Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор методик диагностики риска суицидального поведения



2019-08-13 580 Обсуждений (0)
Обзор методик диагностики риска суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует довольно большое количество причин и форм проявления суицидальных наклонностей, поэтому риск возникновения суицидального поведения у детей и подростков может быть диагностирован различными способами. Важными направлениями изучения психологических особенностей в целях диагностики склонности к суициду являются следующие: оценивание психических состояний, изучение субъективной картины будущего, диагностика черт характера, анализ социально-психологических отношений.

Кратко представим некоторые диагностические методики.

Для изучения психических состояний в диагностике суицидального поведения используется методика определения «Доминирующего состояния» (ДС) (Л.В. Куликов, 2003) представляет собой опросник. Разработаны два варианта методики: полный вариант с восемью шкалами и краткий вариант с шестью шкалами. Краткий вариант предназначен для ситуаций с ограниченным временем обследования. Этот вариант удобнее для ручной обработки, для всех шкал суммарные баллы подсчитываются непосредственным арифметическим суммированием.

Назначение методики – определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня, психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным назначением опросника является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний (ДС).

Основные шкалы методики: «активное – пассивное отношение к жизненной ситуации»; «тонус: высокий – низкий»;  «спокойствие – тревога»;  «устойчивость – неустойчивость эмоционального тона»; «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью в целом».

Пять основных шкал методики дополняются важной для диагностики самооценки контрольной шкалой:  «положительный – отрицательный образ самого себя».

Назначение опросника «Актуальное состояние» (АС) то же– определение уровня актуального психического состояния. В отличие от опросника ДС данный опросник определяет параметры психического состояния в более коротком интервале времени, другими словами, то состояние, особенности которого могут быть обусловлены влиянием конкретных событий сегодняшнего дня, текущим моментом (экзамен, долгое ожидание, плохое физическое самочувствие из-за бессонной ночи и т. д.). Предмет измерения данной методики – актуальное психическое состояние его важнейшие параметры, включая доминирующие чувства и общую оценку жизненных событий субъективного настоящего.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют актуальное состояние человека.Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением производится по семибалльной шкале. В методике 5 шкал: «активация – деактивация»; «тонус высокий – тонус низкий»; «самочувствие физическое: комфортное – дискомфортное»;  «спокойствие – тревога»; «возбуждение эмоциональное: низкое – высокое».

Диагностику тревожности у подростков можно провести с помощью «Шкалы социально-ситуационной тревоги» А. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний или симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается в том, что они, во-первых, позволяют выявить основные источники тревожности школьника и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Ограничения, связанные с применением данной шкалы обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к лицу, проводящему тестирование. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех учащихся, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой школьник по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Методика содержит ситуации тревожности трех видов: 1). Ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2). Ситуации, актуализирующие представление о себе; 3). Ситуации общения.

В соответствии с этим методика предназначена для диагностики таких видов тревожности подростков и юношей как школьная, самооценочная и межличностная.

При интерпретации результатов диагностики тревожности следует, прежде всего, обратить внимание на учащихся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ученика в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо являться следствием личностных конфликтов.

Агрессия также может быть признаком дисгармоничных психических состояний. Диагностика агрессии может быть проведена с помощью опросника А. Басса – А. Дарки (Рогов Е.И., 2004).

Методика измеряет степень выраженности агрессивные реакции по следующим шкалам: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и мнимые действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – степень убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает часто нехорошо, а также ощущаемые им угрызения совести.

Методика «Прогноз» представляет собой опросник,предназначенный для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Достоинством методики, среди прочего, является наличиешкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов обследуемого.

Для изучения субъективной картины времени в целях оценки риска суицидального поведения используется ряд методик. Это методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory), шкала безнадежности Бека, шкала ожидаемой продолжительности жизни DuRant, шкала оценки протяженности субъективной картины будущего Alvos и методика «Линия жизни».

Методика изучения временной перспективы была разработана известным американским психологом Филиппом Зимбардо (Zimbardo, 1999). Опросник предназначен для исследования субъективной картины времени индивида и состоит из 56 утверждений. При ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением по пятибалльной шкале

Опросник состоит из пяти шкал, каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентации: прошлое негативное, прошлое позитивное, настоящее гедонистическое, настоящее фаталистическое, будущее.

По мнению авторов методики с точки зрения психологического благополучия идеальным вариантом является сбалансированная картина субъективного времени. «Ориентация на будущее дает людям крылья, чтобы воспарить к новым достижениям, ориентация на прошлое (Позитивное) укрепляет корни и питает чувство идентичности, а ориентация на настоящее (Гедонистическое) наполняет нашу ежедневную жизнь молодостью и чувственными радостями. Человек нуждается в гармоничном сочетании этих трех ориентации для того, чтобы полностью реализовать свой потенциал» (Zimbardo, 1999, стр. 1285).

Шкала безнадежности А. Бека  («Beck Hopelessness Scale» - BHS) состоит из двадцати утверждений, при ответе на которые респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением в соответствии с четырехбалльной шкалой. Это шкала, измеряющая выраженность негативного отношения по отношению к субъективному будущему у взрослых и подростков.

С точки зрения авторов методики безнадежность - это психологический конструкт, который лежит в основе многих психических расстройств. При разработке шкалы авторы следовали концепции, в рамках которой безнадежность рассматривается как система когнитивных схем, общим признаком которых является негативная окраска ожиданий относительно ближайшего и отдаленного будущего. Индивиды с высокими показателями безнадежности полагают, что все в их жизни будет идти не так; что они никогда ни в чем не преуспеют; что они не достигнут своих целей; что их худшие проблемы никогда не будут разрешены.

Такое описание безнадежности соответствует третьему компоненту негативной триады когнитивной модели депрессии Бека, согласно которой депрессивное состояние определяют негативный образ себя, негативный образ своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего (Бек, 2000).

Таким образом, «Шкала безнадежности» А.Бека измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у пациентов, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства (Beck, 1991).

Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего L . Alvos , представляет собой диагностическую процедуру, в ходе которойиспользуется перечень значимых жизненных событий для оценки субъективной картины будущего. Методика направлена на оценку параметра протяженности субъективной картины будущего и представляет собой упрощенный вариант каузометрической методики (Головаха, 2008).

Обследуемым предлагается список из десяти значимых событий, которые происходят в жизни большинства людей, как позитивных, так и негативных. Обследуемые должны назвать возраст, в котором они считают, это событие может с ними произойти. Чем больше средний возраст по сумме событий, тем продолжительнее субъективная картина будущего респондента. Средний возраст вычисляется исходя из количества событий, для которых респондент указал возраст.

Предварительный анализ данных, заставил внести некоторые коррективы в процесс обработки результатов этой методики. В отличие от оригинальной методики L. Alvos, ожидаемый возраст для события «смерть» подсчитывается отдельно, так как значительное число респондентов указывало в данной графе «фантастические» значения, такие как 200, 550 и 1000. По-видимому, это является проявлением механизма психологической защиты. Необходимо отметить, что L. Alvos в своей работе не сталкивалась с подобными трудностями, что может указывать на некоторые культурные различия между американской и российской выборками.

Методика «Линия жизни» является дополнительным инструментом для оценки субъективной оценки протяженности временной перспективы, картины будущего индивида. Участнику исследования предлагается изображение стрелы, направленной вправо, и дается следующая инструкция: «Пожалуйста, представьте, что эта линия — линия Вашей жизни. Слева — начало, а справа — конец. Отметьте то место, где, по Вашему мнению, Вы находитесь сейчас».

 

 


Предполагается что, чем ближе к правой стороне находится отметка участника исследования, тем короче его субъективная перспектива будущего.

Методики, подобные этой достаточно часто используются в практике психологического консультирования для получения дополнительной информации об особенностях субъективной картины времени индивида.

Для того, чтобы получить цифровое выражение результата проведения методики, отмеряется расстояние в сантиметрах от левого конца линии. Количество полных сантиметров (с округлением в сторону увеличения) до отметки респондента и является присуждаемым баллом по методике. Таким образом, чем больше баллов получает участник исследования по данной методике, тем короче его субъективная жизненная перспектива.

Для диагностики черт характера при оценке риска суицидального поведения может быть использован, например, тест «Чертова дюжина».В тесте анализируются черты характера, позволяющие выявить 13 типов акцентуаций характера.

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и группой ребят одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содер­жащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия. Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно, 35 – 40 мин. (Прутченков С.С., Сиялов А.А., 1994).

Оценка риска суицида может быть произведена и с социально-психологической точки зрения, т.е. с точки зрения анализа отношений ребенка с социальной (микросоциальной) группой. Межличностные отношения в группе зависят от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д.

Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие и формируются межличностные отношения. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Существует довольно много методик изучения социально-психологических особенностей детских групп. Это: определение индекса групповой сплоченности (тест Сишора), изучение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы, анкета для изучения особенностей восприятия индивидом группы, изучение межличностных отношений методом социометрии (Практикум по психологии, 2007). А также, например:  методика выявления мотивов участия подростков в делах коллектива, методика изучения психологической атмосферы в коллективе, методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, методика изучения уровня развития детского коллектива (Педагогическая психология: теория и практика, 2009).

В некоторых случаях, для оценки риска суицида необходимо обратить внимание на особенности детско-родительских отношений. Дифференцированная картина детско-родительских отношений может быть выяснена, например, с помощью методики «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Методика ДРОП включает в себя 19 шкал, объединенных в 5 групп.



2019-08-13 580 Обсуждений (0)
Обзор методик диагностики риска суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор методик диагностики риска суицидального поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)