Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БААП – грех, неблаговидные поступки, приобретаемые при неблаговидном поступке.



2019-08-13 275 Обсуждений (0)
БААП – грех, неблаговидные поступки, приобретаемые при неблаговидном поступке. 0.00 из 5.00 0 оценок




Есть также КХАЙН – псевдо-БУН (бун со знаком минус по сути) – есть внешне успешные люди, Кханг – сила, основанная на хитрости, аморальности, использовании не буддийской магии, но этот успех временный, не истинный, так общество тайцев через идею Буна устанавливает мораль.

Есть понятие Бен Ту СОНГ – распределение БУНа- если ученик усердно учится, но повышает БУН сових родственников и деревни, то же делает и зажиточный человек, вносящий вклад в ВАТ. Концепция Буна – структурообразующия, по мнению Гуннак изучение тайского общества невозможно без изучения БУНА. БУН порождает отдельные социальные связи. Отсюда Буннак выступает за структурность тайского общества, против концепции его рыхлости.

БУН приобретается одарением ВАТа и монахов одеждой, кровом, едой и лекарствами – 4 необходимости, кто больше вложит, тот получает больше БУНА, причём важно именно количество. БУН- мерило в социальном плане, здесь богатые люди, стремящиеся к положительному соц. Капиталу, обязаны постоянно жертвовать, а монастырь выступает как перераспределитель богатства. ВАТ как механизм соц. Страхования снимает соц. Имущественного противоречия – до 10% имущества перераспределяется в общине через монастырь. ВАТ сдерживает процесс классового расслоения в тайской деревне и выполняет функции пенсионной и страхового обеспечения.

       Люсьен Хенгс обратил внимани на окружение – люди с большим кол-вом БУНа образуют окружения, которые существуют, пока у лидера есть БУН, а если у него проблемы, клиенты переходят к новым патронам. КУЯЙ – большой человек, он – центр сплачения, а ПУНОЙ – малый человек, у него буна мало. Человек в среде стремится войти в патрон-клиентское окружение КУЯЯ, связанные с КАТАЙ ЮКА ТАВЭТХИ – долг признательности и благодарности – если тебе оказали услуги, ты должен за них отблагодарить. Тайцы быстро строят свои группы и могут быстро их перестроить, хотя сама модель воспроизводится каждый раз – люди перемещаются из одного патрон-клиентского окружения в другое и меняют статус в этой системе.

Сами тайцы стали изучать свой соц. Порядок – Рабип Хадан изучал патронаж и динамику патронажных систем. Он показал, что патронаж испытал 3 волны реактуализации – начало 20 века, середина 6-=0-х и середина 70-х годов. Каждый раз усиление патрон-клиентства связано с усилением урбанизации и модернизации, традиционалистские связи в меняющейся соц. Эконом. Системе – механизм адаптации, система патрон-клиентских отношений смягчает соц. Противоречия – люди, добившиеся чего-то перераспределяют часть ресурсов своим клиентам. Это – межклассовый канал. Полит. И эконом. Отношения строятся также на системе патронажа, построенного на системе БУНА, понятиях КУЯЙ и ПУНОЙ – большого и малого человека. Традиционалистские связи и модели встроены в современную динамику.

4. Традиционные структуры и их динамика в современности: Индонезия.

Французские антропологи сняли фильм об основной коллизией Индонезии между матрилинейным и матрилокальным обществом и исламскими структурами и их ориентацией на патриархальность и патрилокальность и попытку социума существовать в таких условиях. Ислам для Индонезии – средство модернизации, торговля, создание городов во-многом связано с ним.

       Индонезия – островная чатсть Юго-Восточной Азии, во-многом исламизированная зона, хотя на Бали сохраняется индуизм, следы кастовой системы, и потому Бали имеет особую модель, более схожую с Индийской.

        Клиффорд Гирц – классик антропологии, автор интерпретативной этнографии, автор термина «густое описание» - как метод, он стремился к тщательному изучению смыслов, которые люди придавали те или иные действия. Он следовал смыслам и интерпретациям, которые люди придавали своим действиям. Он исследовал взаимоотношения соц. Структуры и религии. На Яве он изучал синкритизм доисламсикх, индуистских и исламских верований, и влияние этого синкритизма на соц.. структуре, т.к. есть группообразовании по принципу большей исламской фундаментальности. – «Ритуал и соц. изменения»

География и демография Индонезии – 14 тыс. крупных (Ява) и мелких о-вов. Ява со стол. Джакартой, Суматра, Калимантан и Сулавеси, зап. Часть Новой Гвинеи – крупные о-ва. Территория - 16 место в мире. Очень населённая страна – 243 млн. на 2010 год. Языковая классификация в зависимости от выделения групп как этносов и субеэтносов – от 70 до 300 языковых групп, крупнейцие – Яванцы(45%), Сунда ((14%), Малайцы 8, Мадурцы 8%, Катуйцы Хуат-Сяо. при полиэтничности нужен межэтнический – Бахат Индонезия. Индонезия – с 17 до середины 20 века- колония Нидерландов, что способствовало укреплению и стандартизации общинного устройства. Там был колониальный режим, крупные латифундии, так что колониальная власть укрепила общинную структуру как базовый элемент жёсткой колониальной конструкции. Традиционность связана с колониальным господством.

       Две модели хозяйствавнутренние о-ва – Ява, Мадура и юг Бали – зона традиционного высокоинтенсивного орошаемого рисоводства террасного типа – крайне трудозатратно, но продуктивно. Внешние острова – суходольное земледелие без сложной ирригации с подсечно-огневой системой – к 60-м годам 20 века Индонезия обеспечила себя едой и экспортирует рис. Сама модель террасного земледелия – сильное преобразование экосистемы – рис выращивают рассадой на малых чеках, потом высаживается на главную. 3 урожая в год, чеки на террасах возвышенностей, 3 цикла, заливное поле солах – 105 дней зреет рис, после чего урожай убирают. Между циклами на 30 дней поле не засевают, чтобы там выросли травы и водоросли, обогащающие почву. Так 2 цикла по 30 дней между посевом и уборкой. Сорные травы имеют длинные корни и ими они поднимают с глубины полезные вещества. Нужно регулировать подачу воды, что требует ирригационной общины для управления подачей воды, порой несколько общин сидят на 1 канали и они должны совместно регулировать подачу воды: на Бали 4-5 уровневые общинные структуры, регулирующая распределением воды в рамках острова. После ряда циклов урожайность стабилизируется на высоком уровне, эта система позволяет получать высокий урожай и позволяет кормить много людей: там 600 – 1000 чел. На км2. Сорта риса очень локализованы.

       На внешних о-вах ладанг – система земледелия в зоне тропического дождевого леса с подсечно-огревым земледелием, выработанные участки периодически забрасывают. Отсюда здесь 20-50 чел. На км2, т.к. прокормить так можно меньше. Развиты традиционные промыслы – там делают бадик – многоцветную ткань, производящуюся через многократное окрашивание с покрытием воском неокрашиваемых участков. Это также развивается кластерами -есть поселения, специализирующихся на промысле, причём технологии, к примеру узор бадика, у разных кластеров бадик разный. Эти технологии выведены на рынок. Также дезьба по дереву, плетение мебели из бамбука, ротанга, также порой идущая на экспорт. Крис – традиционный нож, 3 таких ножа – атрибут яванского мужчины, нож производится с множеством ритуалов из многослойной стали, на котором вытравливанеим делуют узор, по этому ножу годают. 3 криса – свой, от своей семьи и от семьи тестя.

       Поселение – каркасные дома со стенами из бамбука, седлообразные крыши из пальмовых листьях, открытые веранды, 3-4 помещения, на земле или на сваях. Чёткие кластеры дворохозяйств – поселения. Дукух с линейной планировкой вдоль дорог, центр – Лан-га – центральная площадь с общинным домом.

       Семья и родственные отношения – домохозяйство – сомах, преобладает малая нуклеарная семья как старая традиция, или тип стен фамилии, но она не доминирует среди др. соц. Групп. Неолокальность или матрилокальность брака – либо муж идёт к жене, либо отселяются. Характерен билатеральный счёт родства, высокий статус женщин, наследование по женской линии, относительная лёгкость разводов как традиционная черта. Межсемейные связи: согласно работе Битти, выяснена работа межсемейных связей – Битти обратил внимание на мобильность детей в общине – дети воспитываются не только в родной семье, но могут какое-то время жить у друзей и родственников, отсюда адопция – анок акон акон – практика усыновления, установление ритуального родства у близких семей, создающих кооперативных союз, через обмен детьми и создание таким образом искусственного родства. Гибкость поведения систем воспитания, широкая вариация поведения. Но есть исламские нормы, а есть традиционные нормы – адат, и дети порой хивут в арзных системах – отсюда принцип тепас лира «надевать чужие туфли» - человек может почувствовать множество ролевых позиций в следствии того, что порой, взрослея, человек проживал в разных семьях. Дурунг яо – человек не способный к социальному релетявизму, не способный встать на место др. человека, что самой общиной считается отклонением.

