Психологические модели
Она выражается формулой , где Аj - субъективная пригодность продукта (отношение к продукту ); n – количество мотивов. Проблемы: Мотивы, важные для продукта, часто бывает трудно определить. Высказывания опрашиваемых не дают указаний на то, какие характеристики продукта должны быть изменены.
, где Qj - оценка потребителями марки j;
Собрав таким способом данные о многих продуктах, можно получить:
Модели, изложенные выше, основывались на предпосылке, что каждая характеристика желаема и одновременно чем выше оценка, тем лучше. Критика этого пункта привела к созданию так называемых моделей с идеальной точкой, в которые был введен добавочный компонент - идеальная величина характеристики продукта:
Одним из вариантов этого метода - измерение степени удовлетворения потребности. При этом выясняется, какая величина характеристики ожидается потребителями и какая величина была воспринята в реальности. По этим данным строятся два профиля, представленные на рис.9.2. Степень удовлетворения покупателей продуктом можно определить по степени соответствия профиля требований и реального профиля. Изложенные выше многомерные методы опирались как: - на когнитивную (восприятие характеристик продукта), - на мотивационную (пригодность продукта для удовлетворения потребностей) компоненты оценки продукта.
Рассмотрим модели, основанные на когнитивной компоненте процесса восприятия. Будем исходить из следующих соображений: - имеется множество продуктов, каждый из которых может быть описан через определенное число атрибутов; - каждый атрибут может быть представлен как ось, проходящая через психическое пространство восприятия. - эти оси образуют пространство, измерение которого зависит от количества атрибутов; - можно получить суждение потребителей о том, насколько выражен тот или иной атрибут у того или иного продукта; - на основании этого можно определить место продукта в описанном выше пространстве. Первый шаг при построении пространства восприятия потребителей: - определение продуктов, образующих конкретный рынок; - для этого можно прибегнуть к услугам экспертов или опросить потребителей, какие марки или продукты они учитывают при принятии решения о покупке. В дальнейшем возможны два варианта:
Они должны отвечать следующим условиям: - быть по возможности независимыми друг от друга; - восприниматься без осложнений; - четко разделять интересующие нас объекты; - оказывать влияние на принятие решений о покупке;
Порядок проведения работы: - Потребители должны определить место его важность продукта на «продуктовой» шкале (чаще всего семиступенчатый рейтинг), отражающий определенную характеристику. - Затем с помощью статистических методов (разбитие на медианы) эти шкалы можно уплотнить до небольшого числа. - В итоге получается наглядная модель рынка, в которой каждый продукт занимает свое место.
Недостатка первого метода (трудность определения важности характеристик ) можно избежать, применяя, например, многомерное шкалирование на основе схожести продуктов. Возможности метода показаны на рис.9.3. На нем представлена рыночная модель для 14 автомобилей, полученная из сравнения 91 пары [n(n-1)/2]. Расстояние между ними в пространстве непосредственно отражает воспринятое потребителем сходство[8]. Кроме отношения позиций нас интересуют и характеристики, которые привели к такому расположению. Координаты модели нуждаются в интерпретации. Интерпретировать можно с помощью экспертизы или статистических методов.
Жизненный цикл товара
Каждый товар, запущенный в коммерческое производство, имеет жизненный цикл, однако характер и протяженность его предугадать нелегко. Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ) и характер сбыта и прибыли на протяжении (ЖЦТ) представлен кривой на рис.9.4. Рис. 9.4. Жизненный цикл товара В нем выделяются следующие этапы: Одним из часто встречающихся вариантов является кривая с повторным циклом (рис.9.5.), вызванным мероприятиями по стимулированию сбыта, модернизации товара и т.п. Гребешковая разновидность (рис.9.6) состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей(нейлон и использование его: парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия и т.д.).
Различные этапы жизненного цикла товара требуют использования разных стратегий маркетинга. Основные характеристики каждого этапа жизненного цикла товара и ответные типичные маркетинговые реакции фирмы на каждом из этапов приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1 Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные маркетинговыереакции производителей.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |