Сложение и вычитание в случаях вида 652-300, 475-3, 167-5. Запись решения составной задачи одним выражением
(Задания 168-175) 170 Учащиеся определяют, чем является искомое число — частью или целым. Они называют способ решения и пытаются устно найти ответ. Полученное таким образом число проверяется действиями в таблице (в которой нужно правильно Расположить заданные числа). Подводятся итоги: в случаях, когда приходится производить вычисления только в одном разряде, это легко выполняется без таблицы. 171 Выполняется при предварительном выяснении того, содержание какого Разряда изменится, а какого — нет. В первом случае «изменяется число единиц, Их остается 7, а 5 сотен и 7 десятков не изменяются. Ответ — 577». И так далее. 172 Приведены заготовки записей арифметических действий, в которых дано первое число, а второе обозначено только количеством разрядов. Учащиеся должны вписать подходящие (круглые) числа и найти результат действий. 173 Даны выражения, в которых часть цифр заменена сказочными. Нужно записать значения выражений. По ходу дела обнаруживаются две ловушки, т.е. примеры, которые без знания значений сказочных цифр решить невозможно. 174 После чтения сюжетного начала определяется, что речь идет об объеме, а единицей измерения является литр. Что же узнали с помощью записанного в учебнике первого действия? Сколько литров во втором бидоне. На основе второго действия делается вывод об окончательном вопросе задачи. Чертеж дополняется вопросительным знаком и «окошком». Далее учитель показывает форму записи решения одним выражением. Объясняется, что в скобки взято первое действие, которое нужно выполнить с числами, хотя стоять оно может и не с начала записи. 175 Определяется единица измерения (штуки). Составляется текст задачи. В чертеж вписывается вспомогательный вопрос (в виде «окошка»). Задача решается сначала по действиям. При записи новым способом обсуждается, с чего начать: с записи числа, относящегося к первой величине, или с выражения, относящегося ко второй величине. Выясняется, что это безразлично. Принимается вариант записи, когда скобки оказываются вторым слагаемым.
Сложение с переходом через разряд (общая идея) (Задания 176-183)
Устно (на слух) решаются примеры сложения и вычитания круглых чисел. 176 Работа начинается при закрытых учебниках. На доске схематически изображен разрядный состав двух чисел (как в учебнике). Учитель сообщает сюжет. Два числа вписываются в таблицу, определяется требуемое действие. Вычисления начинаются с сотен. При этом в разряде десятков записывается число 12. Определяется, что соответственно десятичной системе счисления образовалась новая сотня. Производятся исправления в записи. Далее открывается учебник, и в нем, используя схематическое изображение состава чисел, учащиеся производят необходимые группировки. 177 С помощью схематических рисунков вычисляются суммы чисел, представленных в разных системах счисления. Подсчет следует начинать то с третьего, то с первого разряда. Всякий раз результат записывается дважды: в первичной записи суммы производится исправление, и сумма переписывается «точно». 178 Внимание учащихся обращается на то, что первоначальный результат вычислений приходится исправлять. С такими исправлениями выполняется первый пример. Во втором примере вычисления начинаются с первого разряда. При этом в сумме записывается цифра 3, а над вторым разрядом вписывается для памяти добавочная единица и рисуется стрелка по направлению от младшего разряда к старшему (образец см. в следующем задании). Делается вывод о целесообразности начинать вычисления с первого разряда. 179 При выполнении вычислений оценивается, правильно ли поставлены стрелки, а в последнем случае стрелка ставится самими учащимися. Обращается внимание на то, что образование новой единицы может произойти в любом разряде складываемых чисел. 180 Отмечается, что для решения задачи понадобилось только одно действие. 181 Требуется вписать такое второе слагаемое, чтобы образовалась новая разрядная единица. 183Поясняется, что заданный луч может иметь имя АК, потому что точка К лежит на этом луче, луч направлен на эту точку и его изображение можно продолжить. Чертятся заданным способом другие три луча (их изображение заканчивается не доходя до точки).
Составление примеров сложения с переходом через разряд (Задания 184-189)
На слух решаются примеры на сложение и вычитание круглых чисел. 185 В таблицы записаны случаи сложения. Сначала нужно найти места перехода через разряд, отметив их стрелкой и единицей, а потом выполнить вычисления. В последнем примере перехода нет — это ловушка. 186 Требуется подобрать цифры второго слагаемого так, чтобы переход через Разряд произошел в указанном стрелкой месте. 187 Анализ заданных случаев сложения показывает, что их лучше выполнять с помощью таблицы. Однако чертить таблицу долго. Выясняется, что клетки в тетради помогут расположить числа правильно — разряд под разрядом. Работа выполняется в обычных тетрадях. 188, 189Составляются задачи. Чертежи дополняются вспомогательными «окошками». Решение записывается по действиям и выражением.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |