Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поведение производителя определяется издержками производства, прибылью и конкуренцией.



2019-08-13 401 Обсуждений (0)
Поведение производителя определяется издержками производства, прибылью и конкуренцией. 0.00 из 5.00 0 оценок




Применяемые и потребляемые ресурсы - затраты производителя. Применяемые ресурсы, как правило больше потребляемых. Затраты на эти ресурсы разнородны и называются: затраты применяемых ресурсов - авансированный капитал, затраты потребляемых ресурсов - издержки производства. Так как ресурсы имеют цену, издержки определяют как стоимость потребленных ресурсов, затраченных на производство и реализацию товаров. Подсчет их связан с трудностями. Расчет издержек осуществляется двумя способами: 1) бухгалтерским и 2) экономическим. При первом подходе, учитывают только денежные затраты и такие издержки называют явными (внешними), так как это расходы на оплату ресурсов полученных извне, от других фирм. Это и есть бухгалтерские издержки. При втором подходе учитываются не только явные, но и неявные издержки. Неявные издержки - это затрата ресурсов, принадлежащих самому производителю. Поэтому их называют внутренними. Так как перед производителем встает альтернатива, как использовать ресурс, то такие издержки называют еще альтернативными или издержками упущенных возможностей. Сумма, которую производитель может получить различна. Выбор зависит от того, где используя их производитель получает больше денег. Максимальную сумма, которую может получить владелец и будет определять величину неявных издержек. К неявным издержкам относятся: - Затраты на оплату труда самого производителя; - Арендная плата за здание, оборудование; - Монопольная рента.

Издержки также могут быть разделены на постоянные и переменные. Это разделение отражает их зависимость от объема производства. Издержки постоянны, если их общая величина одна и та же при любом объеме выпуска продукции. Переменные издержки - это такие издержки, чья общая величина изменяется пропорционально объему производства

Прибыль. Фирма получает доход, который характеризует ее работу, но не в полной мере, так как не показывает выгодно это или нет. Чтобы определить выгоду, необходимо от валового дохода (ТР) отнять издержки. Прибыль разделяется на части. Различают промышленную и торговую прибыль. Промышленная создается во всех сферах материального производства в том числе и в сельском хозяйстве. Торговая прибыль. Часть ее - это промышленная прибыль, другая часть создается в самой торговле. Промышленная и торговая прибыль делятся на предпринимательский доход и ссудный процент. Если промышленник - это собственник капитала, то он получает всю прибыль, если нет, то получает часть в виде предпринимательского дохода, другую же отдает собственнику капитала в виде ссудного процента. Чистая прибыль - часть бухгалтерской прибыли, которая остается после уплаты налогов. Размер прибыли выражается двумя способами в абсолютных величинах и относительных величинах. Абсолютная величина - разница между (ТР) и издержками. Относительная величина выражена в виде нормы прибыли. Норма прибыли определяется отношением абсолютной прибыли к капиталу, который ее произвел (в процентах). Этот показатель отражает степень возрастания капитала.

Конкуренция. Конкуренция - это соревнование, в котором каждый участник стремится опередить соперников в достижении одинаковой для них цели - прибыли. Конкуренция создает механизм стимулирования. Если принять во внимание характер борьбы или преобладание какой-то стороны, то различают совершенную и несовершенную конкуренции. Для совершенной конкуренции характерно - относительно независимое поведение конкурентов, размеры капиталов примерно одинаковы, в любую отрасль доступ свободный, влияние отдельных предпринимателей на рыночную ситуацию незначительно, максимальная мобильность ресурсов создает удобные предпосылки для превращения предпринимателей в рабочих и наоборот. Несовершенная конкуренция предполагает отрицательную сторону, то есть создание препятствий различными способами. Различают несколько видов несовершенной конкуренции: монополию, олигополию, монопольную конкуренцию. Монополия - это, по сути, захват рынка одним производителем. Если монополия охватывает весь рынок, то есть 100%, то конкуренция исчезает, если только отрасль или отдельный рынок, то она сохраняется. Олигополия - присутствие на рынке немногочисленных крупных фирм. Как вид конкурентной борьбы предполагает всеобщую взаимозависимость. Каждый предприниматель действует в зависимости от действий соперника. Монополистическую конкуренцию характеризует: 1) каждая фирма обладает сравнительно небольшой долей всего рынка, следовательно, ее контроль над ценами ограничен, 2) сравнительно большое число фирм не позволяет согласовывать действия, 3) в отрасли нет взаимозависимости между фирмами.

