Отмеривание и измерение величин. Освоение схемы
(Задания 41-48) Если ранее задавалась величина-образец, которую нужно было воспроизвести, то теперь даются задачи отдельно на измерение и отдельно на отмеривание: «Кто-то уже измерил и записал результат в схеме. Требуется правильно прочитать схему и отмерить нужную величину». 41 Вся работа по измерению уже выполнена, нужно только дополнить схемы. Устанавливается, что в первом случае работа производилась основной меркой, а во втором была построена промежуточная мерка. 42 Учитель организует работу с объемами воды соответственно заданной схеме (объем уже измерили, и теперь нужно налить такой же объем воды). Обращается внимание на отсутствие в схеме верхней стрелки — можно обойтись и без нее, потому что величину измерили не основной меркой, а «в обход», промежуточной. Действия с водой повторяются на чертеже: строится промежуточная мерка и затем с ее помощью — сам объект. 43 Нужно построить и обозначить буквой удобную промежуточную мерку. Очевидно, она будет иметь вид квадрата, состоящего из 4 клеток. Результат измерения записывается в схеме. 45 Даны случаи без перехода через разряд. Эту особенность дети должны отметить. Именно такие примеры нетрудно решать заданным способом, хотя здесь применим и использованный ранее. 48 Даются представления об угле многоугольника как о таком угле, вершина которого совпадает с вершиной многоугольника и на сторонах которого лежат прилежащие к этой вершине стороны многоугольника. В этом случае точка может принадлежать углу и не принадлежать этому многоугольнику, например, точка Г принадлежит углу BAD и не принадлежит четырехугольнику ABCD. Примечание. Такие представления об углах многоугольника пока годятся только при рассмотрении выпуклых многоугольников, поскольку вводились лишь углы, меньшие развернутого.
Измерение и отмеривание количества с помощью промежуточной мерки (Задания 49~55) 50 Выполняется до задания 49. Устанавливается, что количество звездочек измерили, построив мерку «тройку». Мерка изображается в виде точек, дополняется схема. 49 Среди крестиков нужно выделить заданное схемой количество. По схеме устанавливается, как была построена промежуточная мерка. Выясняется, что удобнее всего в каждом столбике выделять по 5 крестиков (они обводятся, как в предыдущем задании) и так повторить 8 раз. Учитель сообщает, как можно прочитать схему или как можно рассказать о проделанной работе: по 5 повторили, взяли 8 раз. В новой схеме обнаруживается изменение. Она читается еще до выполнения действий. Производится отсчитывание крестиков. Учащиеся рассказывают о своей работе, используя слова «по... раз», дополняют запись. Таким же образом отрабатывается третья часть задания. 51 Требуется произвести измерение. Основная мерка — 1 овал. При выборе промежуточной мерки устанавливается, что удобнее всего считать либо рядами, либо столбиками. Производится счет. Результаты записываются в схему, схема прочитывается. 52 Каждый ученик приписывает свое число единиц к заданным десяткам. При проверке окажется, что число десятков в ответе у всех одинаковое, а разнятся единицы. 54 Важно, что заданный в сумме ноль означает образование нового десятка из единиц, обозначенных сказочными цифрами. Этот десяток нужно не забыть добавить к десяткам, записанным в обычном виде. 55 Выясняется, что треугольник составляет только часть от каждого из своих углов. Умножение чисел (Задания 56~61) Создается ситуация, в которой оказывается недостаточно произвести измерение (отмеривание) с помощью промежуточной мерки и приходится определять количество основных мерок. Обнаруживается, что для этого необязательно действовать самой меркой (это ведь неудобно из-за того, что она мала), а можно выполнить действия с числами на числовой прямой. 56 Задание носит предварительный характер — напоминает учащимся о возможности сравнения величин с помощью числовой прямой. Устанавливается, что хотя нам и неизвестны сказочные цифры, но по их месту на числовой прямой можно определить, какое из них больше и какая величина больше. Выясняется, что сравнить можно только величины А и С так как величина В измерена другой меркой. 57 Материал задания перенесен на доску. Учебники закрыты, чтобы дети не воспользовались имеющейся в них подсказкой, а сами попытались найти способ действия. Миша и Саша хотели сравнить объемы воды. Для этого нужно эти объемы измерить. По рисунку и схеме устанавливается, что Миша пользовался только одной меркой, а Саша взял ту же мерку, что и Миша, но с ее помощью построил промежуточную мерку. Он выполнил измерение быстрее Саши, но теперь трудно понять, у кого воды больше. Мальчики могут перемерить воду одинаковым способом, но можем ли мы догадаться, у кого из них больше воды? Дети высказывают свои догадки, учитель напоминает, что математика требует точных ответов, и предлагает воспользоваться числовой прямой. Оказывается, что действия Саши можно воспроизвести на числовой прямой — по 4 отложить 5 раз. Работа начинается на доске, затем открывается учебник, в котором она и заканчивается. Уточняется, что, действуя таким образом на числовой прямой, узнали число основных мерок. В связи с этим уточняется вторая схема: проводится верхняя стрелка, над ней записывается знак вопроса — это число нужно было узнать, чтобы затем сравнить величины. Читаются и дополняются записи в рамке. 58 Предлагается поупражняться в новом способе действия. Рассматривается рисунок. Судя по знаку вопроса в схеме, нужно узнать число маленьких мерок. Можно, конечно, их пересчитать вручную, но так поступили бы малыши, которые не умеют пользоваться промежуточной меркой. Строится удобная мерка С (3 клетки), дополняется схема. Схема прочитывается. Далее выполняются действия на числовой прямой: дугами отмечаются промежуточные мерки. Записывается формула, она прочитывается разными способами. Можно предложить кому-то из учеников пересчитать основные мерки по одной, чтобы удостовериться в том, что результат получился верным. 59 После решения второго примера столбика выясняется, что в ответе получается иное число десятков, чем в первом примере, и то же число единиц. В третьем примере, наоборот, сохраняется число десятков, но изменяется число единиц. 60 Главным в задании является правильное определение числа десятков в разности. Однако при решении второго и третьего примеров столбика следует учесть, что из десятка вычтено столько же единиц, как и в первом случае, значит, и останется заданное в первом примере число единиц.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |