ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УДК 159.9:37.018324 ББК 88.836 С 60
Печатается по решению редакционио-издательского совета Московского государственного областного гуманитарного института
Рецензенты: Карташёв Н.В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики МГОГИ Казеичева И.Н., педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов, главный специалист Управления образования администрации г.о. Орехово-Зуево
Издание осуществлено при финансовой поддержке ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт в рамках внутривузовского научно-методического проекта «Совершенствование профессиональных компетенций работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Авторы-составители: Солдатов Д.В., Солдатова СВ.
С 60 Психологическая профилактика суицидального поведения воспитанников детского дома: методическое пособие. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2011. - 88 с.
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального поведения, методы диагностики, проблемы психологической профилактики суицидального поведения детей и подростков, воспитывающихся в детских учреждениях - социальных приютах, интернатах, детских домах. Пособие предназначено для психологов, педагогов, руководителей воспитательной работы в социальных приютах, интернатах, детских домах.
УДК 159.9:37.018.324 ББК88.836
© Солдатов Д.В., Солдатова СВ., 2011 О Московский государственный областной гуманитарный институт, 2011 © Оформление. Издательский центр Московского государственного областного гуманитарного института, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение........................................................................................................................................................................4 Глава 1. Психологическая характеристика суицидального поведения 1.1. Определение понятий............................................................................................................................................7 1.2. Типология суицидального поведения..................................................................................................................7 1.3. Основные концепции суицидального поведения...............................................................................................8 1.4. Причины и мотивы суицидального поведения в детском и подростковом возрасте......................................9 1.5. Динамика развития суицидального поведения................................................................................................ 12 1.6. Подростки, относящиеся к «группе риска» возникновения суицидального поведения...............................14 1.7. Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицидального поведения................................14 1.8. Признаки готовящегося самоубийства..............................................................................................................16 1.9. Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков.................................16 Глава 2. Психодиагностика суицидального поведения 2.1. Обзор методик диагностики риска суицидального поведения.......................................................................18 2.2. Диагностика склонности к суицидальному поведению 2.2.1. Выявление склонности к суицидальным реакциям. Тест «СР—45»..........................................................26 2.2.2. Диагностический опросник выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»............................................................................ 30 2.2.3. Оценка риска суицидального поведения по «Карте наблюдений» Д.Стотта............................................32 Глава 3. Психологическая работа по профилактике суицидального поведения воспитанников детского дома 3.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков «группы риска» возникновения суицидального поведения...........................................................................46 3.2. Рекомендации педагогам по психологической профилактике суицидального поведения детей и подростков................................................................................................57 Литература ................................................................................................................................................................67 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26.01.2000г. № 22-06-86 ...................................................70 Приложение 2. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» (Приказ № 798 16.12.2003г.) .........................................................................................................75 Приложение 3. Коррекционно-обучающий тренинг СВ. Духновского «Переживание подростками критических ситуаций».................................................................76 ВВЕДЕНИЕ Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством (около 0,0083%), а число попыток – в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств, и в последние годы явно обнаруживает себя тенденция нарастания деструктивного вообще и аутоагрессивного, в частности, поведения среди молодежи. Уровень самоубийств, по мнению одних авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств – Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств – в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ – 21 или Франции – 22, однако в последующие 20 лет количество суицидов в России по крайней мере удвоилось. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва – 45,8; Россия – 41,8; Эстония – 40,9; Латвия – 40,0; Венгрия – 35,3. Мы видим, что распространенность суицидального поведения имеет значительные колебания в общей популяции: от 0,0032% до 0,046%. Однако имеются свидетельства того, что лишь в стабильных обстоятельствах показатели суицидальной активности стабильны. Опыт показывает, что в нестабильных социально-экономических или политических условиях количество самоубийств может значительно изменяться. В недавней истории примером может служить поведение евреев во время холокоста, когда Гитлер стремился их полностью истребить. Люди шли на самоубийства из-за страха попасть в концентрационные лагеря. Евреи, которые не избежали этой кошмарной участи, вначале сохраняли веру в освобождение или воссоединение семей. Пока оставалась хотя бы искра надежды, происходило сравнительно мало суицидов. Когда же война стала казаться бесконечной и начали доходить слухи о расправах гитлеровцев над миллионами людей, то суициды среди узников лагерей приняли форму эпидемии. Еще одна волна самоубийств прокатилась в самом конце войны, когда люди узнали о смерти своих близких или в полной мере прониклись ужасом смертников, содержащихся в лагере. Следовательно, потеря чувства самоценности и смысла жизни, переживание горя, потеря надежды на положительные изменения в будущем, возникающие в определенных жизненных обстоятельствах, могут приводить к увеличению аутоагрессивных тенденций и суицидальных попыток даже и на национальном уровне. За каждым случаем суицида (и попытки суицида) стоит личная трагедия, психологическая катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов проверок обстоятельств и причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. На фоне общемировых негативных тенденций возрастания проблемы суицида особую группу риска возникновения суицидального поведения составляют дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации – оставшиеся без поддержки семьи, это воспитанники детских учреждений, таких как интернаты, детские дома, социальные приюты. Между тем, по оценкам специалистов совершенно иная картина складывается в отношении выпускников социальных детских воспитательных учреждений. «По утверждению Генеральной Прокуратуры 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только оставшиеся 10% живут относительно нормально (Вы решили усыновить ребенка, 2001, с. 8)» (цит. по: Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 2005, с. 11). Таким образом, распространенность суицидального поведения (успешных суицидов) среди сирот (социальных сирот) в десятки и сотни раз выше. Данные факты свидетельствуют о необходимости проведения профилактики суицидов не только во время нахождения ребенка в стенах детского учреждения, но и в рамках проведения профилактических мероприятий учитывать временную перспективу будущего, в котором риск суицида возможно даже выше, чем в настоящем. Следовательно, уже в детском и подростковом возрасте важно формировать такие качества личности детей – социальных сирот, которые и во взрослой жизни будут выступать препятствием возникновения суицидальных тенденций. Настоящее пособие содержит материалы полезные для педагогов и психологов для организации и проведения психодиагностической и коррекционной-развивающей работы с целью профилактики суицидального поведения среди детей и подростков, находящихся на общественном воспитании. В пособии рассматриваются основные понятия, классификация суицидального поведения, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального поведения, методы диагностики склонности к суицидальному поведению, проблемы профилактики и коррекции суицидального поведения в детском и подростковом возрасте.
Д.В. Солдатов, С.В. Солдатова
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |