Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческое развитие методики как науки. Наиболее выдающиеся концепции обучения иностранным языкам в истории отечественной методики.



2019-08-14 1718 Обсуждений (0)
Историческое развитие методики как науки. Наиболее выдающиеся концепции обучения иностранным языкам в истории отечественной методики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первое определение методике было дано Е.М.Рытовым в 1930 г: «Методика преподавания иностранных языков представляет собой практическое приложение сравнительного языкознания». [6, с.8].Аналогичная позиция была высказана академиком Л.В.Щербой, затем О.С. Ахмановой в конце 60-х г.

Возникновение взгляда на методику как на прикладную лингвистику обусловлено тем, что в методике в 30-х годах еще недостаточно определилась специфика иностранных языков как учебного предмета, и не было разработанной системы методов исследования.

Другое направление в определении методики связано с именем

Б. Е.Беляева. По его мнению, методика «есть не что иное, как прикладная психология» [6, с.8]. Но эта дефиниция не получила распространения, т.к. ряд проблем, такие как отбор материала, особенности приемов и способов обучения, не могут быть решены лишь с опорой на психологию.

В конце 30-х-40-х годов возникло еще одно направление в определении методики, связанное с именем Е.Я. Перовского, который рассматривал методику как педагогическую науку.

B книге «Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе» А.Д. Климентенко и А.А.Миролюбовым дается следующее определение: «Методика обучения - наука, исследующая цели и содержание, закономерности. средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранных языков» [6, с.9]. Впервые разграничение объекта и субъекта в методике обучения иностранным языкам было применено И.Л. Бим. Она относит к объектам методики «реальные явления данной сферы деятельности и понятные результаты познания в данной области, зафиксированные в знаковой форме и выступающие в объективизированном, материальном виде» [6, с.10]. Отсюда следует, что объекты методики - это не только «все педагогические явления, связанные с обучением и воспитанием учащихся средствами иностранного языка, обладающими свойствами, присущими только этому предмету особенностями» [6, с.10], но и программы, учебники, и т.д.

И.Л. Бим считает, что в предмет методики «входит вся проблематика, связанная с изучением данной сферы деятельности, а также проблемы развития самой методики как науки» [6, с.10].

А.А. Миролюбов выделяет следующие группы проблем, существующие в методике обучения иностранным языкам:

а) связанные с определением иностранного языка как учебного предмета (уточнение целей и задач обучения иностранному языку, отбор содержания обучения, и т.д.);

б) с изучением деятельности учителя (разработка приемов и методов обучения и воспитания, средств обучения, организационных форм обучения);

в) с деятельностью ученика (эффективность приемов методов, средств обучения для научения ученика, его воспитания, развития);

г) с развитием самой науки (связь со смежными науками, методы исследования, история развития самой методики, и т.д.).

Язык - общественное явление особого порядка, обладающее свойственными только ему закономерностями функционирования и развития, явление, изучающееся языкознанием. Поскольку предметом методики преподавания иностранных языков является язык, структуру, особенности и нормы которого изучает лингвистика, то лингвист должен на основе знаний, которыми он располагает об изучаемом предмете, определить тот круг изучаемых языковых явлений, которые подлежат усвоению. Поэтому языковеды нацелены на то, чтобы определить необходимый минимум знаний языка, установить особенности функционирования и взаимосвязи с другими явлениями.

Основными задачами науки методики являются: 1) знание законов языка и их использование для создания наиболее рациональных приемов изучения иностранного языка и 2) знание психологических особенностей функционирования речи и использование их для создания наиболее рациональных приемов, направленных на овладение языком.

Можно очертить следующий круг проблем, которые решает методика обучения иностранным языкам:

ЗАЧЕМ? ЦЕЛЬ преподавания/изучения иностранного языка

ЧТО? СОДЕРЖАНИЕ обучения

КТО преподает язык? УЧИТЕЛЬ с присущими ему профессиональными и личностными качествами и умениями

КАК? Принципы, методы, приемы, способы, средства преподавания /изучения языка

КТО изучает язык? УЧАЩИЙСЯ с присущими ему индивидуально-личностными качествами

Методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которыхбазисными, т.е. ведущими для методики, следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.

Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться следующие.

1.У методики есть свой предмет обучения. Это иностранный язык, являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Будучи целью обучения, овладение языком позволяет учащимся познакомиться с его системой и способами пользования этой системой в практической деятельности. Будучи средством обучения, язык дает возможность извлекать информацию из иноязычных текстов и создавать свои тексты в зависимости от возникающих потребностей.

2. У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний, которые служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки.

3. У методики есть свой объект исследования. Это процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользоваться языком в процессе общения. Именно в ходе обучения, протекающего в форме взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке, самостоятельной работы учащихся, внеаудиторной работы с ними, решаются задачи обучения, воспитания и общего развития средствами изучаемого языка.

Изучение объекта исследования как процесса овладения языком предполагает:

а) описание и оценку исходного уровня владения языком и меры готовности учащихся к овладению им. Такая работа включает проведение анкетирования, тестирования, результаты которых позволяют сформировать учебные группы из учащихся примерно одного исходного уровня владения языком, способностей к овладению языком и индивидуально-психологических особенностей личности. Применительно к обучению языку большое значение в наши дни приобрели тесты, позволяющие диагностировать коммуникативные способности учащихся, особенности их памяти, профессиональные склонности и круг интересов. Соответствующие тесты разрабатываются в рамках психодиагностики, области психологии, объектом изучения которой являются особенности психического развития человека, в том числе его способности к различным видам деятельности;

б) описание конечного результата обучения, т.е. уровня компетенции, достигаемого учащимися в ходе обучения. Содержание такого уровня задается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку, программами, создаваемыми на основе стандарта для разных уровней владения языком по результатам тестирования;

в) описание приемов и методов работы учителя и учащихся, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к завершающему, заданному программой и содержанием учебных пособий, по которым ведется обучение.

4. У методики есть свой предмет исследования - это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций о процессе, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективности. Предмет исследования в методике реализуется в форме публикации как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию языка .

Методы исследования составляют важный элемент методики. В современном науковедении выделяют 3 основных типа исследований: фундаментальные (направленные на решения общих теоретических вопросов науки, на создание теории); прикладные (конкретизация и разработка отдельных элементов теории); разработки (создание материалов для практического пользования).

В эволюции методических концепций рано стала проявляться тенденция, в соответствии с которой появилось теоретическое положение, имеющее с одной стороны, отношение к методике преподавания любого иностранного языка вообще, а с другой стороны,- к обучению одному конкретному языку. Отсюда возникли две функционально разные методики обучения: общая методика обучения и частная методика обучения.

Общая методика обучения изучает закономерности и особенности процесса обучения иностранным языкам для любого западно-европейского языка (например, принципы отбора материала, способы осуществления устного опережения при овладении другими видами РД, соотношение устной и письменной речи, пути интенсификации учебного процесса и т.д.)

Частная методика обучения исследует обучение тем языкам и те

речевые явления, которые являются специфическими для конкретного иностранного языка

2. Задачи курса методики и его место в системе профессиональной педагогической подготовки учителя иностранных языков

Основными целями предмета "Методика преподавания иностранных языков" являются следующие:

– сформировать у студентов необходимую теоретическую базу, включающую методические знания, знания из смежных с методикой наук психолого-педагогического и филологического циклов и соответствующую ей систему представлений о содержании, структуре, формах и методах профессиональной деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащихся в процессе овладения иностранным языком;

– познакомить их с наиболее известными методическими подходами, системами и методами, формами и средствами, новейшими технологиями, а также прогрессивным, опытом обучения иностранным языкам и иноязычной культуре;

– подготовить будущих учителей к формированию у учащихся коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка;

– сформировать навыки творческого применения своих знаний в процессе решения учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач в системе непрерывного обучения иностранным языкам;

– сформировать у студентов собственно методические умения: планирующие, адаптационные, коммуникативные, организационные, мотивационные, исследовательские;

– развивать профессионально-методическое мышление, что будет способствовать успешному решению задач иноязычного образования в различных педагогических ситуациях;

– сформировать у студентов необходимые умения профессиональной межкультурной коммуникации.

В соответствии с Образовательным стандартом будущие учителя иностранного языка должны:

– уметь систематизировать и сравнивать различные методические подходы к обучению иностранным языкам в нашей стране и за рубежом, знать особенности обучения иностранным языкам во всех звеньях непрерывного образования;

 

– знать цели и содержание обучения иностранным языкам, современные методы и технологии преподавания иностранных языков, системы и комплексы упражнений и методических приемов обучения всем аспектам изучаемого иностранного языка и видам иноязычной речевой деятельности;

– владеть умениями отбора и организации языкового и речевого материала для учебных занятий и самостоятельной работы учащихся, навыками управления учебной деятельностью обучаемых;

– уметь использовать в преподавании иностранного языка разнообразные формы, упражнения и приемы обучения с учетом личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучаемым, а также современные социальные и информационные (аудио-, видео-, компьютерные, Интернет) технологии обучения;

– владеть критериями анализа и оценки современных учебно-методических комплексов (УМК), иметь первичный опыт работы с ними;

– уметь решать профессионально-методические задачи в условиях микропреподавания и учебного сотрудничества, реализуя при этом основные функции учителя иностранного языка: конструктивно-планирующую, коммуникативно-обучающую, организаторскую, гностическую, воспитательную и развивающую.

На практических занятиях по методике студенты должны приобрести следующие навыки: составлять конкретный фрагмент, план урока и цикла уроков; изготовлять необходимые наглядные пособия и раздаточный материал; готовить и проводить уроки и внеклассные мероприятия, в том числе с использованием современных технологий; разрабатывать комплексы упражнений для обучения языковому материалу и видам речевой деятельности; составлять тест, контрольную работу; анализировать проведенные занятия и мероприятия; исправлять и комментировать ошибки учащихся, обобщать положительный и анализировать отрицательный опыт работы.

Изучение истории методики способствует пониманию становления и эволюции методических направлений на различных этапах развития, выявлению их взаимосвязи и преемственности, а также возможности их применения в современных условиях.

