Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальный стиль деятельности психолога.



2019-08-13 2649 Обсуждений (0)
Индивидуальный стиль деятельности психолога. 5.00 из 5.00 4 оценки




Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – целостная система действий, операций, приемов, способов и умений, которая приобретает определенную устойчивость и существенно сказывается на деятельности человека.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):

1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности (изменение личностных качеств с учетом деятельности).

2. Стиль, сформированный исходя из удобств человека.

3. Компромиссный стиль (деятельность выбирается в соответствии со склонностью специалиста, не должно быть противоречия требованиям деятельности; или под определенную деятельность подбирается человек с определенными качествами).

4. Универсальный стиль (у человека нет ярко выраженных способностей, следовательно, ему доступны многие деятельности, однако требует от человека психических затрат).

5. Компенсаторный стиль (при отсутствии определенных качеств важный для данной деятельности, эти качества могут замещаться или формироваться).

6. Маскирующий стиль (позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации).

7. Предопределяющий стиль (деятельность определяет развитие специалиста, его выход за рамки известных возможностей, открытие новых ресурсов).

8. Корректирующий стиль (перестройка природных особенностей человека с учетом способов деятельности и поведения).

9. Творческий стиль (специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая коллег).

10. Избыточный стиль (работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум).

Индивидуальный стиль деятельности вырабатывается всегда (или сознательно, или стихийно). Он формируется под влиянием двух факторов:

1. уникальности индивидуальности и своеобразия жизненных ситуаций субъекта;

2. сходства природных особенностей человеческих общностей и условий, в которых они живут.

При рассмотрении основных требований к профессионалу-психологу, также следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Особенности формирования индивидуального стиля деятельности психолога:

1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.

2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.

3. Постепенно формируется сложная взаимосвязанная система имеющихся адаптированных и новых профессионально важных качеств.

    Для полноценного специалиста-психолога важную роль играет ориентация на какую-то цель (или идею), которая и мобилизует различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное – отсутствие такой идеи, что не позволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», т.е. на уровне несистематизированной, не связанной общей идеей кучи из отдельных впечатлений, знаний, умений.

    Основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:

1. На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, т.е. научиться работать так, как положено. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов:

1.1. Общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник «в целом» уже знает, как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.

1.2. Освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методик работы.

1.3. Освоение деятельности в целом (по нормативно-одобряемому, правильному образцу).

2. На втором этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы:

2.1. Возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему.

2.2. Проба и освоение отдельных действий по-новому.

2.3. Постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Самое главное при формировании индивидуального стиля труда – не спешить и всегда иметь обеспеченные «тылы» в виде освоенной ранее деятельности по нормативно-одобряемому образцу, гарантирующему успешное выполнение работы в случае неудачного экспериментирования при выработке новых способов деятельности.

Выделяют следующие этапы профессионального развития психологов:

1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос».

2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «узнать что-либо этакое», овладеть какой-нибудь «экзотичной методикой». Это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного достоинства.

3. Первые разочарования, а потом будут и следующие. Это наиболее ответственные этапы. Здесь решается основной вопрос: научится студент-психолог преодолевать эти «кризисы разочарования» или они просто сломают его. Важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, только тогда они могут стать «личностными».

4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем с использованием уже известных технологий и методов.

5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства.

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т.е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обоснованной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Литература: О: [3, 4, 5]. Д: [1].

 



2019-08-13 2649 Обсуждений (0)
Индивидуальный стиль деятельности психолога. 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Индивидуальный стиль деятельности психолога.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)