По государственной шкале
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................6 ПРОГРАММНЫЙ БЛОК……………………………………………................9 ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ………………………………………………..15 ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ …........................................71 Тема №1........................................................................................................71 Тема №2........................................................................................................74 Тема №3 …...................................................................................................76 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ …......................................78 Тема №1 …...................................................................................................78 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…….80 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ….....................................................................81 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ …..............................................................83 ЛИТЕРАТУРА …................................................................................................88 КЛЮЧ К ТЕСТАМ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ……………………………..90 ПРИЛОЖЕНИЯ ….............................................................................................91 УВАЖАЕМЫЕ ПЕРВОКУРНИКИ! Вы начинаете изучение курса психологии, который является базовым для овладения общепрофессиональными дисциплинами. Психология по праву занимает центральное место среди наук о человеке. Она отвечает на вопросы, волнующие каждого из нас – почему я поступаю так или иначе, что позволяет мне принимать то или иное решение, что собой представляет личность, какие условия влияют на становление человека как личности и так далее. Ответы на эти вопросы беспокоили Вас и раньше, особенно в подростковом возрасте. Вы пытались ответить на них, обсуждая волнующие вас проблемы со своими товарищами, родителями, опираясь на опыт взаимодействия с другими людьми, читая книги, просматривая кинофильмы. Однако только овладение истинно научными знаниями, научными способами познания психологической реальности позволят объективно и грамотно решать Вам, будущим психологам, профессиональные задачи. Психология позволит Вам сформировать представление о природе человеческой психики, о ее специфике. Овладение знаниями по дисциплине «Введение в специальность (психология)» является важным фактором формирования у будущих психологов профессиональной компетентности, инициативности, творческого отношения к учебному процессу и будущей профессии. Ваше понимание сути профессии, осознанное, серьезное отношение к профессиональной подготовке будет способствовать более быстрому и, главное, более качественному формированию специалиста в современных условиях. Учебная дисциплина «Введение в специальность (психология)», профессионально сориентирует Вас, позволит Вам получить представление о своей специальности и будущей профессии, быстрее адаптироваться к новым условиям обучения в институте. Вы получите начальные знания о сущности, специфике профессиональной деятельности специалиста-психолога. Важность дисциплины состоит в том, что, предоставляя общие знания о специальности и профессии, она познакомит Вас с приемами овладения профессией психолога, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности. ВВЕДЕНИЕ Психология в последние годы стала наукой, в которой нуждается сама жизнь. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось встречаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в повседневной жизни опасаются, считая, что психолог «насквозь видит человека» даже в разговоре. При этом трудно точно сказать, «кто такой психолог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время, люди проявляют интерес к психологу, пожалуй, находясь под магическим действием слова «психология». Правильному пониманию профессии психолога вредит также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж. В общественном мнении наиболее распространено отношение к психологу как к врачу для души, который умеет глубоко проникать в мысли и чувства людей, способного понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот портрет психолога, идеализируется и не соответствует действительности. В связи с большой популярностью слова «психология» много молодых людей, выбирающих профессию психолога. Таким образом, они надеются глубже познать себя, а главное – овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешно влиять на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты ясно представляют себе, «что такое психология» и «кто такой психолог». Побуждает скорее престижность профессии, которая вместе с медицинской, юридической и экономической специальностям, а также профессией программиста, является очень модной. В обычных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому лекции о психологии всегда приходится начинать с уточнения, о том, что психология – это не психиатрия, хотя связи между этими двумя областями знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии – патопсихология – правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Психолог – «по образованию» и психолог – «по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование совсем не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, которые изначально обладают особым даром контактности, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им находить ответы на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологической образования. Кого же можно считать психологом? Изучение дисциплины «Введение в специальность (психология)» и помогает ответить на этот вопрос. Эта дисциплина является составной частью целостной психологической подготовки студентов. Она излагается на первом курсе и имеет теоретическое и практическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла. Дисциплина «Введение в специальность (психология)» – первая на пути профессионального становления студента, который выбрал профессию «психолог». Целью ее освоения является пробуждение и закрепление интереса к выбранной области, формирование представлений о профессиональных знаниях и умениях, необходимых для успешного осуществления деятельности, поддержка в осознании правильности сделанного выбора. Дисциплина должна способствовать самораскрытию и самопознанию первокурсников. Учебное пособие знакомит недавних абитуриентов со спецификой профессиональной деятельности психолога, помогает осознать мотивацию выбора профессии. В пособие описаны сферы приложения психологических знаний в современной общественной практике и виды деятельности практического психолога. Данное учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности «Практическая психология», аспирантам, преподавателям, но будет также интересным и всем тем, кто делает первые шаги на пути профессионального самоопределения.
ПРОГРАММНЫЙ БЛОК
Целью освоения учебной дисциплины «Введение в специальность (психология)» является ознакомление студентов со спецификой профессии психолога; стимулирование стремления самопознания и самосовершенствования; обеспечение психологической подготовки будущих практических психологов к началу профессиональной деятельности. Основными задачами изучения дисциплины «Введение в специальность (психология)» являются: - ознакомление будущих практических психологов с понятием «профессия» и ее главными характеристиками, с основами профессиональной деятельности психолога, с особенностями подготовки и профессиональным становлением специалистов-психологов; - формирование умения систематизировать новый материал на основе уже полученных студентами знаний; - развитие умения демонстрировать знания, полученные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения материала; - формирование профессионально-личностных компетенций студента как будущего специалиста-психолога. В результате изучения учебной дисциплины «Введение в специальность (психология)» по направление подготовки: 37.03.01 Психология, у обучающихся должны сформироваться следующие компетенции: 1) общекультурные компетенции (ОК): способностью и готовностью: - использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); - способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); - работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); - обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-10); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-12); - умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-13); 2) общепрофессиональными компетенциями (ОПК): - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); 3) профессиональными компетенциями (ПК): в практической деятельности: способность и готовность к: - осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3); в научно-исследовательской деятельности: способность и готовность к: - участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7); в педагогической деятельности: способность и готовность к: - просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-16). В результате изучения учебной дисциплины «Введение в специальность (психология)» по направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, у обучающихся должны сформироваться следующие компетенции: 1) общекультурные компетенции (ОК): - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-5); - способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11); 2) общепрофессиональные компетенции (ОПК): - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-3); - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7); 3) профессиональными компетенциями (ПК): в педагогической деятельности: - готовностью использовать дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-10); в области исследовательской деятельности: - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-21); в практической деятельности: - готовностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-28); - способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-29). В результате изучения дисциплины «Введение в специальность (психология)» обучающийся должен знать: - основные понятия по дисциплине «Введение в специальность (психология)»; - основные направления деятельности практического психолога; - этический кодекс психолога, этические проблемы саморазвития психолога; - пути профессионального совершенствования психолога; - основы психологической профессии, особенности личностной и профессиональной компетентности специалиста-психолога, специфику становления его как профессионала. уметь: - использовать знания понятийного аппарата по дисциплине; - раскрывать значение полученных знаний для психологии; - правильно ориентироваться в основных теоретических направлениях психологии; - оценивать и принимать соответствующие решения в ситуациях, требующих вмешательства психолога. владеть: - навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с профессиональной этикой и служебным этикетом.
Критерии и нормы оценивания знаний По 100-бальной шкале |
По государственной шкале |
По шкале ECTS | ||||||||||
Оценка | Определение | |||||||||||
90-100 | «Отлично» (5) | A | Отличное выполнение с незначительным количеством неточностей | |||||||||
82-89 | «Хорошо» (4) | B | В целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) | |||||||||
75-81 | C | В целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) | ||||||||||
67-74 | «Удовлетворительно» (3) | D | Неплохо, но со значительным количеством ошибок | |||||||||
60-66 | E | Выполнение удовлетворяет минимальным критериям | ||||||||||
35-59 | «Неудовлетворительно» (2) | FX | Надо поработать над тем, как получить положительную оценку | |||||||||
1-34 | F | Необходим повторный курс обучения |
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
2019-08-13 | 386 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: По государственной шкале |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы