Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА



2019-08-13 188 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 159.9:37.018324

ББК 88.836

С 60

 

Печатается по решению редакционио-издательского совета

Московского государственного областного гуманитарного института

 

 

Рецензенты:

Карташёв Н.В., доктор педагогических наук,

профессор, зав. кафедрой социальной педагогики МГОГИ

Казеичева И.Н., педагог-психолог высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов,

главный специалист Управления образования администрации г.о. Орехово-Зуево

 

 

Издание осуществлено при финансовой поддержке

ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт

в рамках внутривузовского научно-методического проекта

«Совершенствование профессиональных компетенций работников

образовательных учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

 

Авторы-составители: Солдатов Д.В., Солдатова СВ.

 

С 60 Психологическая профилактика суицидального поведения воспитанников дет­ского дома:

         методическое пособие. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2011. - 88 с.

 

В методическом пособии рассматриваются основные понятия, класси­фикация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального поведения, методы диагностики, проблемы психологической профилактики суицидального поведения детей и подростков, воспитывающихся в детских учреждениях - социальных приютах, интернатах, детских домах.

Пособие предназначено для психологов, педагогов, руководителей вос­питательной работы в социальных приютах, интернатах, детских домах.

 

 

УДК 159.9:37.018.324

ББК88.836

 

 

© Солдатов Д.В., Солдатова СВ., 2011

О Московский государственный

областной гуманитарный

институт, 2011

© Оформление. Издательский

центр Московского

государственного

областного гуманитарного

института, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................................................................4

Глава 1. Психологическая характеристика суицидального поведения

1.1. Определение понятий............................................................................................................................................7

1.2. Типология суицидального поведения..................................................................................................................7

1.3. Основные концепции суицидального поведения...............................................................................................8

1.4. Причины и мотивы суицидального поведения в детском и подростковом возрасте......................................9

1.5. Динамика развития суицидального поведения................................................................................................ 12

1.6. Подростки, относящиеся к «группе риска» возникновения суицидального поведения...............................14

1.7. Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицидального поведения................................14

1.8. Признаки готовящегося самоубийства..............................................................................................................16

1.9. Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков.................................16

Глава 2. Психодиагностика суицидального поведения

2.1. Обзор методик диагностики риска суицидального поведения.......................................................................18

2.2. Диагностика склонности к суицидальному поведению

2.2.1. Выявление склонности к суицидальным реакциям. Тест «СР—45»..........................................................26

2.2.2. Диагностический опросник выявления склонности

      к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»............................................................................ 30

2.2.3. Оценка риска суицидального поведения по «Карте наблюдений» Д.Стотта............................................32

Глава 3. Психологическая работа по профилактике суицидального поведения воспитанников

           детского дома

3.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков

    «группы риска» возникновения суицидального поведения...........................................................................46

3.2. Рекомендации педагогам по психологической профилактике

   суицидального поведения детей и подростков................................................................................................57

Литература ................................................................................................................................................................67

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

                       Письмо Минобразования России от 26.01.2000г. № 22-06-86 ...................................................70

Приложение 2. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

                       (Приказ № 798 16.12.2003г.) .........................................................................................................75

Приложение 3. Коррекционно-обучающий тренинг СВ. Духновского

                       «Переживание подростками критических ситуаций».................................................................76


ВВЕДЕНИЕ

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством (около 0,0083%), а число попыток – в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств, и в последние годы явно обнаруживает себя тенденция нарастания деструктивного вообще и аутоагрессивного, в частности, поведения среди молодежи.

Уровень самоубийств, по мнению одних авторов, является относительно ус­тойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств – Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств – в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отме­чалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ – 21 или Франции – 22, однако в последующие 20 лет количество суицидов в России по крайней мере удвоилось. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва – 45,8; Россия – 41,8; Эсто­ния – 40,9; Латвия – 40,0; Венгрия – 35,3. Мы видим, что распространенность суицидального поведения имеет значительные колебания в общей популяции: от 0,0032% до 0,046%.

Однако имеются свидетельства того, что лишь в стабильных обстоятельствах показатели суицидальной активности стабильны. Опыт показывает, что в нестабильных социально-экономических или политических условиях количество самоубийств может значительно изменяться. В недавней истории примером может служить поведение евреев во время холокоста, когда Гитлер стремился их полностью истребить. Люди шли на самоубийства из-за страха попасть в концентрационные лагеря. Евреи, которые не избежали этой кошмарной участи, вначале сохраняли веру в освобождение или воссоединение семей. Пока оставалась хотя бы искра надежды, происходило сравнительно мало суицидов. Когда же война стала казаться бесконечной и начали доходить слухи о расправах гитлеровцев над миллионами людей, то суициды среди узников лагерей приняли форму эпидемии. Еще одна волна самоубийств прокатилась в самом конце войны, когда люди узнали о смерти своих близких или в полной мере прониклись ужасом смертников, содержащихся в лагере.

Следовательно, потеря чувства самоценности и смысла жизни, переживание горя, потеря надежды на положительные изменения в будущем, возникающие в определенных жизненных обстоятельствах, могут приводить к увеличению аутоагрессивных тенденций и суицидальных попыток даже и на национальном уровне.

За каждым случаем суицида (и попытки суицида) стоит личная трагедия, психологическая катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов проверок обстоятельств и причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

На фоне общемировых негативных тенденций возрастания проблемы суицида особую группу риска возникновения суицидального поведения составляют дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации – оставшиеся без поддержки семьи, это воспитанники детских учреждений, таких как интернаты, детские дома, социальные приюты.

Между тем, по оценкам специалистов совершенно иная картина складывается в отношении выпускников социальных детских воспитательных учреждений. «По утверждению Генеральной Прокуратуры 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только оставшиеся 10% живут относительно нормально (Вы решили усыновить ребенка, 2001, с. 8)» (цит. по: Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 2005, с. 11). Таким образом, распространенность суицидального поведения (успешных суицидов) среди сирот (социальных сирот) в десятки и сотни раз выше.

Данные факты свидетельствуют о необходимости проведения профилактики суицидов не только во время нахождения ребенка в стенах детского учреждения, но и в рамках проведения профилактических мероприятий учитывать временную перспективу будущего, в котором риск суицида возможно даже выше, чем в настоящем. Следовательно, уже в детском и подростковом возрасте важно формировать такие качества личности детей – социальных сирот, которые и во взрослой жизни будут выступать препятствием возникновения суицидальных тенденций.

Настоящее пособие содержит материалы полезные для педагогов и психологов для организации и проведения психодиагностической и коррекционной-развивающей работы с целью профилактики суицидального поведения среди детей и подростков, находящихся на общественном воспитании. В пособии рассматриваются основные понятия, классификация суицидального поведения, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального поведения, методы диагностики склонности к суицидальному поведению, проблемы профилактики и коррекции суицидального поведения в детском и подростковом возрасте.

 

Д.В. Солдатов,

С.В. Солдатова

 


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА



2019-08-13 188 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)