3.Фирма как совершенный конкурент . Конкуренция – борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, борьба за получение максимальной прибыли.Конкуренция – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала.Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.К числу преимуществ совершенной конкуренции относят способность к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.Для рынка совершенной конкуренции характерно:- на совершенном рынке продукцию предлагают множество производителей;- все производители предлагают одинаковый товар;- доступ на рынок абсолютно свободен. Рынок является совершенно конкурентным, если выполняются следующие основные условия:1) каждый участник мал относительно размеров рынка; никто не может оказать влияние на рыночную цену своими индивидуальными действиями;2) продаваемые каждым производителем продукты однородны;3) покупатели хорошо информированы о ценах. Соблюдение 2-го и 3-го условий означает, что покупателям безразлично, у какого производителя покупать товар. И если последний поднимет цену, то потеряет своих покупателей;4) продавцы действуют независимо друг от друга.Они не вступают в сговор между собой по поводу цен. Каждый производитель выбирает лучший для себя объём производства;5) фирмы-производители могут свободно покидать отрасль или входить в неё, что позволяет фирме выбрать наиболее эффективный вид деятельности, поддерживает «конкурентное давление в отрасли». Свои функции – передача достоверной информации покупателям и продавцам, формирование структуры рыночного предложения, распределение ограниченных ресурсов – рынок выполняет беспрепятственно, если отношения между участниками складываются на принципах СК. В наибольшей степени к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, биржи, валютные, фондовые рынки. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке (рис. 13, а). Но в силу того, что фирма на рынке совершенной конкуренции занимает очень маленькую долю, она не может повлиять на установление рыночной цены и принимает ее как заданную величину. Таким образом, конкурентная фирма - это фирма – ценнополучатель, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке. Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может продать любой объем продукции по установившейся на рынке цене (рис. 13, б).

 

 

Рис. 11. Кривые спроса отрасли и конкурентной фирмы: а - кривая спроса отрасли б - кривая спроса конкурентной фирмы

Совокупный доход, который получает фирма в результате своей деятельности, представляет собой величину, равную:

TR = P · Q, где Р - цена товара; Q - количество проданного товара.

Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене, т. е. средний доход равен цене: AR = Р. Средний доход AR - это доход на единицу проданного товара:

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет добавлять к совокупному доходу одну и ту же величину предельного дохода, равного цене товара. Предельный доход MR - это прирост совокупного дохода при увеличении объема продаж на единицу:

Таким образом, для отдельной фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, величина среднего и предельного доходов равна цене товара Р, т. е. MR = AR = Р, поэтому кривые спроса, среднего и предельного доходов совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара (см. рис. 13, б).

В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет эластичен, т.к. доля каждой фирмы на рынке незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства, следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы будет горизонтален.

Предложение фирмы будет представлено кривой предельных издержек, а т.к. в условиях совершенной конкуренции цена, средний и предельный доход равны, то можно вывести условия, на которые ориентируются фирма при выборе объема производства. В условиях краткосрочного равновесия конкурентная фирма может иметь прибыль или убытки. Рынок не всегда поощряет технические и технологические новшества. Т.к. достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование. Модель совершенной конкуренции предполагает стандартизированную продукцию. Тем самым снижаются возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности удовлетворения самых широких и разнообразных потребностей общества.

 

 

4.Монополия, олигополия и монополистическая конкуренция: характеристики, осебенности ценообразованияМонополия – это тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует товар. Это позволяет ему установить цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Степень власти зависит от наличия заменителей товара.В условиях открытой монополии применяется две стратегии ценообразования:

- взвинчивание цены до уровня, обеспечивающего получение краткосрочной максимальной прибыли и получение чистой экономической прибыли до тех пор, пока цены вновь не упадут. В случае удачи, к моменту полного исчезновения чисто экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой-нибудь новый вид продукции, который вновь позволит фирме получать монопольную прибыль. Нередко надежда даже на краткосрочную монопольную прибыль становится мощным двигателем инновационного прогресса.

- установление лимита цены. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам, но зато рынок станет менее заманчивым для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования, и связана с ограничением краткосрочной прибыли с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов. Єта стратегия наиболее привлекательна для монополистов, которые имеют преимущества перед возможными конкурентами в сфере издержек. Обладая таким преимуществом в издержках, фирма-лидер может получать чистую экономическую прибыль при столь невысокой цене, которая практически исключает опасность появления новых фирм в отрасли. Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если различные цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация -это монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии , ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную. Поэтому ценовая дискриминация не возникает. Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае , если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Олигополия – это рынок, на котором доминируют несколько конкурирующих фирм. При этом каждый участник рынка должен тщательно следить за соперниками, планировать ценовую политику и оценивать последствия своих решений. Такой расклад характеризуется: а) затрудненным доступом на рынок (необходим солидный стартовый капитал, для внедрения в отрасль и преодоления конкуренции). б) предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, что определяет единую цену на товар. в) предприятия чистой олигополии производят продукцию одного функционального назначения.

К олигополии также относят и картели – сговоры нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации прибыли.

Рассмотрим основные черты олигополистического ценообразования:

· * олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;

· * цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», негибкими;

· * в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;

· * олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

Выделяют четыре основные модели олигополистического ценообразования:

I. Не основанная на тайном сговоре олигополия. В данной модели рассматривают олигополию, состоящую из трех фирм, каждая их которых контролирует треть рынка. Одна из фирм отталкиваясь от некой текущей цены, снижает ее и увеличивает долю рынка и объем производства. Дальнейший уровень цены и объема производства будет зависеть от реакции двух других фирм.

II. Основанная на тайном сговоре. Для участвующих в тайном сговоре фирм характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть их поведение близко к поведению чистого монополиста. Однако различиев спросе и издержках, наличие более чем 3 - 4 фирм, ценовая дискриминация, возможное вступление в отрасль потенциального конкурента, внезапные спады деловой активности, антимонопольное законодательство препятствует тайному сговору

III.  Лидерство в ценах. В данном случае формальное тайное соглашение отсутствует. Крупнейшая и наиболее эффективно функционирующая фирма предпринимает изменение цен, а все другие следуют за ней.

4 «Издержки плюс». В этом случае в основе цены лежат издержки на единицу продукта и к ним добавляется надбавка для установления конечной цены. Надбавка представляет собой целевую прибыль, а издержки на единицу продукции рассчитываются при стандартной предполагаемой загрузке мощностей.

Монополистическая конкуренция: а) производители выпускают похожие, но различные, с точки зрения покупателей, товары. Товары одного назначения являются близкими заменителями, но отличаются качеством исполнения. б) фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты: чем однороднее продукция, тем сильнее конкуренция. в) объем продаж невелик, т.е. каждая фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. г) вход на рынок достаточно свободен и определен размерами капитала. Трудности связаны с освоением потребителями новых торговых марок. д) каждая фирма является единственным производителем – монополистом.

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.Монополистическая конкуренция несколько похожа на монополию, т.к. отдельные фирмы могут контролировать цену, однако данный тип конкуренции не похож и на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход. Каждый продавец торгует отличающейся от других товаров продукцией, поэтому он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Именно поэтому кривая спроса на его товар имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Однако продукция, производимая монополистическими конкурентами, является легко заменяемой, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.

Диапазон цен на рынке монополистической конкуренции достаточно широк. Фирмы-продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов. Для товаров высокого класса устанавливаются очень высокие цены, для остальных покупателей товары обычного качества предлагаются по обычным ценам. Широко используется практика присвоения товарам марочных названий. Стратегии маркетинга конкурентов оказывают меньше влияния на деятельность каждой фирмы. (розн. торг)

 

