Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терминологический минимум по курсу «Стилистика»



2019-08-13 733 Обсуждений (0)
Терминологический минимум по курсу «Стилистика» 0.00 из 5.00 0 оценок




Лексический фон (фоновые семантические доли, ассоциативный смысловой потенциал слова) – периферийные семантические доли, наслаивающиеся на основное, предметно-понятийное значение слова, соотносимые с национально-культурными, социальными, профессиональными и индивидуальными знаниями носителей языка. Лексический фон существует в сознании носителей языка в виде отработанного социумом представления о смысловом наполнении слова и выявляется в определенных коммуникативных ситуациях и текстах.

Канцеляризм – вид речевого штампа, связанный с неоправданным использованием элементов официально-делового стиля в рамках других функциональных стилей.

Коннотация – дополнительные к основному предметно-понятийному значению слова функционально-стилистические, эмоционально-оценочные и экспрессивные компоненты узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального (индивидуального) характера. При широком понимании коннотации в ее состав включается и ассоциативный смысловой потенциал слова (лексический фон слова).

Нестилистическая ошибка – нарушение языковой нормы, не связанное с нарушением норм функциональных стилей.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу научного общения. Основным семантико-конструктивным принципом научного стиля является абстрактность, точность, логичность изложения научной информации.

Образный штамп (преимущественно в публицистическом стиле) – изначально выразительное языковое средство, утратившее в результате чрезмерного и недифференцированного употребления свою оригинальность и семантическую четкость.

Официально-деловой стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу официального, делового общения. Основным семантико-конструктивным принципом официально-делового стиля является точность, не допускающая инотолкований, стандартизированность, предписывающая характер изложения официальной информации.

Паронимическая аттракция – стилистический прием, строящийся на намеренном сближении слов, имеющих звуковое или структурное сходство: Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов); Листья в августе с астмой в каждом атоме (Б. Пастернак).

Паронимы – генетически родственные (однокоренные) слова, принадлежащие к одной части речи, сходные по строению, но разные по значению: отпечаталиопечатали, существосущность. В силу своего структурного сходства паронимы часто смешиваются в речи.

Парономазы – генетически неродственные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие звуковое сходство: боцманлоцман, галереягалантерея. В силу своего звукового сходства парономазы часто смешиваются в речи.

Практическая стилистика – прикладной нормативный раздел лингвистики, направленный на формирование в процессе обучения у говорящих и пишущих стилистического языкового чутья, способствующий повышению общей речевой культуры.

Публицистический стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу политико-идеологических общественных отношений. Основным семантико-конструктивным принципом публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта, обусловленное ценностной ориентацией передаваемой информации.

Разговорный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу повседневного, бытового, неофициального общения. Основным семантико-конструктивным принципом разговорного стиля является своеобразие норм, обусловленное непринужденным характером речевого общения. (Сравни, определение разговорной речи как некодифицированной формы национального русского языка (Е.А. Земская). Вопрос о выделении разговорной речи в особый стиль является проблемным.

Речевой штамп – вид стилистической погрешности, связанный с неоправданным использованием элементов официально-делового или стершихся образных выражений публицистического стиля в рамках других функциональных стилей. К речевым штампам официально-делового стиля относятся: расщепление сказуемого (замена глагола глагольно-именным сочетанием), нанизывание форм родительного падежа, отыменные предлоги, универсальные слова, отглагольные имена существительные. К речевым штампам публицистического стиля относятся: ходячие слова и выражения, употребленные в переносном значении, слова-спутники, отдельные экспрессивные словообразовательные модели.

Стилистика – лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным отбором языковых средств в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Стилистика ресурсов – раздел стилистики, изучающий стилистически окрашенные средства различных уровней языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм слов и синтаксических конструкций.

Стилистика художественной литературы – раздел стилистики, исследующий взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии.

Стилистическая норма – исторически сложившиеся и закономерно развивающиеся в речевой практике закономерности отбора и организации стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств в рамках того или иного функционального стиля.

Стилистическая ошибка – нарушение  норм функциональных стилей, принципа коммуникативной целесообразности в отборе языковых средств.

Стилистические ресурсы языка – совокупность стилистических средств языка, использование которых в речи определяет ее вырази­тельность, тональность.

Стилистическая структура языка – совокупность стилистиче­ски окрашенных форм, слов и синтаксических единиц, сопоставимых по своим выразительным возможностям и сферам употребления.

Стилистическая парадигма – ряд языковых единиц, противопоставленных по стилистической окраске и тождественных во всех иных значениях.

Стилистическая окраска языковой единицы – дополнительные к основному предметно-понятийному значению слова функционально-стилистические, эмоционально-оценочные и экспрессивные компоненты узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального (индивидуального, речевого) характера, ограничивающие возможности употребления той или иной языковой единицы опре­деленными сферами и условиями общения.

Стилеобразующие факторы – это внешние по отношению к языку условия речевого общения, от которых зависит отбор языковых средств при построении текста, а также собственно языковые особенности функционального стиля, позволяющие отграничить один стиль от другого.

Сфера общественной деятельности – это такая область деятельности носителей языка, которую обслуживает тот или иной функциональный стиль (наука, право, политика, искусство, обиходно-бытовая сфера).

Семантико-конструктивный принцип организации текста – ведущий принцип организации языковых единиц как единого композиционного целого в рамках того или иного функционального стиля. (Например, основным семантико-конструктивным принципом организации языковых единиц в публицистическом стиле является сочетание экспрессии и стандарта).

Стилистическая норма – исторически сложившиеся в том или ином стиле закономерности отбора и организации стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств.

Стиль речи – речевая организация стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств, обслуживающая определенную сферу речевого общения и имеющая жанрово-стилистическую ориентацию.

Стиль художественной речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая эстетическую сферу (искусство). Основным семантико-конструктивным принципом художественного стиля является художественно-образная речевая конкретизация, связанная с функцией эстетического воздействия. (Сравни, понимание термина «художественная речь» как особый язык художественной литературы (Л.Ю. Максимов, А.К. Панфилов и др.)).

Стиль языка – это совокупность стилистических ресурсов языка, имеющихся на различных уровнях языковой системы, позволяющих носителям данного языка осуществить целенаправленный выбор языковых средств в зависимости от сферы и ситуации общения.

Функциональная стилистика – раздел стилистики, изучающий специфику и стилевую системность функциональных стилей и  их речевых жанровых разновидностей.

Функционально-стилистическая окраска – один из видов стилистической окраски языковой единицы, указывающий на ее закрепленность за определенным функциональным стилем.

Функционально-речевой стандарт – типовые формы речи, применяемые в каком-либо функциональном стиле, соотносимые с часто повторяющимися или распространенными понятиями и способствующие экономной передаче информации.

Функциональный стиль – разновидность речи, обслуживающая определенную сферу общественной деятельности (науку, искусство, сферу делопроизводства, сферу официальных и бытовых общественных отношений). Каждый функциональный стиль обладает своим набором языковых средств (стилистически окрашенных и нейтральных), организуемых в систему при реализации в речи основных функций языка (общения, сообщения и воздействия).

Эмоционально-экспрессивно-оценочная окраска – один из видов стилистической окраски языковой единицы, включающий в свой состав компоненты оценки, эмоции и интенсивности проявления признака.


Рекомендуемая литература

1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. – М., «Просвещение», 1978.

2. Беглова Е.И. Средства русского языка в стилистическом аспекте: Учебное пособие по курсу «Стилистика». – Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2001.

3. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие. – М., 1978.

4. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. – М., 1976.

5. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

6. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1989.

7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.

8. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф, 1997.

9. Гридина Т.А., Зуева Т.А. Стилистика русского языка: Методическое руководство к изучению курса. – Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1999.

10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 2-е изд. перераб. – М., 1983.

11. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.

12. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

13. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М.: Гардарики, 2005.

14. Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998.

15. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

16. Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1981.

17. Стилистика и литературное редактирование / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001. 

18. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам. Словарь-справочник. Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000.

19. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.

 

Вопросы к экзамену

1. Стилистика как наука. Основные направления стилистики. Связь стилистики с другими лингвистическими дисциплинами. Соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой. Основные аспекты изучения стилистики в школе.

2. Понятие о стилистической окрашенности языковых средств. Виды стилистической окрашенности в толковых нормативных словарях русского языка.

3.  Понятие о стилистической норме. Стилистическая норма как исторически изменчивая категория.

4. Ошибки стилистические и нестилистические, критерии их разграничения. О соотношении стилистических и речевых ошибок в школьной практике и методике.

5. Смысловая структура экспрессивного слова. Вопрос о стилистическом значении.

6. Понятие о стилистической парадигме. Виды стилистических парадигм.

7. Понятие о стилистических ресурсах языка.

8. Стилистические ресурсы лексики и фразеологии.

9. Стилистические ресурсы словообразования.

10. Стилистические ресурсы морфологии.

11. Стилистические ресурсы синтаксиса.

12. Стилистические функции тропов.

13. Стилистические фигуры.

14. Синонимика языка как источник стилистических ресурсов.

15. Понятие стиля в лингвистике и в литературоведении.

16. Понятие о функциональных стилях и их системном характере. Вопрос о языковом и речевом статусе функциональных стилей.

17. Принципы классификации функциональных стилей. Понятие о стилеобразующих факторах.

18. Научный стиль и его подстили.

19. Публицистический стиль и его разновидности.

20. Официально-деловой стиль и его разновидности.

21. Понятие о речевом штампе. Виды штампов. Соотношение понятий «речевой штамп» и «функционально-речевой стандарт».

22. Разговорный стиль. Вопрос о выделении разговорной речи в особый функциональный стиль.

23. Художественный стиль речи. Специфика языка художественной литературы. Вопрос о месте стиля художественной речи в составе функциональных стилей.

24. Взаимосвязь и взаимодействие функциональных стилей как основная тенденция в развитии современного литературного языка.

 

 


[1] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – изд. 2-е, перераб. – М., 1983. – с. 9.



2019-08-13 733 Обсуждений (0)
Терминологический минимум по курсу «Стилистика» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терминологический минимум по курсу «Стилистика»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)