Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гласные после шипящих.



2019-08-15 262 Обсуждений (0)
Гласные после шипящих. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предложение и слова.

Охотник стреляет. Петух поёт. Столяр пилит доску.

Бабушка вяжет Девочка поливает Мама шьёт платье
чулок. цветы. Зине.

Сколько здесь картинок? Сколько предложений под ними?

Прочитайте по порядку все предложения под картинками.
О ком сказано в предложении под второй картинкой?
О ком сказано в предложении под четвёртой картинкой?
О ком говорится в предложении под пятой картинкой?

 

При чтении в конце каждого предложения делается остановка. При письме в конце предложения ставится точка. После точки первое слово каждого предложения пишется с большой буквы.

Упражнение 1. Составьте к каждой картинке по предложению и скажите их. После каждого предложения делайте остановку. Запишите эти предложения. Не забудьте ставить, где надо, точку.

Упражнение 2. Прочитайте стихотворение «Осень».

Осень.

Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях.

_________

На какие законченные по смыслу части можно разбить это
стихотворение?
А сколько в нём предложений?
О чём говорится в первом предложении?
О чём говорится во втором предложении? Что высохло?
О чём говорится в пятом предложении? Что зеленеет?
Сколько слов в первом предложении? Сколько во втором?
Сколько в четвёртом? Сколько в пятом?

Упражнение 3. Прочитайте стихотворение вслух.

Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели.

Скажите, что значат слова: Лес обнажился?
Сколько в стихотворении предложений?
Сколько слов в каждом предложении?

Упражнение 4. Придумайте сами и скажите предложения
из двух слов — о лесе, о реке, о мальчике, о девочке.

Упражнение 5. Придумайте и скажите предложения из
трёх слов — об осени, о зиме, о школе.

Слоги.

Кто нарисован на картинке? Что они делают? Что ещё нарисовано на картинке? Где находится самолёт?

Наши лётчики.

 

Мы летаем высоко. Мы летаем низко. Мы летаем далеко. Мы летаем близко.

 

Если мы врага бомбим,
не уходит враг живым.

Упражнение 6. Спишите это стихотворение, разделяя слова чёрточками на слоги.

Образец: Мы ле-та-ем вы-со-ко.

Упражнение 7. Спишите, разделяя слова на слоги. Прочитайте написанное все вместе хором.

Степи, озёра, всё это наша
луга и поля — родная земля.

Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Считалка.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Гори, гори ярче— лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее... Пусть несут в колоду пчёлы больше мёду;

Пусть в полях пшеница
густо колосится.

Упражнение 8. Спишите стихотворение, разделяя слова
черточками на слоги. Выучите его наизусть для хорового чтения.

4. Составление слов из слогов.

 

Перенос слов.

1. Переносить части слова с одной строки на другую можно только по слогам: за-во-ды, кол-хоз-ник, по-строй-ка. 2. Нельзя переносить или оставлять на строке одну гласную букву; надо переносить так: яго-ды мол-ния ли-лия ёлоч-ка.

Упражнение 9. Спишите и разделите слова чёрточками, кик нужно для переноса с одной строки на другую.

Ого-нёк, озеро, молния, осина, линия, ёлочка, ящерица,
Ирина, Лидия, станция, здание, охота, урожай, дерево,
ветерок, полянка, осока, перепёлка, сторожка, окно,
лесник, утро, колхозники, работа, мальчик, клетка,
скворец.

Упражнение 10. Спишите и разделите слова чёрточками для переноса.

Сияет золотая
осенняя заря.
Красуются на улицах
знамёна Октября.

 

3. Звук й не образует слога. При переносе слов букву й нельзя отделять от стоящей перед ней буквы; надо делить слова так: лей-ка май-ка пой-те строй-ка.

Упражнение 11. Спишите и подчеркните слова с буквой й в середине.

Эй, детвора, в школу пора!
Возьми лейку и полей грядку.
Сядем на скамейку.
Играйте, пойте и резвитесь!
Сначала подумай, а потом делай.

Упражнение 12. Спишите; слова с буквой й делите чёрточками на слоги.

Лейся, радостная песня, по нашей свободной стране.
Дети присели отдохнуть на лужайке.
Май весёлый, май зелёный, ты берёзками шумишь.
В колхозе началась постройка новой школы.

Загадка.

На дворе — горой, а в избе — водой.

(Снег.)

Упражнение 13. Спишите, изменяя слова по образцу.

Пой—пойте, читай, рисуй, строй, стреляй, играй,
бегай, гуляй, помогай, собирай, сей.

 

4. При переносе нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Слова надо делить на слоги так: сядь-те силь-ный крыль-цо подъ-езд.

 

Упражнение 14. Спишите и подчеркните в словах буквы ь и й.

5. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка ре-бя-та ка-лит-ка ла-герь.

 

Упражнение 15. Прочитайте стихотворение, а потом
спишите его; слова делите чёрточками на слоги для переноса.

Разлилася речка. Солнышко с улыбкой
Травка зеленеет. сильно землю греет,
Лес принарядился и звенит над полем
в новенький убор. жаворонков хор.

6. Две одинаковые согласные разделяются: груп-па кас-са сум-ма длин-ный ал-лея вож-жи.

 

Упражнение 16. Спишите; слова с двумя одинаковыми
согласными делите чёрточками на слоги для переноса.

1. Я учусь во втором классе. 2. По аллее шла группа
девочек. 3. В кустах жужжали пчёлы. 4. Конница по-
мчалась в бой. 5. Шумит осенний ветер, 6. Почтальон
принёс телеграмму. 7. Широка ты и привольна, русская
земля.

Звуки и буквы.

У-ро-жай.

Сколько звуков в первом слоге? Сколько во втором слоге?
Сколько в третьем?

На письме звуки изображаются буквами.Букв в русском алфавите 33.Порядок букв и их названия надо запомнить.

Заучите алфавит и напишите его по памяти.
Какие буквы называются гласными? Перечислите их.
Какие буквы называются согласными? Сколько их?
Какие буквы не обозначают звуков?

Упражнение 17. Напишите данные слова в порядке алфавита.

Барабан, весна ёлка, удочка, рыбка, дом, щука,
арбуз, скамейка, ива, лист, этажерка, журавль, лиса,
фонарь, ястреб.

Упражнение 18. Напишите имена детей в алфавитной порядке.

Ваня. Сима. Катя. Дуня. Яша. Аня. Боря. Лиза. Галя.
Миша. Оля. Таня. Петя. Федя. Зоя. Нина. Ира. Рая.

Упражнение 19. Придумайте сами по одному слову на
каждую букву алфавита. На какие буквы у нас нет слов?

Упражнение 20. Назовите в алфавитном порядке имена
учищихся вашего класса. Составьте их список по алфавиту.

Упражнение 21. Читайте слова и отвечайте: Сколько в
каждом слове слогов? Сколько букв? Сколько звуков?

Рот. Ухо. Рука. Кость. Тень.

Одинаково ли во всех словах количество звуков и букв?
Сколько букв в слове кость? А сколько в нём звуков?

Количество звуков и количество букв в одном и том же слове не всегда одинаково.

Упражнение 22. Прочитайте слова и скажите, сколько в
каждом слове букв и сколько звуков.

Конь. Степь. Съел. Угол. Уголь.

Большие буквы.

Буквы бывают большие (прописные) и малые (строчные). Большую букву пишут в начале предложения. Мы сидим в классе. Идёт урок русского языка. Мы пишем.

Упражнение 23. Перепишите; где надо, ставьте точку и
пишите большую букву.

Уборка хлеба.

Поспела рожь подсыхает пшеница поспевают овес и
гречиха в колхозе началась уборка хлеба быстро работа-
ют жнейки пласты ржи ложатся на землю колхозницы
вяжут снопы ребята им помогают.

С большой буквы пишутся имена, отчества и фамилии людей: Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой.

Упражнение 24. Прочитайте рассказ. Выпишите из него
сначала имена девочек, а потом — мальчиков. Запишите ещё
по пяти имён мальчиков и девочек.

Тимуровцы.

Отец маленькой Лиды погиб на фронте. Мама посту-
пила работать на завод. Рано утром она ушла на работу.
Осталась Лида одна дома.
Об этом узнали ребята из школы. Пришли они в дом
к Лиде. Вася с Олегом дров напилили. Игорь расколол
их. Наташа воды принесла и с Лидой поиграла.
Вернулась после работы мать Лиды и говорит: «Спа-
сибо вам, ребята. Вы настоящие тимуровцы!»

Упражнение 25. Прочитайте и объясните, какие слова на-
писаны здесь с большой буквы и что они обозначают.

Моё имя — Ваня. Фамилия моя — Смирнов. Отца мое-
го зовут Пётр Михайлович. Мою мать зовут Анна Ва-
сильевна. Алёша и Павлуша — мои братья. Оля и Надя —
мои сестры. Дедушку моего зовут Михаил Иванович.

Упражнение 26. Составьте список учащихся своего класса по алфавиту. Пишите фамилии и имена.

Образец: Архипов Павел. Баринов Алексей.

Упражнение 27. Составьте и напишите список дежурных
на следующую неделю по данному образцу:

21 октября понедельник Костя Соколов
22 » вторник Ира Громова

 

С большой буквы пишутся названия городов, сёл, деревень, улиц: город Курск, село Заречье, деревня Грибаново, улица Кирова, Семёновская улица.

 

Упражнение 28. Спишите и подчеркните только названия
городов, сёл и деревень.

1. Алексей Максимович Горький родился в городе
Нижнем Новгороде. Нижний Новгород в его честь пере-
именован в город Горький. 2. Михаил Васильевич Ло-
моносов родился в деревне Денисовке. 3. В Москве
поставлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
4. Писатель Лев Николаевич Толстой жил в Ясной Поля-
не. 5. Близ Москвы есть село Павшино.

Упражнение 29. Спишите стихотворение и выучите его наизусть.

Родные слова.

Три слова народу заветными стали, большие, родные слова: нет имени выше, чем Ленин и Сталин, нет слова теплей, чем Москва.

 

Упражнение 30. Прочитайте и объясните, какие названия
написаны здесь с большой буквы.

Село Михайловское раскинулось на горе. В селе две
улицы: Первомайская и Московская. На Первомайской
улице школа и сельсовет. В школу ходят ребята из де-
ревни Крутицы. Мимо села пролегает дорога в город
Тулу.

С большой буквы пишутся названия рек: река Волга, речка Серебрянка

Упражнение 31. Спишите; названия рек подчеркните.

1. Село Востряково раскинулось на берегу Оки.
2. Около деревни Сосновки протекает речка Быстрица.
3. Река Кама впадает в Волгу. 4. Дон —большая и кра-
сивая река. 5. Ленинград расположен по обоим берегам
реки Невы.

Упражнение 32. Спишите.

Наши города: Москва, Ленинград, Ульяновск, Сталин-
град, Одесса.
Наши реки: Волга, Днепр, Дон, Кама, Ока.

Названия стран пишутся с большой буквы: Советский Союз, Польша, Болгария.

 

Упражнение 33. Спишите и объясните, какие названия
написаны с большой буквы.

1. Советский Союз — моя родная страна. 2. Моск-
ва — мой любимый город. 3. Киев стоит на берегу
Днепра. 4. Польша и Румыния — соседние с нами стра-
ны. 5. Улица Горького — самая красивая в Москве.

Названия дней недели и месяцев пишутся с маленькой буквы.

Упражнение 34. Напишите названия дней недели в нужном порядке.

Упражнение 35. Напишите до порядку названия месяцев,
начиная с января.

Месяцы.

Май, март, октябрь, февраль, июнь, декабрь, июль,
апрель, ноябрь, январь, сентябрь, август.

Названия времён года и частей суток пишутся с маленькой буквы. Весна, лето, осень, зима. Утро, день, вечер, ночь.

 

Буква ь.

Прочитайте и укажите разницу в написании и в значении
слов, соединённых чёрточкой:

кон—конь хор—хорь
шест—шесть ел—ель.

Объясните, зачем в словах конь, хорь, ель, шесть поставлен
на конце ь.

Букву ь (мягкий знак) пишут на конце слова для того, чтобы показать, что последний согласный звук в слове надо произносить мягко.

Упражнение 36. Спишите слова, изменяя их по данному образцу.

Мел— мель, ел, брат ест, стал, хор, жар, дал,
шест, угол.

Упражнение 37. Напишите слова так, чтобы они обознача-
ли название одного предмета. Мягкий знак подчеркните.

Сети — сеть, ветви, журавли, сухари, гуси, фонари,
медведи, звери, кости, тетради, цепи, лебеди.

Упражнение 38. Спишите и добавьте, где нужно, вместо
точек недостающую букву.

1. Миша спрятался за угол... . На завод привезли
угол... 2. Возьми длинный шест... . Было шест...ча-
сов вечера. 3. У Шуры жар.... Жар... картофель. 4. Наш
хор... поёт стройно. Хор... и петуха не помилует.

Упражнение 39. Спишите статью и подчеркните слова с ь на конце.

Наступил июль. Пора траву косить. Целый день на
сенокосе кипит работа. Весь колхоз здесь. Из лагеря
пришли пионеры помогать сушить сено. Они работали
пять дней.

В середине слова буква ь показывает мягкость согласного, после которого она стоит.

Примеры:

1. Редька взошла редко. 2. Ты, волна, моя, волна!
Ты гульлива и вольна!

Упражнение 40. Выпишите сначала слова с ь на конце,
а потом с ь в середине. Придумайте и скажите предложения
с записанными словами.

Картофель. Огоньки. Приятель. Лагерь. Зорька.
Большой. Маленький. Конь. Мальчик.

Упражнение 41. Составьте предложения со словами:

водяная мельница, большая льдина, новое пальто,
маленькая девочка, стальные коньки.

Образец: Ване сшили новое пальто.

Упражнение 42. Составьте предложения со следующими словами:

синенький, красненький, новенький, голубенький, то-
ненький, хорошенький, маленький, зелёненький.

Образец:

Упражнение 43. Измените слова по данному образцу и на-
пишите их.

Настя—Настенька. Катя. Костя. Коля. Оля. Надя.
Вася.

Упражнение 4. Составьте коротенькие рассказы с дан-
ными словами:

1) речка, мельница, мальчик, коньки, прорубь;
2) лето, поле, колокольчики, васильки.

Упражнение 45. Допишите предложения.

Вот и зима пришла. Вчера был ... ... . Речка покры-
лась ... . Мальчики пустились ... ... ... . Маленький
шалун ... ... .

Слова для вставки: заморозил пальчик, сильный мо-
роз, кататься на коньках, льдом.

Гласные после шипящих.

На площадке у школы играют дети.
Они часто собираются здесь.

 

Согласные ж, ч, ш, щ называются шипящими. Одни шипящие бывают всегда твёрдыми ( ж, ш ), другие — всегда мягкими ( ч, щ ). После шипящих пишутся гласные: а у и жара жук жизнь чай чулан чиж шаг шум шило пища щука лещи После шипящих нельзя писать буквы ы, ю, я.

Упражнение 46. Спишите и подчеркните буквы а, у, и по-
сле шипящих ж, ч, ш, щ.

1. Я жду товарища. 2. Задача решена правильно.
3. Грачи прилетели. 4. Лес обнажился. 5. На полях рабо-
тают машины. 6. Собака — умное животное. 7. Ласточки
щебечут под окном. 8. Мы вошли в берёзовую рощу.

Помните правила: жи, ши пиши через и, ча, ща пиши через а, чу, щу пиши через у.

Упражнение 47. Спишите и подчеркните жи, ши, ча, щу.

В роще.

Пришёл я в рощу и забрёл в густую чащу. В роще
пели чижи. Вот муравей тащится с ношей. Трещит куз-
нечик в душистой траве. Шмель мохнатый жужжит.
Где-то птенчик пищит, ожидая пищи.

Упражнение 48. Прочитайте статью и выпишите слова со
слогами жи, ши, ча, чу.

Гроза.

Наступила тишина. Туча обложила всё небо. Солнце
скрылось за тучу. Ветер зашелестел листьями. Закапал
дождь. Блеснула молния. Раздался гром. Дождь зачастил
и превратился в ливень. Через полчаса туча пронеслась.
Дождь перестал. Побежали ручейки. Зачирикали воробьи,
защебетали ласточки.

Упражнение 49. Спишите; жи, ши, ща подчеркните.

Вот и зима пришла. Лежит пушистый снежок. Лучи
солнца светят, а не греют. Крыши побелели. Лужи по-
крылись блестящим льдом. Роща опустела. Улетели
чижи, зяблики и стрижи.

Упражнение 50. Составьте рассказ со словами: солнце,
жара, роща, тишина, тучи, дождь, лужи.

Вопросы для повторения.

Что называется предложением?
С какой буквы пишется первое слово в предложении?
Что ставится в конце предложения?
Как переносятся части слова с одной строки на другую?

---------

Сколько букв в нашем алфавите? Всегда ли в слове одина-
ковое число звуков и букв? Какие буквы не обозначают звуков?
Какие согласные называются шипящими? Какие из них
всегда твердые? Какие всегда мягкие? Приведите примеры.
Для чего пишут ь (мягкий знак) на конце слова? Для чего
пишут ь в середине слова?



2019-08-15 262 Обсуждений (0)
Гласные после шипящих. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гласные после шипящих.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)