Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды деятельности практического психолога образования.



2019-08-13 545 Обсуждений (0)
Основные виды деятельности практического психолога образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическое образование. В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствующая психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают достаточно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых – в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно вовлекать в психологические знания, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.

Формы психологического образования могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического образования учеников могут быть уроки психологии.

Психологическая профилактика.Профилактика – это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилактика – это работа психолога, что направлена на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:

- разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;

- выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;

- следит за соблюдением в детском садике, школе психологических условий учебы и воспитания;

- предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую вековую ступень;

- заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном заведении.

Важная форма психопрофилактической работы – психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учеников. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.

Психологическая консультация. Психологическое значение консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, которые учатся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы учебы, материала из отдельных учебных предметов, нежелания и неумения детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических действий, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявления и развитие интересов, робота по профориентации со школьниками.

Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная невнимательность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, на оборот, робость, боязнь; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.

К школьному психологу обращаются сами ученики, главным образом по вопросам своих взаимоотношений с взрослыми и одноклассниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения.

Психологическая диагностика.Психологическая диагностика - это изучение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств вековым нормам, это выявление психологических причин трудностей в учебе и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики – выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезная им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдения, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой не достаточно квалифицированных психологов есть избыточное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.

Психологическая коррекция и развитие ребенка.Это работа по устранению отклонений в психическом развитии ученика, развития его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть складывается на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога.

Психологи, которые работают при управлениях образования, в основном выполняют следующие виды деятельности:

- организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;

- проводят консультации для учителей, родителей из психологических проблем, что интересуют их, и оказывают информационную помощь;

- помогают в подготовке и проведении психолого-педагогических консилиумов в отдельных школах;

- организуют постоянно действующие семинары для учителей района из детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;

- создают психологический «актив» из числа учителей школ района;

- принимают участие в определении уровня готовности детей к учебе в школе при наборах в первые классы;

- осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности.

Социальная сфера.

Социальная психология на предприятии и фирме.

Промышленное производство традиционно выступает одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологического исследования, а проблема формирования производственных коллективов –  наиболее типична. Общие темы в рамках таких исследований: психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.

Вместе с психологами в решение этих проблем могут быть включены специалисты по экономике и социологии, с которыми психологу важно уметь успешно взаимодействовать.

При изучении психологического климата предприятия или фирмы психолог выявляет тип отношений руководителя и подчиненных, восприятие руководителя подчиненными и наоборот. Выясняется также сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы конфликтов, удовлетворенность трудом.

Возможные три разные позиции социального психолога в процессе социально-психологического исследования на предприятии.

1. Позиция прикладного психолога, который выполняет заказ, но не включен в структуру промышленного предприятия. Это дает ему некоторую независимость и позволяет решить поставленные задачи за один раз. Но при этом теряется возможность достаточно глубокого знания проблем коллектива и постоянного участия в их решении. Он выступает как человек из стороны со всеми преимуществами и недостатками такого положения.

2. Позиция практического психолога, который работает вместе с другими специалистами в психологической службе предприятия. В такой службе может быть несколько психологов. В этом случае социальный психолог специализируется на решении социально-психологических проблем коллектива, оставив решение других производственных проблем специалистам по психологии труда.

3. Позиция практического психолога, который работает на предприятии в единственном числе. В таком случае оставаться узким специалистом в социальной психологии вряд ли удастся. Социальному психологу необходимы знания в других областях психологии и участие в решении всего комплекса психологических проблем предприятия. В то же время следует иметь в виду, что социально-психологические проблемы - наиболее типичны, и потребность в них у предприятий возникает часто. В связи с тем, что малых предприятий и фирм в современных условиях стало намного больше, именно такая позиция психолога наиболее типична.

Психология в политике.

Практическая работа профессионального психолога может заключаться в консультировании и психологической поддержке политического деятеля. Л.Я. Гозман выделяет несколько возможных направлений такой работы.

1. Участие в разработке и принятии решений.

2. Анализ динамики общественного мнения и поиск путей действия на установки и настроения граждан.

3. Оптимизация образа власти или политической структуры.

4. Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров.



2019-08-13 545 Обсуждений (0)
Основные виды деятельности практического психолога образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные виды деятельности практического психолога образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)