Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология профессиональная и «любительская».



2019-08-13 875 Обсуждений (0)
Психология профессиональная и «любительская». 0.00 из 5.00 0 оценок




Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие-то вопросы, «понимают» друг друга и т.п. «Житейская психология» имеет полное право на существование, и даже настоящие психологи (психологи-профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все-таки различают психологию научную и психологию житейскую.

   

    Чем же принципиально отличается «психолог-профессионал» от «психолога-любителя»?

И на «любительском» уровне многие люди (и даже подростки) оказывают друг другу помощь в решении жизненных вопросов и часто делают это достаточно эффектно. Зачем же тогда нужны специалисты-психологи. Такой вопрос может стать центральным для будущего психолога.

    Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:

1. Наличие теоретической базыу специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания. Например, он накупил себе множество книг и даже прочитал их, но он часто не имеет общей картины, хотя может «красоваться» в каких-нибудь компаниях познаниями, своей «эрудицией». Конкретное психологическое знание часто остается непонятым до конца, пока оно не будет соотнесено с другими знаниями. Поэтому специалист-психолог просто вынужден иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании (а не просто знать отдельные случаи и явления). 

2. Опора специалиста на метод научного познания,позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что-либо понять в проблемах окружающего мира. Получается ситуация, когда знания «вроде бы и есть», но «помочь они не могут»…

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик,т.е. научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя (эмпирика и даже теоретика) и практика. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т.п.), то специалист в случае необходимости как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой. Конечно и «любитель» может использовать различные методики, взятые из доступных книг, но часто эти методики используются «любителем» необоснованно (неадекватно решаемым практическим или исследовательским задачам) – это скорее «игра в настоящую психологию». А вот для специалиста важно выбрать методики, адекватные поставленным задачам, но для этого он должен ориентироваться во всем многообразии имеющихся психолого-педагогических средств с разными группами клиентов.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравиться, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная – постепенно формировать чувство ответственности у клиентов (и не всем это нравиться, что значительно затрудняет работу настоящего психолога).

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами,а также – бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т.п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естественно, всего этого лишен психолог-«любитель».

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании.Несмотря на то, что это отличие, казалось бы формально, для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «ненастоящий». В большинстве случаев получение диплома все-таки предполагает определенные усилия от студента. Диплом служит знаком профессионализма.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре перебивает другого человека, лишает его права самостоятельно решать свои проблемы. Задача же хорошего психолога – создать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его вообще обходиться без психолога. Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем. Еще древние говорили: «Важно не просто накормить голодного рыбой, важно самого его научить ловить рыбу».

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии, но его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. Психолог-профессионал должен уметь не просто мобилизироваться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. Психолог-профессионал вынужден быть психотерапевтом для самого себя. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех с кем работает, некоторой «моделью оптимального человека».

10. Важная характеристика психолога-профессионала – осторожное и критическое отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам,претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях. Речь идет об астрологии, хиромантии и т.п.

Профессиональная психология, долго боровшаяся за признание своей научности, должна удерживать свой предмет и научные критерии анализа. Речь идет об осознании границ профессионально-психологической компетентности и удержании предмета психологии, об умении отличать в своей деятельности позицию психолога-профессионала от других позиций (поэта, художника, философа и др.), которые имеют несомненное право на существование, но, вмешиваясь в профессиональную деятельность, могут – при условии недостаточной отрефлексированности – оказаться вредны.

    Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога-профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи-специалисты. Да и некоторые психологи-любители все-таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Психолог-профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами, коллегами, администрацией и т.д., но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением «кризисов профессионального роста».Только преодолевая какую-то сложность можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности.

Литература: О: [3, 4, 5]. Д: [1].

 



2019-08-13 875 Обсуждений (0)
Психология профессиональная и «любительская». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология профессиональная и «любительская».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)