       Клифорд Гирцпишет о рыхлости, сильной неопределнности соц. Структур, рыхлости связей между Индивидами, но у элитных групп связи более плотные.

«Сочетание матрилокальности и ливанских норм с исламом» на Суматра: Наример, племя Менанг Кабао в 16 веке приняло Ислам, но сохранило матрилинейность. Ислам предписывает, что делать, а адат – как. Принцип равновесия между полами, в центе устройства общества женщины, но Ислам при этом важен. Генеология считается в первую очередь по женской линии. Ислам нацелен на доминирование мужчин, потому с матрилинейностью, казалось, противоречит, т.к. наследует и владеет имуществом женщина. Старейшая женщина владеет землёй, дом и земля передаётся по женскому роду. Но муж остаётся в Мененге главой семьи, т.к. обычно он обеспечивает семью. Ребёнок может ночевать, к примеру, у бабушки, и это – вполне обычная практика. Матрилинейность гарантирует, что даже, если отец неизвестен, ребёнок будет иметь свой род. Естественная связь матери и ребёнка приоритет. «Женщинам нужны права, потому, что они слабее. Мы ставим слабых на одну ступень с сильными». Ранее в 13 лет дети уходили из семьи и шли на заработки, чтобы они не соперничали со своими сёстрами. Адат помогает предотвратить радикализацию религии. Есть компромиссы между религией и адатом: в исламе разрешено многожёнство, в адате – нет, но на Суматре многожёнство возможно. Однако ислам разрешает брак между двоюродными родственниками, адат – нет и здесь адат превалирует.

Разрешение споров мирным путём – сосуществование – «адат спустился, а ислам поднялся». Духовенство стремилось отменить адат, но община не дала, но всё же адат не дошёл неизменно. Духовенство всё же не получило полит. Власть, а матрилинейное общество осталось, хотя они стали мусульманами. Мужчина как отец должен любить детей, а дядя – воспитывать их. Высокая роль дяди в воспитании. Муж как гость в семье, ранее если дочери не рождались, мужа могли изгнать, т.к. если не будет дочерей – род пресечётся. Если нет мужских наследников, старший сын наследует, но если двоюродная сестра заявит правило на часть наследства, ей отказать нельзя. Для зятя и родителей жены – тёща не должна раздражать зятя и наоборот. Родители не должны вмешиваться в дела молодей семьи.

Таким образом, «альтернативная гегемония» столкнувшись с патриархальной идеологией Ислама появилась доп. Гарантия как идейное объединения суматранских женщин. Мужчины не могут оспаривать властные позиции женщин. Но мужчины не подчинены женщинам, в ряде ситуаций у них даже больше прав. Женщины жалуются на то, что мужчины ветренные потому получается, что мужчины – главы кланов (расширенных семей), но их статус действует в доме матери и сестры, и там же он строит свой традиционный статусный дом, но не может в нём жить, т.к. он живёт на земле жены, где его статус не действует. Мужчина не может открыть дело или взять кредит без разрешения жены или поручительства сестры или матери. В ходе свадьбы сваты идут в семью мужа просить его руки, после чего он переходит в дом жены. Женщины могут сохранить статус своей матери, от брака он не зависит, а мужчина от брака может повысить свой статус. Власть женщины относится к домашним вопросам на уровне наследования, межсемейных связей, локальных общин, но мужчина представляет семью в официальных ситуациях на политическом уровне.  Но некоторые люди хотят уходить на др. острова, т.к. они считают, что здесь женитьба не приносит выгод, и хотят ехать туда, где у мужчины статус выше, чем у женщины.

В основе воспитания – поддержка и поощрение – «естественный рост – вот наш образец» - из адата – сборника традиционных жизненных правил – перенимать у природы всё хорошее, в основе культуры – естественный рост и плодородие, люди должны в общественных законах руководствоваться По адату мать поддерживает следующее поколение, мать ближе к детям и более влияет на следующее поколение. Адат изучается официально, в т.ч. в школе, как и ислам. С 7 лет дети были обязаны посещать медресе. Бунду кндуанг – «моя родная мать» - титул мифологической королеве-матери, - священный символ привязанности детей к матери.

