Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификации функциональных стилей



2019-08-13 534 Обсуждений (0)
Классификации функциональных стилей 0.00 из 5.00 0 оценок




Стилеобразующий фактор Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Стиль художественной речи Разговорный стиль
Сфера общественной деятельности, в которой стиль функционирует Сфера научной деятельности (наука) Сфера административно-правовой деятельности (право) Сфера политико-идеологической деятельности (политика) Сфера эстетической деятельности (искусство) Сфера обиходно-бытовой деятельности, неофициального общения
Функция языка, реализуемая в данной сфере общественной деятельности, ее характер Информативная. Функция передачи информации связана с задачей доказать объективность и истинность нового знания Информативная, имеющая предписывающий, регламентирующий характер Информативная функция осложнена функцией воздействия. Функция воздействия проявляется в открытой социальной оценочности при передаче информации. Функция эстетического воздействия Функция общения (представлена и информативная функция)

 


 

Тип и форма речи

Книжный тип речи

Разговорный тип речи

Устная форма (возможна письменная: эпистолярные жанры [письма, записки])

письменная форма (возможна устная: доклад, лекция) письменная форма письменная форма (возможна устная: интервью, ораторское выступление) письменная форма (возможна устная: устный рассказ)
Вид речи Монологическая речь (возможен диалог: диспут) Монологическая речь Монологическая речь (возможен диалог: интервью) Монолог, диалог, полилог Диалогическая речь (возможен монолог: устный рассказ, эпистолярные жанры)
Жанр речи Монография, статья, учебник, рецензия, тезисы, доклад, лекция и т.д. Закон, инструкция, договор, устав, заявление, справка, отчет и т.д. Ораторское выступление, статья, очерк, интервью, репортаж, заметка и т.д. Повесть, рассказ, роман, поэма и т.д. Беседа, спор, устный рассказ

 

Характер адресата Узкий, специальный (специалист); массовый (для популяризации научных знаний) обучаемый (ученик, студент) Массовый (делопроизводитель) Массовый Массовый, но в зависимости от индивидуальной авторской ма- неры может быть и элитарным Конкретное лицо или небольшая группа лиц
Субъект речи Неличный субъект Неличный субъект Социально-личный субъект (возможен и личный, если его точка зрения не является общепринятой)   Личный субъект, так как все дается через авторское восприятие Личный субъект

 


 

Деление стилей на подстили

Обусловлено факторами с 3 по 7 1. Собственно научный (передает научную информацию узкому специалисту). 2. Учебно-научный (информативная функция осложнена задачей обучения). 3. Научно-популярный (информативная функция осложнена задачей популяризации научных знаний). 1. Канцелярский (делопроизводство). 2. Законодательный (законодательные акты). 3. Дипломатический (функционирует в сфере международных деловых отношений). 1. Газетный. 2. Научно-публицистический, связывающий вопросы политики с областями научных знаний. 3. Ораторский (съезды, митинги). Подстили не выделяются, поскольку речь идет об индивидуальном стиле  каждого писателя   Подстили не выделяются

Языковые единицы разных уровней языка в процессе своего употребления в рамках того или иного функционального стиля системно организованы.

Речевая системность функциональных стилей обусловлена основным семантико-конструктивным принципом организации текста. Семантико-конструктивный принцип организации текста – это ведущий принцип организации языковых единиц как единого композиционного целого в рамках того или иного функционального стиля. У каждого стиля он свой. Так, основным семантико-конструктивным принципом организации языковых единиц в научном стиле является абстрактность, точность, логичность изложения научной информации; в публицистическом – сочетание экспрессии и стандарта; в официально-деловом – точность, не допускающая инотолкований, стандартизированность, предписывающий характер изложения официальной информации; в художественном – художественно-образная речевая конкретизация, связанная с функцией эстетического воздействия; в разговорном – своеобразие норм, обусловленное непринужденным характером речевого общения.

 

План стилистического анализа текста

I. Экстралингвистический анализ текста:

1) тема текста; цель автора; предмет речи (объект);

2) сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль;

3) функция, которую реализует язык в данной сфере;

4) тип и форма речи (устная и письменная);

5) вид речи (монолог, диалог, полилог);

6) функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение);

7) характер адресата, субъект речи;

8) предполагаемый стиль языка, подстиль и стиль речи (жанр);

9) композиционные особенности жанра.

II. Лингвистический анализ текста:

1) стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста;

2) особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста;

3) особенности синтаксических средств в тексте и их стилистическая роль;

4) средства создания экспрессивности и образности текста;

5) индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.д.)

6) Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, стиль речи (жанр).

 

ПРАКТИКУМ

 



2019-08-13 534 Обсуждений (0)
Классификации функциональных стилей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификации функциональных стилей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)