Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология малых социальных групп



2019-08-13 368 Обсуждений (0)
Типология малых социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок




       Наиболее устойчивыми и влиятельными являются социальные структуры.

Этнография и антропология под традиционными социальными стуктурами – любое общество есть совокупность, комплекс различных институтов, которые могут быть как базовыми для группообразования, какие-то устойчивыми и важными, а какие-то – латентными и не важные. Набор более-менее одинаковый в обществах. Литература по динамике традиционных соц. Структур: Мёрдек – антрополог, работавший в середине 20 века –«социальные структуры» - Мёрдек ориентировался на множество Он -неоэволюционист, т.е. ориентировался на сравнительное изучение разных обществ,. Т.к. их цель – выявить универсальные стадии развития, характерные для всех обществ. Мёрдек использовал статистический подход, в 20 веке – идея многовариантных эволюций, в 60-е он составил «этнографический атлас», где он изучал сотни общетсв, создавая статистику по определённым критериям, где он мог совмещать статистику обществ по различным параметрам. Благодаря огромной выборке он мог выдвигать идею, как один параметр влияет на другой. .Этот подход до сих пор существует, и если Мёрдек использовал 30 параметров, то сейчас общества стравнивают по сотням параметров. В нашей науке там работает Каратаев – исследования, основанные на выявлении кареляций на базе больших статистич. Данных. Там Мёрдек создал совю типологию социальных структур.

       С Уилсоном он паттерные поселенческие модели и общинная организация – отдельный параметр анализа паттреных поселенческих моделей и территориально-общинных структур.

       Питер Ласхет – британский исследователь, исторический демограф и социальный историк. Он исследовал семью и домохозяйство. Его типология «Семья и Домохозяйство. Исторический период». Его типология широкор распрстранена среди историков и исторических демографов.

       Есть разные сборники, посвящённые определённым структурам в плане: по дворохозяйству : исследовния домашних групп.

       Типологическая работа Эверса: «модели социальной системы. Рыхло и плохо структурированные социальные системы Таиланда в сравнительной преспективе»

Кадыров об элитарным кланам по пос «Элитарные связи. Штрихи к портретам»

Бернардини Система возрастных классов – Социальные структуры и политии, основанные на возрастре – возраст как база для создания возрастных страт, система структур, порой важных даже сейчас.

       Типология малых базовых социальных групп (тех, которые непосредственно окружают человека и определяют отношения человека в ближайшем окружении. Они на микроуровне, но в связи с их всеобъемлющей распространённости оих конфигурация влияют ма макоруровне). Какие-то типы универслаьны:

Дворохозяйство и семейные группы: семья есть поведенческая универсалия, есть в разном виде во всех обществах. В традиц. Обществе – демографическая ячейка, хозяйственная, бытовая, система воспитания и формирования моделей поведения, духовный союз. По мере развития общества идёт отслаивание функций от семьи в специальные институты. Но при этом даже в традиционном обществе есть вариации по степени значимости семьи при всей их универсальности, хотя часто многие хозяйственные функции идут на базе семьи без разделения хозяйственных и производственных функций. Типпы семьи по типологии Мёрдека как наиболее универсальной: 1) большая расширенная семья (неразделённая) – семья, охватывающая отдельные малые семьи с 2 силглингами (брачными единицами / малыми семьями) в каждом из смежных поколений. Но она может из-за сложности воспроизводиться как трёхпоколенная в каждом цикле 2) малая расширенная семья – она включает более чем одну брачную пару, но она разделяется и её структура упрощается. 3) Стен фемили – стволовая семья – минимально расширенная семейная единица – в ней есть «ствол» - есть семья деда, семья отца и семья первого нисходящего поколения – сына, но если у деда много детей, то все, кроме одного выходят из данного дворохозяйства, допустим, только старшый (майорат), или младший (минорад) наследует всё имущество семьи . 4) нуклеарная, малая семья – есть малые семьи с многожёнством и многомужеством (такое есть в тибете). Есть разная степень для нуклеарных семей: полиантрия (многомужество), полигимия более 20%, полигиния разрешена, но её не много (менее 20 %) либо моногамная семья, где один каждый супруг. Порой возможность иметь несколько жён увязана с социальным статусом или финансовым состоянием. Питер Ласлет выделял дворы одиноких, дворы без семейной структуры, дворы простых нуклеарных семей, дворы расширенные семей (нуклеарная с прибавением какого-то родственника), дворы с несколькими семьями.

Кровно-родственные и клановые группы – менее универсальные, хотя понятие родства кровного присуще всем, но гдето оно превращается в фактор группообразования и даже политогенеза (власть на базе родства), а где -то не пораждает иерархии, т.е. родство может играть разную роль. По линии родства регулируется брачная система, порой контролирует властные и эконочимеские ресурсы, порой вокруг неё идёт политогенез. Кровно-родственная система, как правило, многоуровневая, «патронимия», «лимидж», есть 1, 2, 3 уровня, зависящие то, насколько широк круг людей, считающийхся родственниками. Порой – сетевая система – родственники могут быть в разных поселениях. Линидж – унилинейные кровно-родственные группировки – где счёт родства либо по мужской, либо по женской линии (десцентные групы), в ней только лица, в действительности способные проследить водственные связи либо по мужской, либо по женской линии. Редко есть СИБ – линидж 2 уровня – с линиями об болеее древнего предка. В русскоязычной есть термен «родовая половинами», взаимно брачующимися, если общество состоит из 2 линиджей, и между ними идёт обмен невестами. Где лимиджи – положение людей, их права и обязанности жёстко определнены его положением ф линидже. Родня – Кингфоли, Релетивс, Кинред – есть общество, где родство не так значимо, там учитываются родство и по мужской и по женской линии (билатеральный учёт), и отношения с родственниками определяются личными отношениями, это – рыхлая система. ДЕМ – локализованная родня, когда целое поселение – брачный круг.

Клан от Лимиджа отличается – группа из унилинейно связанных родственников оодного пола и переферии – лица другого пола, пришедшие по браку - оттуда минусуются женщины, ушедшие по браку в др. группы. Клан территориален, т.е. когда женщина из клана уходит за муж в другой клан, она остаётся в своём лимидже, но теряет членство в клане, а женщина, пришедшая за муж за члена этого клана, становится чего членом, но остаётся в совём линидже

Племя – макролимидж, как правило – очень широкий круг родстенников, хотя скорее это уже представления о воображаемом родстве, «соплеменности», кроме него в племени есть патистарность – власть, но не формализованная, зависящая от личных качеств лидера – «вождество». Это полифункц. – территория (носит ярко выраженный территориальный характер), власть, регулирование отношений между семьями,

Территориально-общинные группы – также почти универсальны, хотя порой крайне мало значимы, но есть и общетсва, где они во-многом определяют се аспекты человеческой жизни членов. Основаны на контроле над территорией и ресурсами, как правило – землёЙ, за частую духовный союз, праовая единица, хранящая и воспроизводящая обычное право, на основе которого в ней принимаются решения, порой даже единици эдентичности и субкультурная единица. Порой на уровне отдельных поселений уже могу возникнуть субкультура и на основе неё устойчивая идентичность: в советской переписи 1926 года при попытке набиться национальности люди называли свою деревню: базовая идентичность малых территориально-общинных структур: . Они порой многоуровневые: отдельный послелений, волостная, уездная и даже межуездная, а бывает одноуровневая – только в рамках отдельных поселений. Есть вункциональные общины, регулирующие к примеру ирригацию .

Есть типология по хозяйственному типу (термин БЕНД – применяется к локальным подвижным сообществам, характерным для собирателей и охотников - в разный сезон общество может рассредотачиваться в зависимости от сезона, для них характерны сезонные циклы концентрации и дисперсии), для земледельцев и интенсивных рыболовов более характерны постоянные общины-послеления - кластеры жилищ с центром в контролируемой территории (одноуровневая). Есть 2 уровень – сложное территориальное собщество из нескольких послелний, причём каждый уровень общины порой имеет разные функции – пашни контролирует нижний уровень, а покосы верхний. Соседство – когда нет кластера, деревни в нашем понимании, а отдельные полуизолированные хутора, сязанные территориальными связями н обез ярко выраженного центра, при этом территориальные связи сохраняются. Общинная округа с ярко выраженным центром (локальный городок, фокруг которого фермы). Квартальные общины в городских поселениях – внутри города может быть воспроизведена традиционная соседская структура – Джкакрта вся состоит по сути из территориальных общин. Территориально-общинные анклавы порой могут возникнуть даже потом. Промысловые кластеры – территориальные поселения, большие, чем одна деревня, основным занятием которых является не земледелие – в 19 веке Московская, Владимирская, нижегородская, от части Ярославская и Рязанская губернии усеяны специализированными кластерами – степень обмена и специализации была высока – были отдельные специализированные кластеры, игзотавливавшие и ремонтировавшие орудия труда. Отдельные деревни со стационарно-мобильным типом промысла – мастера из определённой деревни шли по соседним деревням, ремонтировали железные орудия, плели лапти, кто-то делал одежду, обувь, игрушки. Это – мелкое, протоиндустриальное производство, внутри них идентичность (мы – мастера), своя субкультура и профессиональный язык. В Европе в швейцарии, итальянские дистрикты, восходящие к Средним векам. Это Яркий тип сообществ, характерных для протоиндустриального и даже для индутсриального общества. Дисперстные/дизлакальные сообщества – есть сообщества, имеющие ячейки в разных регионах – старообрядческие согласия, которые имели несколько баз—центров на определённой территории.

Мёрдек типологизировал общину по степени интеграции – 6 типов: 1) слабая социальная интеграция, 2) общая идентичность и ддиалект, а также культурные особеннсоти 3) интеграция через родственные связи – эндогамные единицы 4) интеграция через социальный и экономический статус 5) интеграция через общие политические связи – через альянс с определённым лиедром, клиентами которого общинники являются. Здесь главное – вертикальная связь 6) религиозная интеграция – общий культ – секта. Как парвило – функции смешаны в той или иной пропорции.

Хозяйственно-функциональные группы – порой определённая вункция выполняется группой, и формируется определённая социальная система, группа, с определённым набором прав и обязанностей. В кастовом обществе разделение труда становится основой для разделения общества на определённые касты. Целые этноконфессиональные единицы порой начинали выполнять определённые пром. Функции: промысловые функции и торговля хлебом порой осущетсвлялись чисто старообрядцами.э

Профессиональные сети: в сословном обществе производство становится основой для формирования определённой социальной группы с особым набором прав и обязанностей. Торговые сети – порой торговую нишу могли контролировать определённые социальные и этно-конфессиональные группы

Этно-локальные группы – промежуточное звено между этнической групппой – единым пространством с 1 языком, культурной идентичностью и отдельныеми локальными общинами – «поморы». Это уже большая группа, слишком большая для реальных коммуникаций, но там слишком тесные связи для воображаемого сообщества – это промежуточная группа.

Неотрадиционная группа – входит в исмбиоз с современными группами – землячества – связано с массовой урбанизацией, когда в городах среди бывших сельчан оспроизводится в экстерриториальной среде местные связи на основе того, что было в селе. Этнические группы также формируются в городской среде, где различные локальные группы региона формируются в воображаемую группу, объединяющую регион (термин нация – в Пражском университете). Инфраструктура современного общества стремятся к гомогенизации, но парадокс в том, что структуры, призванные к интеграции, как город, армия или университет, вывозили этничность на большой уровень, это воображаемое сообщество с признаками, характерными для малой этно-локальной группы. Неотрадиционными группами можно нпричислить и этнические группы.

Касты – тенденции к азмыканию общества в отдельные полифункциональные примордиалистскими ячейки – там профессиональные (каста монополизирует определённое занятие) брачные, социальные, культурные, религиозные функции. Всякое занятие Индии занимает своя каста с полифункциональной природой. Также касты иерархичны – есть шкала чистоты каст, хотя внутри иерархии может быть динамика, когда касты борются за статус

Половозрастные группы – пол и возраст есть в любом обществе, но системы пола и возраста могут быть разные – есть общество с 3 полами, есть родственная система с 4 возрастами, а етсь места, где возраст – фактор группообразования. Гендор – также фактор формирования социальных групп с определённым набором функций. Функция социализации порой переходит от семьи к страте, там же могут распределяться трудовые функции. Могут также быть тайные союзы – в Китае, Западной Африке – из половозрастных групп возникают более широкие союзы, порой распрстраняющиеся на несколько племенных и даже этнических групп, она преодолевает территориальные и родственные границы, отсюда его особая роль в Западной Африке, где они стали первым аппаратом гос. Управления, т.к. они имели иерехию. Это были транскокальные объединнеия, по их каналам власть, взросление (инициация), особая религиозная система и мифология, свои статусы и иерархии.

Конфессиональные группы – в традиционном общестсве они структурно не выделяются, но секты или приходы порой выделяются. Секты порой экстерриториальны (сетевая система).

Патрон-клиенсткие группы – вертикальное группоообразование – объединение людей неравного статуса. По этим каналам власть, патронаж, обмен через патрон-клиентские сети. Они важны там, где слабы горизонтальные сети – слабые родовые, территориальные, конфессиональные группы, а лбъединение человеку нужно, и как компенсациа вырастают вертикальные патрон-клиентские связи: ограниенность человека только кругом малой семьи ведёт к усилению патрон-клиентских связей.

Этносы как квазималые структуры, замена малых групп символами единства, они исполняют функцию реинтеграции в ситуации распада традиционных социальных структур. Порой конфессии идут по этому пути, становясь способом реинтеграции.

 

Есть ещё 1 параметр – при опросе есть не реальная, а идеальная модель – одно дело – конфуцианская модель семьи, а есть реальная модель семьи современного Китая. Иделаьной модели по жизненным причинам не соответственность – есть перцептинвая модель соц. Структуры – то, как ссами члены сообщества видят своё общество. Далее есть нормативная модель – то, какой социальная система должна быть, в рассказах часто говорят именно её. Третий вариант – статистико-бехивеоральная -исследователи, основываясь на наблюдениях за жизнью людей на наблюдении, измерении, частоте интеракции поведения.

Акцент на интеракцию, изменения, трансформацию.

 



2019-08-13 368 Обсуждений (0)
Типология малых социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология малых социальных групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)