Вместе с соц. Институтами работает и материал. Культура, в частности традиционные костюмы надеваются на церемонии, и для того, чтобы сразу маркировать свой статус, для каждого возраста и церемонии есть свои костюмы.

В Таиланде почти не было общинной идентичности, преобладали вертикальные связи вокруг Ватов – мноастырей, а в Индонезии общины и микрогруппы сильнее. В 50-е там были исследования, предшествовавшие проекту реализации прод. Самообеспечения Индонезии, поиск способов повысить урожайность. Тогда стали изучать соц. Структуру деревни, чтобы искать способ внедрить новое. В связи с этим начали исследовать яванскую деревню, т.к. туда шли главные инвестиции. Выяччнили, что общины очень сильны, они устойчивы и с 18 века не менялись. Община многофункциональна, особенно в распределении воды, внутри рбщин микрогруппы. Община 2 уровня – дукух – община-поселение и деса из 10 – 15 общин. Право – адат, обычное право, различное в региона. Есть лура- вроде старост, но в дукухе их несколько, и у каждого свои функции. Порой ирригационные сообщества не совпадают с общиной– темпек низший– не всегда совпадает с дукухом, 2 – субак и 3 уровень, ирригационные общины имеют свои ритуалы. На Бали есть 4 уровень, охватывающий весь остров. Система, таким образом, сложная и многоуровневая. Сообщества внутри общины – слметан – микрососедская группа, 10-15 дворохозяйств, связаны соседское кооперативное объединение и ритуальная группа, собирающаяся по праздникам. Гирц в книге Религия Явы описал праздник такой группы – готовится для каждое событие спец. Блюдо. Они подаются на пальмовых лисьях. Участвуют лишь мужчины. Старший группы или виновник торжества, читает речь, на религ. Празднике может читать на арабском, затем – короткая трапеза, а после неё – у каждого свёртки – большую часть еды каждый относит домой, чтобы приобщить домочадцев. Это – базовая внесемейная ячейка -сламетан.

       Есть матрилинейные сети, были менан-кабао – спец. Дома для сбора матрилинейной группы, есть матрилинейные кланы, собирающиеся для поминок. К тому же это межобщинными связи.  Молельные братства - по исламским важным датам собираются отдельные религ. Групы. Мечеть играет большую роль в обучении. Вокруг них советы по уходу, реконструкции, ремонту.        Объединения учителей и родителей учеников – то, что связано со школой. На локальном уровне есть ячейки поли. Партий и общественных движений.

       На уровне деревни и междеревенских связей есть погребальные братства – погребальный обряд затрачен, на Яве принято отмечать с большим кол-вом людей, обильными угощениями. Одной семье сложно охватить расходы, а здесь собирается кооператив, который в складчину финансирует похороны учатсников этого объединения. Финансовая взаимопомощь внутри деревни.

       Вертикальные патрон-клиентские связи – каждый богаый человек создаёт Арисан – кооператив, по-сути – неформальный банк 10 – 20 чел, создающие фонд, который в течение года они туда вкладывают, и весь фонд потом вручается 1 из членов, что позволяет ему вложиться, т.е. это – значительная инвестиция. На следующий год дают следующему.

       Население различается по степени большей или меньшей приверженности исламу или адату, местным индуистским и доиндуистским верованиям. Клиффорд Гирц разделил население по религ. Критерию на Сантри и Абаган. Сантри на локальном уровне больше привержены исламу, нежели адату. У них патрилокальный брак. По наблюдениям Гирца разделение может идти на уровне десы, сантри более зажиточны, они скорее – хозяйственная, торговая элита. Они не столько сель.хоз, сколько торгуют, больше связаны с города, а там именно из города идёт Ислам. Это – элитарные группы. Абанган – приверженцы синкритизма, для них ислам переплетается с адатом. Они более вольно трактуют ислам, могут молиться в разное время. Рост ислама продолжается,, сантри со-времененм становится больше, но абаган стремятся отстаять себя, свой ислам-лубу.

       Сантри молятся 5 раз в день, Абанган молятся всегда, когда могут – могут 40 раз, а могути и 1 раз в день. Молясь, они не исполняют ритуалы. Сантри жертвуют рис 1 раз в год, Абанган жертвуют на сламетанах н всех праздниках. Поломничество в мекку обязательно для сантри, но не обязательно для абанган. Ислам-лубу – та версия, которую исповедует абанган.

       После 1965 года – антикоммунист. Переворот ген. Сухарта. Государство могло опереться на локальную элиту, заинтересовать её изменениями. Так делают часто: это с одной стороны позволяет задействовать её авторитет, но с другой стороны власти становятся зависимы от этой элиты. Другая тактика – действовать в обход верхушки – либо уничтожив её, как в СССР или коммунистическом Китае, либо, не уничтожая её, работать на уровне дворохозяйств через новые кооперативные структуры. Первый год пытались работаь через локальную элиту, и решили действовать в обход верхушки, но не вопреки ей. Выстраивали для дворохозяйств тактику изменений, создавались новые кооперативы. Традиционные институты не трансформировались, социальная структура осталась, но былии внесены технологические изменения. В первое десятилетие не было социальной дезинтеграции, люди жили в своих группах, но рос урожай риса. По оценке местного Сумарджана – соц. Изменения внесли минимум социальной дезорганизации, связи между сообществами остались прочными.

       Но были региональные различия: больше всего вложились в Яву. Он оказался оплотом технологических изменений и одновременно – социальной консервативности. Там шла модернизация ирригации, создан «мотор модернизации», когда вложение шло в центр, а не в окраины. Там был введём механический обмолот риса. Поля террасного типа – их трудно механизировать, потому модернизация шла вокруг этой технологии – механический обмолот риса и т.д. На конец 60-х урожайность достигла 40 центнеров с гектара при существенно более низких показателях – 14 на внешних о-вах. К концу 1960-х страна самообеспечена рисом. Традиционные институты в условиях экономич. Подъёма куреписаль. Тембек-субак – ирригационные сообщества, система Бавон – право отдельных дворохозяев участвовать в уборке риса у более богатых соседей за долю риса, работала и сглаживала имущественное расслоение внутри деревни. Также богатые люди устраивали праздники вроде системы котлачей, что тоже сглаживало имущественное расслоение. Здесь шла своеобразная амортизация.

       Общинные структуры были столь прочны, что при урбанизации они переходили в город. Есть исследования Марта Логсдон «соседская община в Джакарте». Её идея – воспроизведение десы в городе - рукун – общинное сообщество в городе – город состоит из ряда территориальных сообществ, схожих с сельскими десами. В каждом около 40 дворов, там тоже старосты – лурах, своеобразные опекуны общины. Она – способ адаптации новых горожан, приезжавших из деревни. Он по родственным, земляческим линиям получает соц. Связи, помощь в поиске работы или жилья от Рукуна. Этот мир локальных сообществ используется в управлении городов местными муниципальными властями. Рукуны стали низовыми муниципальными единицами Джакарта, которые имеют связи с гор. Муниципалитетами, благоустраивают свои территории, есть практика коллективного строительства домов или их переноса, готон-крайон- принцип взаимопомощи, обязательности взаимной услуги. Эти территориальные сообщества не бесформенные, они имеют своих лидеров – лурухов, полит. Партии стремятся на них воздействовать и вовлечь рукуны в полит. Активность, т.к. рукун, как правило, весь голосует согласованно. Таким образом, по внутренней организации электоральный процесс – традиционалистский как на селе, так и в городах.

       Общины принимают решение – сочетание исламских и местных механизмов. Есть понятие крен-джа – малу – предупредительность, уважение, согласие со старшими. Решение принимается в хоже мушаравах – долгой дискуссии, обсуждении, которое может длиться очень долго, чтобы прийти к согласию. Оно должно быть таково, чтобы все члены достигли общего согластия- и приняли бы решение – муфакат. Но во время мушараваха можно спокойно высказывать своё мнение – потому всё так долго, далее их согласуются. Но когда муфакат,, коллективное решение, принято, это решение строго обязательно к выполнению. Это – традиционный способ принятия решений, свойственный для сельской, городской общины и даже иногда для праламентов низших уровней.

       Бапак – «отец» в социальном смысле, староста – лурак – бапак для всего рукуна – это патрон, который помогает своим клиентам. Это перенесено на макроуровень – гос-во тсроят как десу – 5 принципов – нац. Единство, справедливость и гуманность, принятие решения, социальный принцип и религиозность

       В 70-х принята индустриальная программа развития Индонезии – бапак анк кат. В отдельных регионах или отдельных отраслях создавались «клатсеры предприятий», в каждой отрасли выбирали крупнейшее – предприятие-бапак, и к нему в неформальном смысле подключалась сеть средних и мелких предприятий той же отрасли и вспомогательных производств. Эта схема – в текстиле, кожевенном, ратанговом производстве даже в металлообработке и машиностроении. К 1985 было 66 сетей-бапаков. Это давало крупному предприятию часть функций переложить на клиентуру, не выстраивая внутри себя многоуровневую систему, а передавая отдельные функции субподрядчикам. Мелкие предприятия получали постоянные заказы от бапака, который был обязан оказывать клиентам технологическую поддержку на льготных началах, к тому же в рамках кластеры было дешёвое кредитование, которое не могли дать банки, даже было обучение для малых предприятий на заводе-бапаке. Схема оказалась успешно на этапе перехода, удалось сохранить занятость, улучшить качество продукции, создать бренды объединений и вывезти на национальный и международный уровень брендированную продукцию. Даже иностранные фирмы, работавшие в Индонезии, повторяли модель бапака.

       Для батаков - внешних островах. Н Яве нет патрилинейного рода, а у народа батаков очень чёткая патрилинейная система. Батаки живут на Сумматре, состоят из 6 групп. У них террасное земледелие. Духовная культура – протестантизм у группы того, но большая часть – ислам, но все сохраняют веру в тонди – жизненную силу, сосредотачивающуюся в конкретных людях. Для батаков хараткрна марга - большой род, причём с очень длинной генеологической памяти, одной из длиннейших в мире – до 20 колена. Все батаки пытаются возвести себя к некому одному первопредку – «си раджа батак». Марга регламентирует доступ к земле, водным ресурсам, брачную систему. Между маргами бывают стычки за земельные ресурсы. Это более сильная идентичность. Кудрую возглавляет старейшина – раджа батак. У них экзогамные браки, причём женщина, выходя замуж, меняет имя на лимедж мужа. Локализованная часть марги – деревни хута.

Дарихан на толу – трёхродовой союз – одновременно – ритуал и объединение 3 марга. Из Донган тубу- моя марга , хула хула – откуда моя марга берёт жён, и бору – туда уходят женщины из моей марга. Тройственный союз воспроизводится в ходе особого ритуала, где собираются представители тройственного союза и сихал-сихал –

На севере Сумматры хуат-сяо – китайцы, они там ос средних веков. Местные батак порой попадали в зависимость от китайских ростовщиков, и марга выступала как средство защиты своих членов. Марга требовала согласовывать финансовые отношения с маргой. Эти клановые организации проникают в города. Марга – единица предпринимательства, на их базе создаются фирмы, также они создают орисаны – кооперативы, выплачивающие деньги одному из членов раз в год. Батаки, опираясь на свои сетевые родственные структуры, мобилизовываются и монополизируют отдельные виды занятости – юридический бизнес Индонезии зачастую – батаки, и в ряде др. престижных профессий. Марга – важный элемент идентичности, важнее религиозной, национальной, т.к. именно она даёт ресурсы, т.е. реактуалиируется «человек без марго как орех без скорлупы». Такие отношения – и имущественный мост, как община на яве. Большой человек, достигший высот в экономике, в рамках марги имеет статус, не зависящий от его богатства, внури марги перераспределение ресурсов, в ответ от марги богатые представители могут получить электоральную мобилизацию. Партии в основе также могут иметь структуры мобилизации на базе марго.

Есть система неформального судопроизводства – батак не склонен обращаться сразу в официальны суд, обращаясь в первую очередь в Дорихан натолу – трёхродовой союз. Также в городах люди прежде всего ищут опору в рамках своей марги, т.к. она разветвлённая.

В Индонезии как и в Таиланде традиционно малая семья, но семья не монопольна на воспитание, воспитание во многих соц. Группах и при мечети (как при вате), большая рлль матрилакальных правил и адат (кроме батаков), более мощные, разветвлённые и плотные общинные структуры. Структуры устойчивы – бапакизм в пром, использование общин в деревне и марги в предпринимательстве, освоении городского пространства. Целый спектр разных сочетаний традиционного и современного.

5. Традиционные структуры (каста) и их динамика в современности: Филиппины.

Это - преимущественно католический регион. Томас Андрес – амер. Антрополог, он развивал антропологию организаций, когда объект изучения – не соц. Группа, а современная организация. В их отношении применяется антропологический метод исследовнаия. На Филиппинах он искал то, какой мере модели имровоззрения Филиппин отражаются в совеременныъ организациях.

