Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка и управление стоимостью предприятия



2019-08-13 389 Обсуждений (0)
Оценка и управление стоимостью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Стоимостной подход к управлению предприятием.

Стоимостное управление можно рассматривать как множество взаимосвязей, то есть как систему. Под системой следует понимать множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных процессом системогенеза в единое целое и, возможно, противопоставляемое среде или суперсистеме. Система в системном анализе – совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью.

Этапы стоимостного управления:

1. Сбор и анализ информации о деятельности предприятия, рынке в целом.

2. Формирование желаемой модели предприятия, определение значений основных показателей деятельности.

3. Выявление основных ценообразующих факторов, формирующих стоимость предприятия, определение степени их влияния на величину стоимости.

4. Оценка стоимости предприятия.

5. Определение потенциала развития предприятия и формирование стратегии его развития.

При этом основным звеном стоимостного управления является стоимость предприятия. Стоимость выступает как основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Определение стоимости предприятия возможно при использовании трех общепринятых подходов: сравнительного, затратного и доходного.

Стоимостной подход к управлению предприятием является относительно молодым направлением. При этом он долгое время оставался инструментом управления на биржевых рынках и не использовался в общей системе менеджмента. Окончательному внедрению стоимостного подхода на мировом рынке способствовали следующие факторы:

1) появление крупных акционеров в лице страховых, инвестиционных фондов, при которых стоимость предприятия становится главным показателем деятельности;

2) глобальное развитие международных финансовых институтов – инвестиционного, фондового, страхового;

3) развитие в мировой экономике конкуренции, имеющей всеобъемлющий характер, охватывающей не только рынки потребителей, но и рынки ресурсов, информации и т.д.

4) акцентирование классической школой менеджмента внимания на конечном результате производства предприятия, что, в свою очередь, не позволяет выявить наиболее эффективные пути развития;

5) развитие нового направления – оценки стоимости, необходимость которой возникает во многих случаях при управлении предприятием, в том числе и при его реструктуризации.

Несмотря на данные, приведенные выше, технология максимизации стоимости, зародившись на Западе, при применении на российских предприятиях должна адаптироваться к специфике отечественной экономики. В свою очередь, она имеет свои особенности, которые могут нести в себе риски для компании, или, наоборот, создавать дополнительные возможности развития. К данным особенностям можно отнести следующее: 1) несовершенство законодательной базы; 2) сложная структура экономики страны – переходная, наличие как рыночных, так и нерыночных структур; 3) неразвитость фондового и финансового рынка страны; 4) низкий уровень развития и недоверчивое отношение к российским компаниям на мировом рынке; 5) неравномерное распределение на территории страны производственных ресурсов и мощностей; 6) низкий уровень открытости рынка информации о российских предприятиях; 7) нехватка квалифицированных кадров.

 

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Факторы, влияющие на величину стоимости предприятия: внешние ( макроэкономические, региональные, отраслевые, рыночные); внутренние факторы стоимости ( финансовые: первичные, вторичные и т.д. финансовые факторы стоимости; показатели созданной стоимости; нефинансовые: удовлетворенность покупателей, удовлетворенность персонала, показатели бизнес-процессов, показатели корпоративного управления).

Основные макроэкономическе индикаторы : фаза делового цикла экономики; темп изменения ВВП; темп инфляции; уровень безработицы; курс валюты.

Региональные факоры: темп роста регионального продукта, инвестиционный потенциал региона…

Отраслевые факторы: цикл развития отрасли, общая тенденция развития отрасли, изменение технологии производства…

Рыночные факторы: емкость рынка, динамика рыночных цен, интенсивность конукуренции…

Финансовые факторы отражают эффективность компании в прошедших периодах; нефинансовые- позволяют прогнозировать изменение стоимости баланса в будущем.

Показатели удовлетворенности потребителей: степень узнаваемости бренда, доля новых покупателей…

Показатели эффективности управления персоналом: степень удовлетворенности, уровень проф.подготовки, коэф. Текучести кадров…

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ – логика, правила и экономические причины, объясняющие факторы, влияющие на стоимость предприятия.:

1) Принцип полезности. Ключевым фактором стоимости любого объекта собственности является его полезность. Объект может иметь экономическую стоимость, если он способен удовлетворять какие-либо потребности.

2) Принцип замещения. С точки зрения любого пользователя, оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью.

3) Принцип ожидания (предвидения). Хотя настоящее и прошлое предприятия важны для собственника, но его экономическую оценку определяет его будущее.

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ – это процесс установления экспертом оценщиком стоимости объекта оценки для определенных целей, результатом которого является научно обоснованное мнение о стоимости оцениваемого объекта на дату оценки в денежном выражении.

Основные (сущностные) черты, которые присущи процессу оценки стоимости предприятия:

- оценка стоимости предприятия (бизнеса) – это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов;

- этот процесс является упорядоченным, то есть все действия совершаются

в определенной последовательности;

- оценка стоимости – процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью.

- это процесс количественной оценки, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению;

- процесс оценки стоимости предприятия имеет рыночный характер. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структуры активов и обязательств и т.п.

Процесс оценки стоимости предприятия включает в себя две базовые составляющие – аналитическую (это анализ прошлой, текущей и прогнозирование будущей ситуации на рынке, изучение предоставленных заказчиком документов, рассуждения о важности тех или иных факторов, влияющих на стоимость предприятия, самостоятельный выбор оценщиком источников информации, возможных подходов и методов оценки. Именно аналитическая составляющая объясняет возможность получения различных данных о стоимости одного и того же объекта в отчетах, сделанных разными оценщиками) и расчетную( это введение полученных различными способами данных в математические формулы и получение результатов, которые снова будут аналитически перерабатываться, пока оценщик не придет к конечной искомой цифре)

3. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Доходный подход - это совокупность методов оценки стоимости доходной недвижимости, имущества предприятия, его бизнеса, в которых стоимость определяется путем конвертации ожидаемых экономических выгод.

Основным принципом доходного подхода является ПРИНЦИП ОЖИДАНИЯ, так как рыночная стоимость предприятия определяется как текущая стоимость прав на ожидаемые будущие выгоды.

Доходный подход является наиболее предпочтительным с точки зрения достижения главной цели предпринимательской деятельности (получение прибыли). Этот подход моделирует позицию типичного покупателя-инвестора, которому необходимо обеспечить возврат капитала, вложенного в покупку предприятия, и получить рыночно обоснованный доход на вложенный капитал.

Этот подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, покупает не набор активов (здания, оборудование, запасы и т.п.), а поток будущих доходов, позволяющий ему вернуть вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние.

Оценка предприятия с применением методов доходного подхода основана на принципе, что потенциальный покупатель не заплатит за долю в предприятии (бизнесе) больше, чем она может принести доходов в будущем. Таким образом, максимально приемлемая для потенциального покупателя (инвестора) стоимость предприятия, определенная доходным подходом, представляет собой сумму всех приведенных по фактору времени доходов бизнеса. доходный подход четко определяет время наступления этих ожидаемых выгод и показывает, как снижается стоимость предприятия, по мере того как выгоды отодвигаются дальше в будущее.

Преимущества доходного подхода:

– учитывает основную цель деятельности предприятия и интересы инвесторов – получение прибыли;

– отражает перспективы развития предприятия, будущие ожидания;

– он учитывает экономическое устаревание объектов;

– через ставку дисконта принимает во внимание рыночный аспект, уровень риска и инфляционные тенденции;

– результаты доходного подхода позволяют руководителям предприятий выявлять проблемы, тормозящие развитие бизнеса; принимать решения, направленные на рост дохода.

Недостатки:

– характеризуется значительной трудоемкостью и требует высокой квалификации оценщиков (специалистов);

– ему свойственен высокий уровень субъективизма при прогнозировании доходов;

– на точность прогноза сильно влияет и стабильность внешней экономической среды, что актуально для довольно неустойчивой российской экономической ситуации;

– высока доля вероятностей и условностей, так как устанавливаются различные предположения и ограничения;

– велико влияние различных факторов риска на прогнозируемый доход;

– проблематично достоверное определение реального дохода, показанного предприятием в отчетности, причем не исключено преднамеренное отражение убытков в различных целях, что связано с непрозрачностью информации отечественных предприятий;

– сложен учет непрофильных и избыточных активов;

– не учитывает конъюнктуру рынка;

– носит вероятностный характер;

– некорректна оценка убыточных предприятий.

Существует два способа трансформации:

- метод капитализации дохода, в котором будущий доход предприятия за один период (как правило, один год) преобразуется в показатель текущей стоимости путем деления на коэффициент капитализации;

- метод дисконтирования (дисконтированных) денежных потоков, основанный на прогнозе будущих доходов предприятия на несколько периодов (как правило, 5 и более лет), которые преобразуются в текущую стоимость с помощью дисконтирования по формуле сложного процента. Ставка дисконтирования — это процентная ставка, используемая для пересчёта будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости.

Применение этой модели делает возможной оценку стоимости собственного капитала предприятия даже в том случае, когда оно несет убытки. Более того, модель позволяет объяснить, почему собственный капитал предприятия имеет ненулевую стоимость в случае уменьшения стоимости всего предприятия (бизнеса) ниже уровня номинальной величины долга.

Существуют следующие методы определения ставки дисконтирования:

1.Модель оценки капитальных активов. Это теоретическая модель, разработанная для объяснения динамики курсов ценных бумаг и обеспечения механизма, посредством которого инвесторы могли бы оценивать влияние инвестиций в предполагаемые ценные бумаги на риск и доходность их портфеля. Эта модель может быть использована для понимания альтернативы «риск-доходность» и применительно к бизнесу. Согласно модели требуемая норма доходности (ставка дисконтирования) для любого вида инвестиций зависит от риска, связанного с этими вложениями. Ставка дисконтирования (ставка доходности) собственного капитала (Re) рассчитывается по формуле: Re = Rf + β(Rm — Rf), где Rf — безрисковая ставка дохода; β — коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка; (Rm — Rf) — премия за рыночный риск; Rm — среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке.

2. Метод кумулятивного построения. По методу кумулятивного построения величина ставки дисконтирования определяется как сумма безрисковой ставки и надбавок на риск. В общем случае формулу для расчета будущей ставки дисконтирования можно записать следующим образом:

- базовая («безрисковая») ставка;

- премия за страновой риск;

- премия за отраслевой риск;

- премия за риск некачественного корпоративного управления; - премия за неликвидность акций. 3. Укрупненный метод расчета ставки дисконтирования. Наиболее часто при инвестиционных расчетах ставка дисконтирования определяется как средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital -- WACC), которая учитывает стоимость собственного (акционерного) капитала и стоимость заемных средств. Это наиболее объективный метод определения ставки дисконтирования. WACC=

Re(E/V) + Rd(D/V)(1 — tc), где Re — ставка доходости собственного (акционерного) капитала, рассчитанная, как правило, с использованием модели САРМ; E — рыночная стоимость собственного капитала (акционерного капитала). Рассчитывается как произведение общего количества обыкновенных акций компании и цены одной акции; D — рыночная стоимость заемного капитала. На практике часто определяется по бухгалтерской отчетности как сумма займов компании. Если эти данные получить невозможно, то используется доступная информация о соотношении собственного и заемного капиталов аналогичных компаний; V = E + D — суммарная рыночная стоимость займов компании и ее акционерного капитала; Rd — ставка доходности заемного капитала компании (затраты на привлечение заемного капитала). В качестве таких затрат рассматриваются проценты по банковским кредитам и корпоративным облигациям компании. При этом стоимость заемного капитала корректируется с учетом ставки налога на прибыль. Смысл корректировки заключается в том, что проценты по обслуживанию кредитов и займов относятся на себестоимость продукции, уменьшая тем самым налоговую базу по налогу на прибыль; tc — ставка налога на прибыль.

4. Метод среднеотраслевой рентабельности активов и капитала. Для оценки этим методом используют показатели ROA и ROE, которые содержат в себе все риски, присущие отрасли оцениваемой компании. Поэтому главным условием применения модели Дюпона является достаточная информация о состоянии отрасли. Модель Дюпона имеет следующий вид:

ROE = Чистая прибыль / акционерный капитал предприятия.

5. Метод рыночных мультипликаторов. Этот метод применяется, когда есть достаточная информация об аналогах. Он заключается в расчете различного уровня прибыли на 1 акцию. Например, выделяют: EBITDA/P (Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов в расчете на 1 акцию); EBIT/P (Прибыль до вычета процентов и налогов в расчете на 1 акцию); EBT/P (Прибыль до вычета налогов в расчете на 1 акцию); E/P (Чистая прибыль в расчете на 1 акцию).

 

4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Сравнительный подход основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают активы аналогичного типа, принимая при этом независимые индивидуальные решения.

Базовые положения объективности сравнительного подхода к оценке Предприятия:

1. Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом (или одной акции) наиболее интегрально учитывает факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия (соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития от-

расли, конкретные особенности предприятия и т.п.).

2. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций.

3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, для аналогичных предприятий должно совпадать соотношение между ценой и основными финансовыми показателями (прибыль, выплаты дивидендов, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала), которые играют

определяющую роль в формировании дохода инвестора.

Сравнительный подход к оценке предприятия использует два типа

информации: – рыночная (ценовая) информация – данные о фактических ценах купли-

продажи акций предприятий, аналогичных оцениваемому. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка;

– финансовая информация – бухгалтерская и финансовая отчетность за 3- 5 лет по оцениваемому и аналогичным предприятиям.

В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода применяются следующие методы:

-метод компании-аналога;

-метод сделок;

-метод отраслевых коэффициентов;

Метод Пакет акций Характеристика
Метод дисконтирования денежных потоков, метод капитализации стоимость КПА отражают цену, которую инвестор заплатил бы за владение предприятием, расчет денежных потоков базируется на контроле производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Методы затратного подхода стоимость КПА только владелец контрольного пакета акций может определять политику в области активов: приобретать, использовать или продавать (ликвидировать активы)
Метод сделок стоимость КПА основан на анализе цен КПА сходных предприятий
Метод рынка капитала стоимость миноритарного пакета акций используется информация о котировке единичных акций открытых акционерных обществ на фондовых рынках

1. МЕТОД ПРЕДПРИЯТИЯ-АНАЛОГА (метод рынка капитала) основан на использовании цен за единичную акцию открытых акционерных обществ, сформированных открытым фондовым рынком.

2. МЕТОД СДЕЛОК (метод продаж) ориентируется на цены приобретения предприятий в целом либо контрольного пакета акций (КПА).

3. МЕТОД ОТРАСЛЕВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ (метод отраслевых соотношений) основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами предприятий.

Основные принципы отбора отбора предприятий-аналогов: 1. Отраслевое сходство. Оцениваемое и сопоставимые предприятия должны относиться к одной отрасли. 2.Размер. Необходимость учета этого фактора объясняется тем, что бизнес небольших предприятий является более рискованным по сравнению с аналогичными, но крупными предприятиями. 3. Перспективы роста. Для определения перспектив развития предприятия оценщик должен:

- определить фазу жизненного цикла предприятия, так как она определяет распределение чистой прибыли на дивиденды и затраты на развитие предприятия (инвестиции);

- исследовать перспективы экономического развития предприятия (экстенсивное, интенсивное, новые производства и т.п.);

- проанализировать динамику выручки от реализации, издержек, прибыли за ряд лет

- изучить и оценить дивидендную политику (соотношение дивидендных выплат и части чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия);

- проанализировать состояние рынка, положение предприятия на рынке (доля рынка) и возможности их изменения.

4. Финансовый риск. Способы оценки финансового риска:

– сравнение структуры капитала (соотношение заемного и собственного

капитала);

– оценка ликвидности (возможность оплачивать текущие обязательства

текущими активами);

– анализ кредитоспособности (способность привлекать заемные средства

на выгодных условиях).

5. Качество менеджмента. Этот фактор наиболее сложно оценить, так как анализ проводится по косвенным данным: качество отчетной документации, возрастной состав персонала, уровень

образования, опыт, место предприятия на рынке и др.

6. Организационно-правовая форма собственности (ООО, ОАО, ЗАО,

производственный кооператив, ГУП и т.п.).