5.Рынки капитала и земли Рынок - это система экономиче6ских отношений в вопросах купли-продажи товаров и услуг на основе различных форм собственности с помощью денег в условиях свободной конкуренции и ценообразования.. Капиталом называют любой ресурс, который создается с целью производства экономических благ и получения прибыли. Рынком капитала называют рынок, на котором в роли товара выступают факторы и средства производства (сооружения, здания, машины и механизмы, оборудование и оснащение, основные и вспомогательные материалы и пр.) в их стоимостном выражении. Рынком капитала является совокупность фондового рынка и рынка ссудного капитала, где в качестве объекта купли-продажи выступают деньги. валюта и ценные бумаги. В некоторых случаях к категории капитала относят и качества работника, его таланты. Поэтому в данном контексте в качестве рынка капитала может рассматриваться и часть рынка рабочей силы. Главным условием, при котором объект считается капиталом, является его способность приносить доход. Показателем дохода на капитал является годовая процентная ставка. Годовой процентной ставкой называется величина дохода, которая начисляется за определенный отрезок времени (как правило – за год) в процентном отношении в размерам вложенного капитала. Цена капитала – это размер получаемого дохода.

 

В экономике в качестве экономической категории выступает и понятие «земля». Землей в экономике называют фактор производства или производственные ресурсы, сформированные самой природой. В эту категорию входят: земли (как территория); почвы; леса (как древесина); растительный и животный мир; воды; месторождения полезных ископаемых. Спецификой земли является ее «неподвижность» и ограниченность общего количества. Данный вид ресурсов очень неэластичен в смысле предложения и не имеет альтернативного замещения. Земля приносит доход в виде ренты. Замечание 3 Рентой называется цена за использование земли и других природных ресурсов, имеющих ограниченное предложение из-за невоспроизводимости данного вида ресурсов..

Сформировались два рынка земли. Они отражают характер ее дальнейшего использования. В первом случае рынок земли представлен куплей-продажей земли во временное пользование. При этом не происходит отчуждения собственности от владельца. Имеет место аренда некоторых «услуг земли». Во втором случае земля продается в полную собственность в качестве актива и отчуждается от прежнего владельца. Цена земли в данном случае определяется как дисконтированная стоимость. Она рассчитывается на неограниченный период времени. Ведь доход земля может приносить бесконечно долго. Для этого применяется формула: Vp=R/I , где: R – размер ежегодной ренты; I – годовая процентная ставка. На рынке земли цена земли представлена капитализированной рентой. Смысл этой ренты заключается в том, что она приносит землевладельцу такой доход, который не уступал бы ежегодной ренте.

 

 

6.Рынок труда. Распределение доходов.

Рынки факторов производства — рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хоз. дея-ти, можно разделить на две группы: 1) материальные, к которым относятся капитал и земля; 2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант. Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке. Рынок труда: спрос и предложение, заработная плата и занятость Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста. Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, имеющий ряд отличий от товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только экономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Предложение рабочей силы определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Максимизация полезности. На рынке труда продавцами являются отдельные домашние хозяйства, максимизирующие полезность. Покупателями на этом рынке выступают фирмы, которые предъявляют производственный спрос на ресурс «труд». Рынок капитала. Важным элементом рыночной системы является рынок капитала и капитальных активов. Рынок капитала представляет собой совокупность материальных и денежных ресурсов, обращающихся на рынке и используемых в качестве факторов производства. Капитал — это материальные и денежные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. При этом главной его чертой является способность приносить доход. Капитал функционирует и в виде определенной суммы денег — денежный капитал, и как совокупность средств производства или капитальных активов — средств производства (производственный капитал), и как накопленный объем профессиональных знаний, производственного опыта (человеческий капитал). Наиболее часто выделяют следующие формы капитала: • промышленный, действующий в материальной сфере производства; • торговый, используемый в сфере реализации товаров и услуг; • инвестиционный, который применяется в сфере долгосрочных капитальных вложений; • ссудный, выступающий в виде накопленной суммы денег. Значительную часть капитала составляют капитальные активы, к которым относится вся совокупность средств производства, функционирующих в производственном процессе, — это основной капитал: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, электронно-вычислительная техника, которые используются в течение длительного времени. Для функционирования производства необходим и оборотный капитал — запасы сырья, материалов, товаров, денежных средств на предприятии и в расчетах с поставщиками материалов и товаров и покупателями. Земля как фактор производства. С эконом. точки зрения земля как фактор производства — это те производительные блага, которые не являются результатом человеческого труда и даны самой природой. К ним относятся земельные площади, лесные массивы, водные ресурсы, полезные ископаемые в недрах земли, воздушный бассейн, животный и растительный мир. Важнейшей характеристикой земли является ее ограниченность и невозобновляемость (за исключением живой природы). По поводу ее использования складываются земельные или аграрные отношения. Они характеризуются прежде всего землевладением, основу которого составляет собственность на землю, и землепользованием, которое определяет субъектов хозяйственной деятельности на данной земле. Землевладение и землепользование, как правило, не совпадают. Несовпадение землевладения и землепользования является одним из условий возникновения земельной ренты. Другим условием ее возникновения следует назвать ограниченность земли как фактора производства. А в этой связи предложение земли на рынках факторов производства неэластично. Рента. Как и любой фактор земля в соединении с другими факторами производства приносит доход. Этот доход принято называть рентой. В свою очередь, отношения, связанные с ценообразованием и распределением доходов от использования земли как фактора производства, называются рентными. Рентными называются также отношения, обусловленные использованием полезных ископаемых, а иногда и недвижимости. Земельную ренту необходимо рассматривать как доход, связанный с использованием земли. Ее предложение ограничено и не может изменяться под воздействием рыночных цен. За факторами производства стоят определенные группы людей: за "трудом" - работники, за "землей" – землевладельцы, за "капиталом" - его собственники, за "предпринимательской деятельностью" - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: владелец рабочей силы получает доход в форме заработной платы, собственник земли - ренту, собственник капитала - процент, предприниматель - прибыль от своей предпринимательской деятельности. То, что является доходом для владельца фактора производства, выступает как затрата, как издержки для покупателя (потребителя) этого фактора. Если рассматривать доходы в зависимости от субъекта присвоения (кто получает), то в этом случае доходы делятся: доходы населения; доходы предприятия (фирмы); доходы государства; доходы общества (национальный доход как вновь созданная в течение года стоимость). Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос на блага, услуги, производительные ресурсы. По итогам хозяйственной деятельности владельцы факторов производства получают доход в денежной форме - номинальный доход.

 

Ценообразование

 

1.Экономическая сущность цены

Цена - это количество денег, товаров или услуг, за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный). В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара. В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности» либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене». В последнее время рассмотрение сущности цены опускается в практическую плоскость, на микроуровень. А цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.

 

2.Система цен и её классификация

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном движении и под влиянием различных факторов. Самые распространенные цены: оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги транспорта.Отпускная цена – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия. Оптовая цена-цена за товар, продаваемый оптом в крупных размерах и по безналичному расчету, включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку. Розничная цена-цена, по которой продаются товары первой необходимости, для нужд населения за наличный расчет. Оптовоотпускная цена включает в себя цену изготовителя и косвенные налоги, являющиеся важнейшими статьями доходов бюджета. Закупочная цена-цена, по которой сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию в крупных объемах. Цены гос.закупок - цена, по которой государство реализует свою продукцию, сформировав гос.фонды. Цены опт.закупок-формируются на стадии посредничества. Помимо оптовоотпускной включает в себя посреднические надбавки или скидки. Снабженческо-сбытовая надбавка (посредническая)-цена за услуги посредника. Включает в себя издержки, прибыль и НДС.В зависимости от сферы регулирования различают:• свободные цены, которые устанавливаются произво­дителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. • договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. • цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;• регулируемые цены — цены, устанавливаемые под конт­ролем государства или отдельных субъектов Федерации. В зависимости от территории действия различают:• единые или поясные цены;• региональные (зональные) цены. Единые цены устанавливаются и регулируются федераль­ными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социаль­но-экономические условия и особенности отдельных террито­рий.

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг: газ природный; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного производства;драгоценные металлы и сплавы; В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:• цену «франко-склад поставщика»;• цену «франко-станция отправления»;• цену «франко-склад потребителя» и др.Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно вклю­чаются в цену товара.По времени действия цены подразделяются на:• твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;• текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и от­ражающие изменение ситуации на рынке;• сезонные, действующие в пределах определенного пери­ода времени;• скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать измене­ния в издержках производства за период времени, необходи­мый для их изготовления.В классификации цен отдельно выделяются цены, использу­емые в статистике:• текущие;• средние;• сопоставимые;• неизменные.

 



2019-08-13 401 Обсуждений (0)
Поведение производителя определяется издержками производства, прибылью и конкуренцией. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поведение производителя определяется издержками производства, прибылью и конкуренцией.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)