Филиппины – также островная часть юго-восточной азии, 7 тыс. островов, образовывающие лусон – северный остров, главный в демографическом, экономическом плане, столица. Висайя – средняя группа, и южная – минданао, там есть ислам. Полиэтническая и полиязыковая зона, домнируют австронезийские языка. В 16 веке испанская колония, с 1898 – колония США, в 1946 получили независимость. 85% населения на о. Лусон, там 800 чел/ км. Бурный демографический рост, с нач. 20 века- численность выросла более чем в 10 раз и достига 81 млн. чел.

Было влияние Китая, индуизма, затем ислама, испанское и американское колониальное влияние, затем антиколониальнй период 2 пол. 20 века. Велико этнолингвистическое разнообразие, подсчёты относительно числа таких групп спорны, но чаще 87 лингв. Групп, 137 языков и диалектов. Тагалы Висайя, Илаканы , Фугао, Калинга и китайцы-хуатсяо. В конфессиональном плане более 80% католиков в симбиозе с местными ритуалами и мусульмане – морро 800 тыс, 300 ыс – местные традиционные верования.

Есть разделение относительно удалённости от побережий: пребрежные и горные. Хозяйственная модель как основное - заливное рисоводство, они возвели ступенчатые рисовые поля – «террасная система земледелия», очень разные почвенные условия, так что разные виды риса. Развиты лесные промыслы – эбеновое и красное дерево. Двухуровневая община – бангай на уровне деревни и балио, включающая 10-20 деревень. Там чёткие кластеры деревень с явными границами.

Люди имеют свои представления о своём социальном окружении. Понятие сакоп – не исследовательское, а созданное жителями понятие, значащее «охваченный». В социальном конструкте Филиппинца это понятие называет ближайшую группу, которая определяет рамки поведения Филиппинца, ближайшая группа, влияющая на его поведение, базовая группа принадлежности. Она состоит из подгрупп - далее группа родственников по крови – кровное родство, отслеживаемое как и в др. регионах по билатеральной системе, разделяются на более ближние и дальние. Далее идут родственники по природе, они включают родственников по крови и по браку – родственники жены. Далее все родственники, в т.ч. родственники по ритуалы, квазиродство и последний слой – не родственники – друзья, соседи, земляки. Этим образуется сакоп – ближнее соц. Окружение. Численность такой группы для одного человека у каждого человека своё, но обычно 400 – 500 чел, в рамках которой возможно постоянное наличие устойчивого контакта. Там 80 семей, у горных народах группы ещё больше.

Историки задавались вопросом об устойчивости сакопа. Они обращались к истокам Филиппинских островов – на Зондских о-вах заселение шло с юга на флотилиях крупных кораблях от острова к острову. Лодки назывались барат-гай. Они селились компактными группами «братство по кораблю» - люди, вместе плывшие, образуют потом в течение многих поколений территориальную, отчасти родственную и патистарную группу. Во главе кораблей стояли вожди – Дато, вокруг них дружинники – махарника. Таким образом Барангай – братство по кораблю, родственный союз. Реконструируется солидарность барат-гаев и одновременное соперничество, стычки за земли и рестурсы. Историки Филиппин возводят эти малые группы к истории заселения архипелага.

Родство – билатеральное, полное имя человека состоит из 3 элементов – личного имени, имя семьи матери и фамилия семьи отца. По мере вытеснения местных имён испанскими, структура тем не менее осталась. Большая роль матрилинейных родственников в социализации, поддержке, схожая по функциональности с менанг-кабао. Дядя по матери исполняет функции «социального отца», он обязан помочь ему в экономическом плане, участвовать в устроении женитьбы племянника. Категория родственников по природе обширная внутри этого круга до 200 терминов родства- до 200 позициий родственников, около 350 родственников. У горных племён их ещё больше. Значимость родственников по природе велика.

Семья как в Таиланде – преобладание малой семьи, малой нуклеарной. Здесь это тоже старая традиция. Матрилокальный и неолокальный брак, амбилокальный брак (хизнь то на стороне родителей жени, то на стороне мужа) и вообще дизлакальный – муж и жена в разных местах. Жених со своим приданным едет к невесте.

Высокий статус женщин, определяемый матрилокальностью, наследование по женской линии и приобретение мужниной статуса за счёт женщины. Один из механизмов – контроль женщиной финансовой сферы семьи. На ближнем востоке на базар, ключевой институт, полностью мужской, то на Филиппинах рыночное пространство как ключевое экономическое, социальное, информационное пространство на локальном уровне преимущественно женское.

Цель любого Филиппинца в менталитете сакоп-группы – расширить её и усилить внутренние связи, чтобы опираться на неё в жизни. Разные этнические, региональные группы выбирают разные стратегии расширения. Ифугао – народ горный, внутренних островных пространств. Там основная стратегия – расширение за счёт кровного родства и свойства. Родственная группа до 1000 – 1200 чел. Достаточно одной брачной пары между Баран-гаями для их родству. Родство по свойству приравнивается к кровному родству, охват микроареала с несколькими соседними поселениями. Также некоторые горные народы (ифугао, калинга, мандайя) полигимные браки – множество жён, что расширяет социальный горизонт, но это дорого.

У ифугао есть обыча сольян. Если Филиппинец чувствует, что у него мало родственников, он, чтобы укрепить сеть, вы обмениваетесь жёнами на какое-то время (на 1 год). Это даёт укрепление связей, после завершения обряда люди становятся как близкие родственники, имеют друг перед другом местные обязательства. Если во время сольян рождаются дети, то этот ребёнок – Банайи, считается общим этих двух семей, он – наглядное свидетельство связей этих семей. Обряд сольят может повторяться и с другой семьёй, чем упрачивается и усиливается социальная сеть. Это родство по ритуалу и одновременно биологическое родство.

Сакоп-гай 100 – 150 семей – достаточно сплочённое иерархичное сообщество. Зачастую группы могут иметь общий фонд для финансирования внутри этой сети. Практикуются патрон-клиентские вертикальные иерархические отношения. Местные традиции требуют от богатых привлекать бедных клиентов, а те обязуются поддерживать и, в т.ч. электорально. Сплочённые сакопгруппы продвигают своих людей на государственные посты, стремясь таким образом получить поддержку. Отсюда знаменитая Филиппинская коррупция. Сакоп-группы не слабеют, а усиливаются в 21 веке, встраиваясь в современные институты.

Система «комподразго»: Равнинные народы расширяют свои сакоп-группы через родство по ритуалу. Обрядовые родственники – 3 типа отношений – любая ритуальноая ситуация – «переходный ритуал» порождает родство по ритуалу. Если человек выздоровел, в часть этого устраивается праздник, по окончании строительства дома или лодки, первое бритьё головы у юноши – на каждое такое мероприятие приглашается свидетель-поручитель, которые становится участником ритуальной группы. Это ещё доиспанская традиция. Особенно важен обряд крещения, там самые мощные связи – падриназго – крёстные родители и крестники, компадразго – между родителями биологическими и крёстными и между детьми крёстных родителей и их крестниками. Конфирмация – включение в католическую общину. Заключение брака – также свидетели включаюся в сакоп-группу. Также есть практика сопоручительства, когда вместо 1 свидетеля приглашается 2 и более. Эти отношения порождают включение в сакоп-группу, так что приглашаемый человек может и отказать, т.к возникают реальные обязательства. Поручителей может быть до 20. У бисайя каждый человек – крёстный отец до 6 детей, участник конфирмации 5 человек. Система комподразго – система налаживания Индивидов для укрепления родства. Через данный механизм помощь при переходе из села в города. Взаимопомощь, обмен ресурсами, помощь при совместных работах, ссуды и т.д.

Местные локальные праздники – сперва это были дни урожая, теперь дни местного святого. В этот период 1-3 дня – время подтверждения и формирования соц. Статуса человека – аналог котлача. Для Филиппинцев стратегия – «живи одним днёи», в отличии то китайцев, которые опутывают всё своими сетями долговых обязательств. Это – чрезвычайно затратные мероприятия, на них траты -  огромные ресурсы – «бахало нат» = «будь что будет» - тратится большая часть ресурсов, накопленных в ходе года. Люди, претендующие на высокий статус должны тратить больше, «война амбиций и авторитетов на локальном уровне» - цесли ты больше всех тратишь, ты получаешь высокий соц. Статус. Это формирует иерархию в ходе сакоп-групп, расширяет социальные связи. Фиесты – механизм перераспределения ресурсов, что позволяет выравнивание имущественного статуса и позволяет сохран



2019-08-13 275 Обсуждений (0)
БААП – грех, неблаговидные поступки, приобретаемые при неблаговидном поступке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БААП – грех, неблаговидные поступки, приобретаемые при неблаговидном поступке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)