ограничиваться минимальными затратами мыслительной энергии. Чтобы добиться экономии мысли, следует отказаться от всех метафизически-религиозных понятий и ориентировать познание на описание опытно наблюдаемых явлений, кот. явл-ся научными.В сущности, позитивистская программа в философии была, с 1 стороны, пронизана потребностями внутри научного развития и поисками адекватных методов познания, а с 2 – теоретическим предчувствием новой научной революции. В конце ХIХ – начале ХХ вв. классическая наука переживает свой золотой век. Ее открытия поражали, ее организованность удивляла, ее практическая эффективность порождала оптимизм, основанный на вере в способность науки решить любую проблему, ответить на все вопросы человеческого разума, обеспечить условия для здоровой и благополучной жизни людей.Научные знания, которые были универсальными и абсолютными, теперь обнаруживают свою ограниченность и относительностьВ этих условиях и на этом основании и возникает третье поколение позитивизма – неопозитивизм. Неопозитивизм формируется и как философское направление, и как способ философствования, требующий строгости и точности принятой терминологии. В своем развитии неопозитивизм отразил кризис традиционного естествознания и процесс становления релятивистской науки. Сущность - только наука и техника признаются надежным и универсальным средством решения всех социальных проблем, а наиболее эффективное управление социальными процессами способны обеспечить только технические специалисты. Именно поэтому наука выступает для неопозитивизма главным и единственным объектом фил-ии.

Неопозитивисты считают, что все содержательные высказывания можно свести к трем типам: научно-осмысленные, научно-неосмысленные и бессмысленные (Карнап). Научно-осмысленными могут быть только такие высказывания, которые адекватно отражают чувственные переживания субъекта и поддаются рациональному определению в терминах языка научной теории. Таким статусом обладают только некоторые, абсолютно достоверные, высказывания естествознания, кот. называются протокольными предложениями. Все остальные высказывания науки такой достоверностью не обладают и потому должны быть подвергнуты верификации (Шлик) - разложение сложных высказываний на простые протокольные предложения, содержание которых совпадает с теми или иными фактами. Высказывание, подвергающееся верификации, является истинным только тогда, когда выведенное из него протокольное предложение представляет собой суждение. Понятно, что в таком случае анализ языка науки приобретает приоритетный характер, а сама философия превращается в лингвистический анализ. Его основные черты: отказ от классических гносеологических проблем, критика понятия субъекта, ориентация на выявление смысла и значения научных высказываний, замена понятия истины понятием осмысленности.

Проблемы, решение которых оказалось не под силу неопозитивизму, и, прежде всего, несостоятельность принципа верификации, порождают постпозитивизм , который провозглашает объектом философии динамику науки, способы построения и принципы функционирования научных теорий. Наука неспособна дать достоверные, или хотя бы вероятностные знания. Наше познание основывается не только на достоверных понятиях, но и на многочисленных догадках и разнообразных объяснениях, которые должны подвергаться постоянным проверкам (Поппер). Любая научная истина во время очередной проверки может обнаружить свою ложность в новом контексте и принцип верификации здесь не поможет. Поэтому необходимо использовать более однозначную процедуру  фальсификации. Если между теорией и опытом обнаруживается расхождение, то это свидетельствует о ложности ее выводов. Принцип фальсификации - основа самокритики науки, средство минимизации ошибок и достижения истины.

Наука в своем историческом развитии проходит  три стадии: допарадигмальную, парадигмальную (нормальную) и экстраординарную (внепарадигмальную науку стадии научной революции). На первой стадии наука представляет собой сочетание разнообразных взаимопротиворечивых гипотез и научных группировок. В условиях жесткой конкуренции на определенном этапе развития выделяется одна теория как образец научного решения теоретических задач, а ее фундаментальные принципы, методы и ценности, безусловно разделяемые научным сообществом, образуют парадигму. Она задает тип объектов и способы их познания и одновременно отвергает все факты и теории, которые вступают в противоречие с нею. На стадии нормальной науки происходит сбор и накопление фактов, проводятся эксперименты на основе и в соответствии с господствующей парадигмой, расширение границ применения научной теории, осуществляются попытки решения нерешенных проблем. В этом процессе и выявляются “аномальные” явления, которые не вписываются в принятую парадигму. Это порождает кризис научной теории, вызывает научную революцию, в процессе которой формулируется новая парадигма. Таким образом:

1)позитивизм основан на идеологии технократизма и является отображением и осмыслением той роли, которую наука стала выполнять в обществе уже в ХІХ в.;

2)позитивистская программа модернизации философии была направлена на очищение философии от традиционной мировоззренческой проблематики и ограничение ее сферой анализа научных высказываний;

3)осуществленный неопозитивизмом и постпозитивизмом анализ научной теории и ее динамики показал, что история науки – процесс революционных преобразований теоретического видения мира, в котором определяющая роль принадлежит множеству нерациональных и неэмпирических факторов;

4)аналитическая программа в постклассической философии выявила относительный характер научных знаний, поскольку они зависят от наблюдателя, материальной среды, научной парадигмы, от социального окружения и психологических предпочтений и т.д., что способствовало большей осмотрительности по отношению к науке и оценке ее роли в жизни общества.




2019-08-13 189 Обсуждений (0)
Исторические формы позитивизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические формы позитивизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)