7. Дата продажи сопоставимых предприятий и оценки. Из-за колебаний фондовых рынков в целом и отдельных отраслей некорректно сравнивать мультипликаторы, рассчитанные на разные даты.

 

5. ИМУЩЕСТВЕННЫЙ (ЗАТРАТНЫЙ) ПОДХОД К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД – это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения

объекта оценки с учетом износа и устареваний.

В основу затратного подхода положен принцип замещения, в соответствии с которым максимальная стоимость объекта собственности не должна превышать наименьшей цены, по которой может быть приобретен (построен, создан) другой объект с эквивалентной полезностью. Применение затратного подхода обоснованно в случае оценки компании в целом, оценки контрольного пакета акций компании, обладающей значительными материальными активами, а также в случаях, когда имеется возможность выявления и оценки нематериальных активов предприятия. Затратный подход может быть использован и при оценке новых или вновь образованных предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о финансовой деятельности обоснованным прогнозированием деятельности.

Преимущества имущественного (затратного) подхода:

 основывается на достоверной фактической информации о состоянии имущественного комплекса предприятия и поэтому результаты оценки более обоснованы;

 учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов;

 опирается на финансовые и учетные документы

 дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов;

 может использоваться для определения стоимости убыточных предприятий.

Недостатки имущественного (затратного) подхода:

 «статичность»;

 затраты не являются эквивалентом рыночной стоимости;

 не учитывает перспективы развития предприятия, его будущую доходность;

 не учитывает риски бизнеса;

 отражает «прошлую» стоимость;

 необходимость формирования нормативной базы;

 сложность и трудоемкость практических расчетов.

Затратный подход включает:

1)Метод накопления чистых активов включает в себя следующие этапы:

1. Оценка рыночной стоимости недвижимости.

2. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования и транспортных средств.

3. Оценка рыночной стоимости нематериальных активов.

4. Определение рыночной стоимости финансовых вложений (долгосрочных и краткосрочных).

5. Товарноматериальные запасы переводятся в текущую стоимость.

6. Оценка дебиторской задолженности.

7. Определение текущей стоимости обязательств компании.

8. Определение рыночной стоимости компании путем вычитания из рыночной стоимости всех активов стоимости обязательств.

2)Метод скорректированной балансовой стоимости (или методика чистых активов предприятия) предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей. данный метод расчета может применятся в случае отсутствия информации для применения метода накопления активов.

3)Метод замещения заключается в определении расходов в текущих ценах на строительство предприятия, имеющего с оцениваемым аналогичную полезность, но построенного в новом, современном архитектурном стиле, с использованием прогрессивных проектных и технологических нормативов, с применением прогрессивных материалов, конструкций и оборудования. При реализации методики замещения вносятся поправки на физический, функциональный и экономический износ оцениваемого предприятия. Наиболее сложный момент при реализации данной методики оценки предприятий — определение удельной стоимости строительства предприятия — функциональных аналогов.

4)В методе ликвидационной стоимости ликвидационная стоимость собственного капитала определяется как разница между ликвидационной стоимостью всех активов затратами на ликвидацию и величиной всех обязательств на дату оценки.

Технологическая последовательность работ по расчету ликвидационной стоимости предприятия включает:

1) разработку календарного графика ликвидации активов предприятия; 2)расчет рыночной, а затем ликвидационной стоимости активов с учетом затрат на их ликвидацию; 3) определение величины обязательств предприятия; 4) вычитание из ликвидационной стоимости активов величины обязательств предприятия;

 

6. ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНЫХ И НЕКОНТРОЛЬНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Международные и европейские стандарты оценки делят пакеты акций на

2 вида:

– контрольный (мажоритарный);

– неконтрольный (миноритарный).

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ – это участие в собственности, обеспечивающее более 50-процентов голосующих акций в бизнесе, голосующей является обыкновенная или привилегированная акция,

предоставляющая акционеру – ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование).

НЕКОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ (миноритарная доля, «доля меньшинства») международные стандарты оценки определяют как участие в собственности, обеспечивающее менее 50-ти процентов голосующих акций в бизнесе.

Методы оценки рыночной стоимости предприятия



2019-08-13 389 Обсуждений (0)
Оценка и управление стоимостью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка и управление стоимостью предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)