Цветы.
Вот розовый клевер, вот белая кашка.Вот красный гвоздики цветок.Вот тут колокольчик лиловый, ромашка.Сплету я Наташе красивый венок.
|
| Ответьте словами стихотворения: Какой клевер? Какая кашка? Какой колокольчик? Какой венок?
* * *
Люблю я дни морозные красавицы-зимы. Люблю метели грозные и снежные холмы.
Ответьте словами стихотворения: Какие дни? Какие метели? Какие холмы?
|
Слова, обозначающие признаки или качества предметов, отвечают на вопросы:
какой? какая? какое? какие?
Каждый предмет имеет свои признаки или каче-ства: цвет, форму, величину, материал и другие.
|
Стол какой?— Жёлтый, четырёхугольный, боль-
шой, деревянный, ....
Доска какая?—Чёрная, четырёхугольная, большая,
деревянная, ....
Зеркало какое?— Светлое, круглое, маленькое, стек-
лянное, ....
Упражнение 127. Перечислите признаки следующих предметов:
1) парта, печка, доска, шкаф, окно, тетрадь, линейка;
2) улица, дорога, дерево, дом, пруд;
3) лес, река, поле.
Упражнение 128. Запишите названия некоторых призна-
ков следующих предметов:
снег, коньки, лыжи, шапка, варежки.
Образец: Снег белый, холодный, пушистый.
Упражнение 129. Перепишите и в скобках поставьте
вопросы: какой? какая? какое? — где какой подходит.
Настала (...) ранняя весна. Светит (...) ясное солнышко.
Показалась (...) зелёная травка. В овражке журчит (...)
светлый ручеёк. Ожил (...) дремучий лес. Закуковала (...)
рябая кукушка. Застучал (...) пёстрый дятел.
Упражнение 130. Напишите, какого цвета бывают дан-
ные предметы.
Снег белый. Знамя .... Уголь .... Гусь .... Бума-
га .... Василёк .... Мак.... Ромашка .... Ландыш ....
Грач ... . Фиалка ... . Вишня ... .
Упражнение 131. Назовите предметы белого цвета.
снег, бумага (ещё что?), ....
Назовите предметы красного цвета:
знамя, мак, ... .
Назовите предметы голубого цвета:
небо, лента, ... .
Упражнение 132. Назовите, какие знаете предметы со
следующими признаками.
Что белое? Что красное? Что зелёное? Что голу-
бое? Что жёлтое? Что чёрное? Что круглое? Что длин-
ное? Что высокое? Что широкое? Что глубокое? Что
горячее? Что холодное? Что кислое? Что горькое? Что
сладкое? Что вкусное? Что деревянное? Что железное?
Что стальное? Что кирпичное? Что стеклянное?
Упражнение 133. Напишите к названию каждого пред-
мета название его признака.
Лес тёмный. Зима ... . Лето ... . Небо ... . Звёз-
дочка ... . Река ... . День ... . Море ... . Ветер ... .
Туча ... . Озеро ... . Колос ... . Ручеёк ... . Луг ... .
(жаркое, глубокая, бурное, голубое, холодная, яркая, солнеч-
ный, грозовая, спелый, порывистый, большое, быстрый, широкий)
Предмет можно узнать, если указать его признаки.
|
Упражнение 134. По данным признакам назовите предмет.
Ясное, голубое, светлое ... .
Хвойный, дремучий, тенистый ... .
Кудрявая, белоствольная, стройная ... .
Густая, сочная, высокая ... .
Белый, пушистый, чистенький ... .
Сухое, свежее, душистое ... .
(лес, берёза, трава, снег, небо, сено.)
Упражнение 135. Отгадайте загадки.
Сам алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный.
Круглая, а не месяц, жёлтая, а не солнце.
Белое покрывало на земле лежало; тепло пришло —
всё сошло.
(репа, арбуз, снег)
Упражнение 136. Напишите по образцу.
Как называют лису за хитрость? волка за жадность?
зайца за трусость? белку за резвость? осла за упрямство?
лошадь за силу? собаку за верность? соловья за голос?
Образец: Хитрая лиса.
Упражнение 137. Напишите по образцу.
Противоположные признаки.
Молодой — старый. Здоровый —... .
Скучный — ... . Глубокий—... .
Храбрый—... . Сильный —... .
Дешёвый—... . Тёмный —... .
Упражнение 138. Напишите полные ответы на вопросы.
Какая весна пришла? Какое солнышко светит? Какая
травка показалась? Какой ручеёк журчит? В какой роще
кричат грачи?
Рассказ по картинкам.
Где была собака? Что ей дали? Что она хотела делать
с мясом? Кто увидел это? Что задумали сделать две
вороны? Как они это сделали? Что сделала одна воро-
на? Что сделала другая ворона? Кому же досталось
мясо? Кто оказался хитрее?
Упражнение 139. Составьте рассказ: «Хитрые вороны».
23. