Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стиль художественной речи



2019-08-13 731 Обсуждений (0)
Стиль художественной речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 37. Проведите стилистический анализ данного текста.

Ночь была удивительно хрустальна. Луна плыла по черной, бескрайней равнине неба-моря, а за ней скользила крохотная звездочка. Свет подтаявшего лунного лица, непривычно близкого и холодного, блестящего, наполнил пустынный простор неба прозрачным мерцанием. Все краски потухли, все стало голубым, нежно-лазоревым, мягко-синеватым, торжественным: и воздух, и жнивье, и одинокие старые ракиты, и даже бурьян возле дороги. Земля казалась темной тяжестью, а простор неба еще бескрайнее и легче.

(С. Пискунов. Русалочья ночь.)

Задание 38. Укажите, с помощью каких языковых средств создается образность данного текста

Тишина. Октябрь. Анненгоф.

Беззвучно падали иглы с елей и сосен, устилали землю мягко, как церковь коврами. В синих парных туманах таяли колонны стволов. Небу зажгли зеленые свечи сосен, ели – земле, и вверх и вниз курили смолою. Разбежались около усадьбы ограды из подстриженного бобриком боярышника – подцветили зеленое вишнево-красным; важно прошлись кое-где старые липы аллеями вдоль дорог, – дали влажные серые полосы. Столетние рябины расширились во все стороны круглыми кронами неумеренно густо, как старые цыганки, обвесились червонными монистами никому не нужных ягод. Еще достаивали в садах на мызах зимние яблоки, зеленые, как мертвецы, твердые, без запаха и вкуса, среди редких багровых листьев, и листья ждали уже малейшего ветра, чтобы оторваться и упасть, но ветра не было. И березы реяли в тумане, голые, нежные, дымчато-кружевные.

В большом баронском доме комнаты были высокие, торжественно большие, точно нарочно устроенные для гостей, стены холодные, гладкие, разрисованные масляной краской, камины вычурно отделанные цветными изразцами; двери под дуб.

В этом доме, как две птицы весною, долго искали себе удобного места Елена Ивановна и Антон Антоныч. Сперва поселились в верхнем этаже, откуда из резных окон видны были леса, робкие поля мызников и вновь леса кругом. Но вверху все казалось как-то неуютно, слишком светло и холодно почему-то, хотя и топили по-лесному много. Перебрались вниз, ближе к земле, в левый угол дома, против конюшен сенного амбара; но тут дымили печи, и нельзя было найти поблизости печника, чтобы их поправить, и тоже было как-то неудобно, пусто. Потом перешли в правый угол, где комнаты были меньше, натащили сюда много мягкой мебели, чтобы сделать их еще меньше, и на окна повесили свои старые занавески – синие с белыми лилиями – пришпилили их так, точно бурлила вода по крупным камням.

Сыновья разъехались учиться. Елена Ивановна все брюзжала: «С ума сойти!» – даже плакала скорыми девичьими слезами, тоскуя по простеньком доме в Тростянке, потом привыкла: грузно ушла в кухонное хозяйство, в конторские книги и в вырезки из газет.

(С.Н. Сергеев-Ценский. «Движения»)

Задание 39. Подберите тексты из произведений художественной литературы, в которых встречаются языковые средства других функциональных стилей, определите цель их использования.

Разговорный стиль

Задание 40. Дайте анализ лексических и стилистических особенностей разговорной речи.

I. 1. Сегодня ужасно жарко. 2. Достал я марки, значит, встречаю Толю, встречаю, а он, значит, мне говорит, что ему понравились марки. 3. – Ваш сын отличник? – Отличник. Как же! 4. Я никак не могу понять эту петрушку: вчера книга лежала на столе, а сегодня ее нет. 5. – Куда поступил? – В медицинский. 6. В наш книжный магазин Гоголя привезли. 7. Давайте сливу откроем, она очень вкусная. 8. Вчера он мне вымотал все нервы. 9. Посмотри, как здорово этот мальчик ходит на лыжах. 10. В случае чего контактируйтесь, пожалуйста, с Анной Ивановной. 11. Иванов – такой человек! 12. Я купила платье, ну, понимаешь, такое… – Каждодневное? – Да. 13. – Как фильм? – Да не то чтобы.

II. 1. И она прислала такой пакетик… целлофановый чая. 2. А вообще… работа в опере, она, по-моему… даже… гораздо труднее, чем только с симфоническим оркестром. 3. А потом мы с ними… вообще, так сказать, играли в футбол. 4. Мама, а вот Ира ходила на юбилей этого… Сальникова. 5. Сейчас без двадцати на моих. Сколько на ваших? 6. Что же они нагородили всего? 7. Мой друг ужасный воображала.

Задание 41. Проанализируйте лексику, сочетания слов и синтаксические конструкции в диалоге.

I

А. «Коровку» хочешь?

Б. Купила все-таки?

А. Я их люблю / И шоколадные // А всякие там карамели мне и даром не нужны // Мармелад / пастила / зефир / тоже ничего / И варенье / конечно / я обожаю / А к меду равнодушна / Наверно / скрытая аллергия какая-нибудь / Ну как тебе они?

Б. Суховаты / не тянутся //

А. Это местная фабрика / Не научились еще / как на «Красном Октябре» / А может / сырье не то //

Б. Какое сырье? / Молоко? / Его здесь полно //

А. Ну / не только молоко / наверное //

Б. А что еще? //

А. Не знаю / Ну / сахар / конечно // И технология особая //

II

А. Сейчас все бюджетники плохо живут.

Б. Не все. Я много знаю людей не жалуются. Да и ты…

А. Я?!

Б. Да по виду ты вроде процветаешь…

А. Ага, процветаю… цветочками на блузке.

Задание 42. Проанализируйте отрывок из рассказа   А.И. Куприна «Интервью». Охарактеризуйте лексико-семантические особенности диалогической речи. Чем диалог в художественном произведении отличается от диалога в собственно разговорной речи?

– Я сотрудник газеты «Сутки» – Бобкин… Вот моя карточка. Многочисленные читатели нашей газеты давно горят желанием узнать, над какой новой пьесой работает теперь ваше гениальное перо. Какие новые жгучие образы лежат в вашем неистощимом портфеле…

– Фу ты… – Тяжело вздыхает Крапивин. – Ничего я не пишу. Никакие не образы. Отвяжитесь вы от меня… господин Трепкин.

– Бобкин… Ну, хоть не содержание, а только заглавие, – молит медовым голосом репортер.

– И заглавия нет никакого. «Суматоха в коридоре, или храбрый генерал Анисимов»… «Жучкина подозрительность»… «Две пары ботинок и ни одного шофера»… «Красавица со шпанской мушкой». Молодой человек, оставьте меня в покое. Я вам это серьезно советую в ваших же интересах. Уйдите, господин Дробкин.

– Ха-ха-ха, – смеется подобострастно репортер и быстро чиркает что-то в записной книжке.

– А позвольте спросить, дорогой учитель, хотя это, может быть, немного и нескромный вопрос: вы очень волнуетесь перед первым представлением ваших изумительных пьес?

– Ох-ох, – стонет Крапивин, бухаясь в кресло и обтирая лоб платком. – Ужасно волнуюсь. Чудовищно волнуюсь. Ничего не ем целый месяц… Не выхожу из ледяной ванны…

– Репортер кивает головой и поспешно строчит. Крапивиным овладевает испуг.

– Что вы там пишите? Слышите вы меня или нет? Это я шутя все сказал, со злости… Положите в карман вашу гнусную книжку. Положите, я вам говорю. Иначе… Видите вы эту бронзовую статуэтку?

– Ваш бюст, кажется? Работа Трубецкого?

– Не мой, а Шекспира… Но все равно, вы отлично понимаете, что я смогу сделать с этой бронзой, молодой человек, – добавляет он упавшим голосом, – ах, покиньте, пожалуйста, покиньте мой дом. Уйдите, господин Тапкин.

Задание 43. Определите, какие стили (подстили) пародируются в приведенных отрывках из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Укажите, какие языковые средства для этого используются автором.

1. История болезни. ... В 8 '/2 часов вечера произведена первая в Европе операция по профессору Преображенскому. ... Показание к операции: постановка опыта Преображенского с комбиниро­ванной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем – о его влиянии на омоложение организма у людей. Оперировал профессор Ф.Ф. Пре­ображенский. Ассистировал доктор И.А. Борменталь.

2. Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. ... Он читал заметку: «Ни­каких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развле­кается наша псевдонаучная буржуазия! Семь комнат каждый уме­ет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверк­нул над ним красными лучами!

Шв...р».

 

3. – Что же, – заговорил Швондер, – дело несложное. Пи­шите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так,
предъявитель сего действительно гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире...

Он /профессор Преображенский/ оторвал листок от блокнота и набросал несколько слов, затем раздраженно прочитал вслух: - «Сим удостоверяю»... черт знает что такое... Гм... «предъяви­тель сего, человек, полученный при лабораторном опыте путем операции на головном мозгу, нуждается в документах»... черт! ... Да я вообще против получения этих идиотских документов!... Под­пись: «профессор Преображенский».

 




2019-08-13 731 Обсуждений (0)
Стиль художественной речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стиль художественной речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)