Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1. СТИЛИСТИКА КАК НАУКА



2019-08-13 1643 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. СТИЛИСТИКА КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Т.А. Зуева

СТИЛИСТИКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Учебное пособие

 

Екатеринбург

2016


УДК 482-561 (075.83)

ББК Ш 141.2-33

З 39

 

Рецензенты: доктор филологических наук, профессор М.Л. Кусова (кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе Департамента педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета), кандидат филологических наук, доцент С.А. Еремина (кафедра риторики и межкультурной коммуникации Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета).

 

Зуева Т.А. Стилистика русского языка: Учебное пособие. Екатеринбург, 2016. – 74 с.

 

В пособие содержатся краткие теоретические сведения по основным разделам курса «Стилистика русского языка», планы стилистического анализа текста с учетом его жанровой специфики, система практических заданий. Особое внимание у нем уделяется проблемным вопросам курса, различным подходам к их освещению.

Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации.

 

 

УДК 482-561 (075.83)

ББК Ш 141.2-33

З 39

 

 

© Зуева Т.А., 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………. 4
Содержание лекционного курса………………………………….. 6
Тема 1. Стилистика как наука…………………………………….. 6
Тема 2. Стилистическая окраска языковых единиц, ее виды. Проблема стилистического значения слова……………………...   9
Тема 3. Понятие о стилистической норме и стилистической ошибке. Ошибки стилистические и нестилистические. Методические принципы стилистической правки текста. ………………     14
Образцы анализа…………………………………………………… 24
Тема 4. Понятие стиля в лингвистике и литературоведении. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. …………………………………………………..     25
План стилистического анализа текста…………………………… 32
Практикум Речевые и стилистические ошибки………………………….........   33
Функциональная стилистика Научный стиль……………………………...………………………   41
Официально-деловой стиль…………………………………......... 46
Публицистический стиль……………………………………......... 52
Стиль художественной речи……………………………………… 61
Разговорный стиль………………………………………………… 63
Терминологический минимум по курсу «Стилистика»………… 67
Рекомендуемая литература………………………………………... 72
Вопросы к экзамену……………………………………………….. 73
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Стилистика как самостоятельная наука занимает особое место в ряду лингвистических дисциплин. Опираясь на основные разделы курса современного русского языка (фонетику, лексикологию, словообразование, грамматику), она изучает функционирование языковых средств в различных сферах общественной деятельности, выразительные и эмоционально-оценочные оттенки слов, форм слов, синтаксических конструкций и т.д.

Цель данного учебного пособия – рассмотрение научных и методических основ курса «Стилистика» в вузе. Основное внимание в нем уделяется наиболее сложным и проблемным вопросам курса: стиль языка и стиль речи, классификация функциональных стилей, стилистическая окраска и стилистическое значение, стилистическая норма и стилистическая ошибка. Освещение различных точек зрения к определению данных категориальных понятий стилистики развивает у студентов способность к самостоятельности решений, приучает их к творческому отношению к предмету.

Учебное пособие состоит из двух частей: теоретической, дающей краткие сведения по основным разделам курса, и практической, способствующей развитию и совершенствованию навыков стилистической правки текста и его комплексного стилистического анализа.

При составлении практической части учебного пособия наряду с собственно авторскими материалами привлекались материалы из следующих сборников:

· Беглова Е.И. Средства русского языка в стилистическом аспекте: Учебное пособие по курсу «Стилистика». – Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2001; 

· Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д. – изд-во «Феникс», 2001;

· Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997;

· Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Н. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. 

 

В процессе изучения курса студент должен усвоить:

– основные теоретические понятия курса: стилистическая норма, стилистическая ошибка, стилистическая окраска, стилистическое значение, стиль языка и стиль речи, стилеобразующие факторы;

овладеть навыками:

– разграничения стилистических и нестилистических ошибок, стилистической правки текста (его редактирования), стилистического анализа текстов различных функциональных стилей.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА 1. СТИЛИСТИКА КАК НАУКА

Стилистика – наука относительно молодая. Как самостоятельная научная дисциплина она начинает формироваться примерно с 20-30-х годов XX в.

Термин стилистика является производным от слова стиль (от лат. stilus, stylus), которым древние называли заостренную палочку для написания на восковых дощечках.Затем это слово приобрело переносное значение «почерк», а позднее еще более расширило свою семантику и стало означать «манеру, способ, особенности речи».

Изучая стилистику, необходимо учитывать тот факт, что многие вопросы не находят в ней однозначного решения.

Во-первых, определение самого объекта и предмета стилистики представляет собой значительные трудности по сравнению с другими лингвистическими дисциплинами.

Во многом это обусловлено тем, что в процессе своего формирования стилистика развивалась в составе различных направлений (культуры речи, риторики), в последнее же время объект исследования этой науки расширился.

Можно выделить два основных подхода к пониманию объекта и предмета стилистики:

1. Иногда стилистику определяют как науку о выразительных средствах языка. Ее объект при таком понимании ограничивается стилистически окрашенными языковыми средствами (стилистическими ресурсами). Что не вполне верно, поскольку при таком подходе не учитывается функциональный аспект стилистики.

2. Стилистика – наука о функциональных стилях. Объектом стилистики являются функциональные стили: разновидности литературного языка, приуроченные к определенным сферам общения. Однако и такое определение объекта стилистики недостаточно, поскольку в формировании стилей принимают участие разнообразные выразительные средства языка (стилистические ресурсы разных его уровней).

Стилистика изучает разные стороны языковой структуры. Объектом ее изучения являются языковые средства разных уровней языка (звук, слово, грамматическая форма, словосочетание, предложение) с точки зрения закономерностей их употребления (функционирования) в речи, их соответствие тем или иным ситуациям общения, их строгость или эмоциональность, возвышенность или сниженность. Этот функциональный подход к изучению языковых средств будет, в свою очередь, уже предметом стилистки.

Покажем это на конкретных примерах.

Так, согласно действующему в современном русском языке фонетическому закону гласный [о] в первом предударном слоге после твердого согласного реализуется в звуке [а], поэтому слова сонет, поэт произносятся как [паэт], [санэт]. Однако возможно и иное произношение этих слов [поэт], [сонэт]. Фонетика, констатируя наличие этих двух произносительных вариантов, не показывает, как они соотносятся между собой, в какой речевой ситуации каждый из них уместен. Это уже предмет стилистики. Рассматривая в данном случае как будто то же, что и фонетика, – фонетико-орфоэпические варианты слов сонет, поэт, стилистика дает оценку им с точки зрения особенностей употребления в речи, отмечая, что окающее произношение данных слов, в отличие от акающего нейтрального, характерно для приподнятой речи, его следует придерживаться в высоком стиле.

В равной степени это касается и лексики, и морфологии, и синтаксиса. Рассматривая систему склонения отдельных разрядов имен существительных 2 склонения (типа ветер, грунт, квас, отпуск), морфология устанавливает наличие у них вариантных форм предложного падежа (на ветру и на ветре, в отпуске и в отпуску и т.п.). Однако чем отличаются эти вариантные падежные формы, ответа она не дает. Стилистика же, рассматривая эта варианты, отмечает, что форма на у имеет разговорную стилистическую окраску, а форма на е – нейтральную и отчасти книжную. Поэтому в официально-деловой речи нормативной является употребление формы на е. Таким образом, стилистика, как видно из приведенных примеров, изучает те же элементы структуры языка, что и фонетика, морфология, лексикология и синтаксис, однако у нее принципиально иной подход к их изучению. Морфология, фонетика, лексикология, синтаксис изучают строй языка, строение его структурных элементов. Стилистика же изучает особенности функционирования (употребления) этих элементов в речи, исследует их выразительные возможности, стилистические оттенки.

Фонетика, лексика, морфология, синтаксис имеют свою единицу исследования, свой уровень в языке. Стилистически окрашенные языковые средства, как видно из примеров, распределены по всему языковому срезу, поэтому стилистика не имеет своей единицы исследования. Но отсутствие своего уровня, своей единицы исследования не является недостатком стилистики, поскольку она изучает элементы всех уровней языка не изолированно, а во взаимодействии в процессеихфункционирования в речи.

Такое определение объекта и предмета стилистики дает основание рассматривать стилистику «как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения»[1].

Это определение общей стилистики. В нем могут быть выделены четыре основных направления стилистики:

1. Стилистика ресурсов, исследующая стилистически окрашенные средства различных уровней языка, выразительные возможности в семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций.

2. Функциональная стилистика, изучающая специфику и стилевую системность функциональных стилей и других речевых разновидностей.

3. Стилистика художественной литературы, представляющая собой историческую науку лингво-литературоведческого характера, исследующую взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии.

4. Практическая стилистика – дисциплина прикладная нормативная, в отличие от трех предыдущих описательных, направленная на то, чтобы через обучение и печать формировать у говорящих и пишущих языковое чутье, способствовать воспитанию стилистической речевой культуры.


ТЕМА 2. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА

ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ, ЕЕ ВИДЫ. 

ПРО­БЛЕМА СТИЛИСТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

 

Стилистической окраской языковой единицы являются дополнительные к выражению основного номинативного, предметно-понятийного и грамматического значений экспрессивные и функциональные компоненты, которые ограничивают возможности ее употребления определенными сферами и условиями общения.

Выделяются два вида стилистической окраски: эмоционально-экспрессивно-оценочная и функционально-стилистическая. Наиболее наглядно эти виды стилистической окрашенности могут быть представлены на лексическом уровне.

Эмоционально-экспрессивно-оценочная окраска включает в свой состав компоненты оценки, эмоции и интенсивности проявления признака: ср. говорить – мямлить (разг. неодобр.) «говорить медленно, вяло,невнятно».

Слова, наделенные данным видом стилистической окраски, называются экспрессивными словами (экспрессивами), поскольку они выполняют в языке и речи особую экспрессивную функцию, ориентированную на выражение субъективных аспектов восприятия человеком реального мира. Экспрессивное слово обладает сложной семантической структурой. Оно передает двоякую информацию о называемом явлении: обозначает понятие о нем и содержит его характеристику, оценку с позиций субъекта речи: кляча (пренебр.) «изработавшаяся, старая, плохая лошадь». Иногда денотативная семантика экспрессивов размыта, неконкретна, обобщена, в то время как эмоциональ­но-экспрессивно-оценочный компонент их значения имеет оп­ределенный, ярко выраженный характер: мурá (груб.-прост.) «нечто, что-то, что-либо (денотативный компонент) несерьезное, пустое (эмоционально-экспрессивно-оценочный)». Этот вид стилистической окраски слова тесно связан с понятием коннотации.

Коннотация – дополнительные к основному предметно-понятийному значению слова эмоционально-экспрессивно-оценочные и функционально-стилистические  компоненты узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального (индивидуального) характера.

При широком понимании этого термина в его состав включается ассоциативный смысловой потенциал слова (лексический фон), связанный с наиболее предсказуемой зоной ассоциативного развертывания его значения и актуализирующийся в различных коммуникативных (речевых) ситуациях и текстах.

Так, слово эвакуация, не имеющее в языке в своем значении эмоционально-оценочного и экспрессивного (коннотативных) компонентов, в определенных условиях употребления (в речи) может их приобрести: Выдумали же люди такое отвратительное слово «эвакуация». Скажи – отъезд, переселение или временная перемена жительства, – никто бы не стал, вылупив луковицами глаза, ухватив узлы и чемоданы, скакать без памяти на подводах и извозчиках в одесский порт, как будто за ним гонятся львы. «Эвакуация» в переводе на русский язык значит «спасайся, кто может» (А. Толстой). Эта коннотация имеет окказиональный характер.

Функционально-стилистическая окраска – один из видов стилистической окраски языковой единицы, указывающий на ее закрепленность за определенным функциональным стилем: послать (нейтр.) – командировать (оф.-дел). В большинстве случаев эти два вида стилистической окраски тесно взаимосвязаны и сопутствуют друг другу.

Например, бытовизмы, экспрессивы с оттенком сниженности, фамильярности функционально закреплены за разговорным стилем (лежебока, вояка и др.).



2019-08-13 1643 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. СТИЛИСТИКА КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1. СТИЛИСТИКА КАК НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)