Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследовательская деятельность психолога. Профессиональный психолог как ученый-исследователь.



2019-08-13 2429 Обсуждений (0)
Исследовательская деятельность психолога. Профессиональный психолог как ученый-исследователь. 5.00 из 5.00 5 оценок




Общее представление о науке.

Понятие «наука» достаточно многозначно.

1. Под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира и построение взаимодействия с миром. (Кто-то занимается научной деятельностью, увлечен наукой).

2. Под наукой понимается особый способ познания мира, отличный например, от художественного или обыденного познания, т.е. от искусства и жизненного опыта. (Говорят о научных данных, о научном подходе, о том, что нечто является научно установленным).

1. Под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. Наука с большой буквы. (Наука утверждает, что…).

2. Под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий и т.п.), в рамках которых организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т.д.

Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных видов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов – систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования – психологи получают объективные знания о психическом мире.

Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования.

Под исследованием понимается сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами. Исследование в психологии – это систематическое, контролируемое, эмпирическое изучение гипотез о предполагаемых взаимосвязях между психолого-поведенческими и организационными явлениями.

Исследование может преследовать две цели:

1. Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов.

2. Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных – это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов исследования.

Исследования обычно делят на два вида: фундаментальные и прикладные. Различие между ними заключается не столько в сложности или условиях их проведения, сколько в целях и задачах исследования.
Фундаментальное исследование направлено на выявление взаимосвязей общего характера, тогда как в прикладном исследовании, на первый план выступает задача применения открытых закономерностей для решения практических вопросов и внедрения результатов исследования в конкретных условиях. Между фундаментальными и прикладными исследованиями не всегда можно провести четкую границу, их следует рассматривать во взаимосвязи. Эти типы исследования не различаются и по применяемым методам, разница состоит лишь в их назначении.

Научное исследовании предполагает восемь следующих этапов:

1. Постановка задачи или определение проблемы.Проблема формулируется обычно как вопрос, на который требуется найти ответ; это – своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение.

2. Предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов, способных решить выделенную проблему.

3. Формулирование гипотезы (предположительного ответа на поставленный вопрос). Основным требованием к гипотезе является требование к ее проверяемости.

4. Планирование и организация эксперимента.

5. Анализ и обобщение полученных результатов.

6. Проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей.

7. Объяснение (решение) проблемы и прогнозирование её дальнейшего развития.

8. Составление отчета об исследовании.

Нельзя недооценивать ни одного из этапов исследования. Предполагается, что профессиональный психолог хорошо методически подготовлен для этой деятельности, имеет соответствующие теоретические знания, знаком с применяемыми в психологических науках измерениями, владеет статистическими методами обработки данных, имеет собственную точку зрения.

Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования. Результаты исследований излагаются в научных публикациях (книгах, статьях) и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи (как и ученые других специальностей) информируют коллег о полученных ими научных результатах через публикацию книг, статей в научных журналах и сборниках научных трудов.

Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.



2019-08-13 2429 Обсуждений (0)
Исследовательская деятельность психолога. Профессиональный психолог как ученый-исследователь. 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Исследовательская деятельность психолога. Профессиональный психолог как ученый-исследователь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)