Отечественная методика обучения иностранным языкам начинает свою современную историю с 1917 г. Именно в этот период началось строительство отечественной системы образования. На протяжении всей истории развития методики обучения иностранным языкам как науки в центре внимания были 3 основных вопроса: 1) роль и место учебного предмета «иностранный язык» в школе, 2) цели обучения, 3) методы (подходы) обучения иностранному языку.

В развитии методики обучения иностранным языкам во второй половине XX века – начале XXI века можно выделить три периода: доперестроечный, послеперестроечный и современный.

Доперестроечный период в развитии методики преподавания ИЯ охватывает период с 1961 до 1985 гг.

В 1961 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранного языка», которое внесло существенные изменения во всю систему обучения иностранному языку: изменились цели обучения, было начато обучение иностранному языку в детских садах и начальной школе, открыты школы с углубленным изучением, предусматривалось деление класса на подгруппы, были приняты меры по улучшению подготовки преподавателей.

Основными событиями в методике обучения иностранным языкам в течение данного периода являются следующие.

1. Целью обучения стало практическое владение иностранным языком. Это заставило методистов заняться разработкой проблем обучения устной речи. Были выделены основные умения монологической и диалогической речи, разработаны серии упражнений, определены пути создания ситуаций общения (И.В. Рахманов, М.Л. Вайсбурд).

2. Разработаны приемы обучения аудированию как виду речевой деятельности. Были определены трудности аудирования, разработана система подготовительных и речевых упражнений, определены пути усложнения условий предъявления аудиотекста (Н.В. Елухина, Н.И. Гез).

3. Определены виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее), разработаны требования к содержанию текстов (С.В. Фоломкина).

4. Разработаны критерии отбора словаря-минимума, предложено несколько подходов к типологии лексики (Н.Н. Николаев, Л.З. Якушина),

5. Осуществляется дальнейшая разработка проблем типологии упражнений. Е.И. Пассов вводит понятия «условно-коммуникативные упражнения».

6. Ведущими являются три метода обучения. В рамках сознательно-сопоставительного метода разрабатываются вопросы обучения устной речи, выдвигается идея одновременного и параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В школьной практике используются идеи прямого метода Г. Пальмера: устный вводный курс, обучение грамматике на основе грамматических структур, исключение перевода с родного языка на иностранный как средства тренировки учащихсяся в употреблении иноязычного материала. Е.И. Пассов и его коллеги начинает разработку коммуникативного метода обучения иноязычному говорению. И.Л. Бим воплощает в своих учебниках коммуникативно-деятельностный подход. И.А. Зимняя разрабатывает основы личностно-деятельностного подхода.

7. Внедряются первые УМК, учитель и учащиеся получили полный комплект средств обучения.

8. Создаются альтернативные УМК. В обучении английскому языку использовались УМК под редакцией А.П. Старкова и УМК под редакцией Г.М. Уайзер.

Послеперестроечный период развития методики обучения иностранным языкам охватывает период с 1985 по 2000г.

Изменения в методике обучения иностранным языкам связаны с реформами политической и экономической системы в стране. Перестройка в обществе вызвала изменение государственной политики по отношению к предмету «иностранный язык».

1. Существенно улучшились условия обучения. Резко увеличивается число школ и классов с углубленным изучением иностранных языков, открываются школы нового типа (лицеи, гимназии), создаются профильные классы, начинается широкомасштабный эксперимент по раннему обучению иностранному языку в дошкольных учреждениях.

2. Разработан проект Государственного стандарта общего образования по иностранному языку. В нем был определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, основные требования к обеспечению учебного процесса. Проект не был утвержден.

3. Введена новая система контроля и оценивания качества подготовки учащихся. В качестве эксперимента проводится ЕГЭ. Определены объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

4. Ведущими подходами становятся коммуникативный (Е.И. Пассов) и социокультурный (В.В. Сафонова). В качестве психологической основы выступает личностно-ориентированный подход (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.).

5. В практику школ внедрены информационно-коммуникационные технологии.

Используются разнообразные учебные пособия: а) альтернативные УМК, созданные отечественными авторами, б) учебные курсы зарубежных авторов, в) зарубежная детская художественная литература.

6. Интенсивно разрабатывается методика обучения второму иностранному языку (Н.В. Барышников, И.Л. Бим).

7. Формируется новая наука – лингводидактика, центральной категорией которой является вторичная языковая личность (И.И. Халеева).

Современный этап развития методики как науки характеризуется становлением теории обучения иностранным языкам, включающей лингводидактику и методику обучения иностранным языкам; усилением социокультурной направленности обучения. Разработаны и приняты основополагающие нормативные документы (закон об образовании в РФ, ФГОС НОО и ООО, Профессиональный стандарт педагога), определяющие структуру, содержание и требования к системе образования в целом и обучения иностранным языкам в частности.

                                                                                                       



2019-08-14 1718 Обсуждений (0)
Историческое развитие методики как науки. Наиболее выдающиеся концепции обучения иностранным языкам в истории отечественной методики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческое развитие методики как науки. Наиболее выдающиеся концепции обучения иностранным языкам в истории отечественной методики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)