Интерпретация результатов
При оценке и интерпретации результатов следует учитывать некоторую дополнительную информацию по отдельным симптомокомплексам. I . НД – недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям. Высокий уровень данного симптомокомплекса свидетельствует о том, что любые достижения, любой успех стоят ребенку огромных усилий. II . О – ослабленностъ (астенизация). Выраженность симптома свидетельствует о повышенной истощаемости. В более легкой форме (симптомы 1-6) у ребенка время от времени наблюдаются перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 10 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 11-20 отражают более острые формы астенизации, приводящие к депрессии. Высокие показатели данного симптомокомплекса обычно сочетаются с выраженностью симптомокомплексов ВВ и ТВ. III . У – уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемой доброжелательности, любви со стороны окружающих. IV . ТВ – тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его Симптомы 1-6– ребенок старается убедиться, «принимают» ли любят ли его взрослые. Симптомы 7, 8, 12, 13 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 9-11, 14-16 – проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые. V . ВВ – враждебность по отношению к взрослым. Симптомы 1-4 ребенок проявляет ситуативные формы неприятия взрослых. Симптомы 5-9 – то относится к взрослым враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 – полная, неуправляемая, привычная враждебность. VI . ТД – тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны. VII . А – недостаток социальной нормативности (асоциальность) Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 – безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях со взрослыми, отсутствие стараний им понравиться. Симптомы 5-8,11 у подростков мог указывать на определенную степень независимости. Симптомы 9-К 12-16 – отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 – считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права. VIII . Г – гиперактивность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Не способен к длительному усилию. IX . ВД – враждебность к детям: от ревнивого соперничества до открытой враждебности. X . ЭН – эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6, 7, 10 – о прогулах и необязательности. 8, 9 – о серьезных страхах. XI . НС – невротические симптомы. Острота невротических симптомов оценивается в зависимости от возраста ребенка; следует также учитывать, что они могут быть следствием травматических обстоятельств его жизни. Большое число подчеркнутых симптомов (форм поведения) у ребенка дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведении, а также определить те симптомокомплексы, которые в первую очередь определяют его дезадаптацию. Особенностью и важным принципом применения «Карты наблюдений» Д. Стотта является то, что интерпретация данных и постановка диагноза неприспособленности (дезадаптированности) требует профессиональной психологической подготовки. Ведь обязанностью заполняющего «Карту» – учителя, воспитателя – является не постановка диагноза, а лишь выделение тех форм поведения, которые встречаются у ребенка. Поэтому не редко возникает ситуация, когда представления о ребенке у заполняющего «Карту» не совпадает с диагнозом, поставленным специалистом на основе заполненной Карты. Важно также отметить, что чрезвычайно важным аспектом применения «Карты наблюдений» является ее обучающий эффект, так как программированное наблюдение, которое можно проводить, опираясь на систему выделенных в «Карте» форм поведения, тренирует эту способность наблюдателя. В том случае, если «Карта» заполняется не по результатам программированного наблюдения как такового, а на основании актуализации и обобщения уже имеющегося у педагога знания о ребенке (такой способ работы с «Картой наблюдений» также возможен), это дает возможность педагогу отрефлексировать свои стихийно сложившиеся представления. «Карта наблюдений» Д. Стотта получила широкое распространение. Только в Интернете имеется более сотни ссылок на соответствующие исследования. «Карта» используется педагогами, врачами, ее даже рекомендуют для самостоятельного заполнения и интерпретации родителям. На ее основании предлагают судить о широком круге психологических проблем ребенка: о состоянии нервно-психического здоровья, готовности к обучению в школе, культурно-педагогическом и социальном возрасте ребенка и др. Таблица 1
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |