Позиционная форма записи числа
(Задания 228-234)
228 Учащиеся сравнивают запись в таблице и вне ее. Отмечается, что в обоих случаях записаны одни и те же цифры в одинаковом порядке. Таблица закрывается, и работа выполняется при ориентации на оставшуюся запись: сначала строятся мерки, а потом фигура. Если будет возникать необходимость прочитать записанное в строку число, то нужно назвать цифры по порядку слева направо (как обычно происходит чтение) и основание системы. Так, запись 34(5) можно прочитать: «три, четыре в пятеричной системе счисления». 229 Образующиеся при счете объектов новые мерки обводятся синим (вторая мерка) и красным (третья мерка) карандашами. Отмечается, что при записи результатов в любом случае (в таблице или без нее) нужно приписывать основание системы счисления. 231 Начинается повторение материала, связанного с вычислениями, но теперь в контексте изучения состава чисел второго десятка. Нужно заполнить таблицу, рассматривая только случаи перехода через десяток. В результате будут записаны числа от 10 до 20. Работа проводится так: сначала учащиеся ставят точку в нужную клетку, затем один ученик устно составляет числовое равенство, а остальные определяют и записывают ответ. Клетки заполняются последовательно, сначала в первой строке, потом во второй и т.д. Несколько раз по ходу дела полезно задать учащимся пример на вычитание, обратный только что составленному на сложение. 232 Рассматриваются особенности таблицы. Кто-то из учащихся сможет объяснить почему строки в таблице постепенно удлиняются. Отмечается, что по диагонали («наискосок») записаны одинаковые числа. 233 Учащиеся устно составляют выражения, постепенно продвигаясь от верхней строки таблицы к нижней. 234 На рисунке 3 замкнутые ломаные линии: КМА, КАС, КМАС. Однако просто замкнутых (не ломаных) линий больше. Это линии, последовательно соединяющие точки КМТК, КТСК, МТАМ, АТСА, КМТСК, МТСАМ, КМТАСК, КСТАМК, КМАСТК, КСАМТК. Сначала детям можно предложить найти несколько из них (сколько они смогут), а затем уже рассмотреть, как можно найти все десять. Первые четыре линии состоят из одной из сторон четырехугольника КМАС и линий, соединяющих его вершины с точкой Т (одна из них показана на рисунке). Следующие две состоят из кривой линии, соединяющей точки М и С, и двух сторон четырехугольника КМАС (один из вариантов показан на рисунке). Последние четыре получаются, если выбросить одну из сторон обрамляющего четырехугольника и обвести границу полученной фигуры (одна из них показана на рисунке). Ноль в записи числа (Задания 235-242) 235 Отмечается, что в таблицу вписаны одни и те же цифры. Наверное, отрезки были равными? Дети рассказывают, сколько каких мерок уместилось в каждой длине. Учитель, следуя за детьми, записывает на доске числа (заданные таблицей), игнорируя нули. Но при такой записи получается, что отрезки должны быть равными! Значит, нужно как-то иначе записать числа без таблицы. Требуется некоторый знак для пропущенной мерки. Таким знаком является ноль. Числа переписываются в строчку правильно. Строятся дополнительные мерки, а затем отрезки. 236 Сравнивая записи чисел, учащиеся приходят к итогу: ноль пишется на месте неиспользованной мерки. Однако во втором числе на месте отсутствующей мерки ноль не пишется — ведь нет и третьей, и четвертой, и пятой мерки — бессмысленно писать все эти нули впереди. 237 При выборе пар чисел важно учитывать место цифр и системы счисления. 238 По заданным чертежам составляются и решаются задачи. 239 С этого урока работа над навыком вычислений связывается с изучением состава конкретных чисел. Постепенно записываются варианты состава числа 11. При этом полезно вспомнить, как их можно определить с помощью числовой прямой. Учащиеся жестом указывают на прямой место числа 7, говорят, что далее нужно сделать 3 шага до 10 и после 10 еще 1 шаг — всего 4. В столбиках обнаруживаются и соединяются суммы, отличающиеся только порядком записи слагаемых. (При этом у всех детей должно получиться одинаковое переплетение линий.) Сообщается, что для быстроты вычислений бывает полезно знать состав числа наизусть. Выясняется, что требуется запомнить только 4 варианта. 240 В заданном отрезке числового ряда нужно соединить числа, сумма которых равна числу 11, а затем полюбоваться полученной картиной симметрии. 241 Задание имеет целью напомнить идею связи сложения и вычитания.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |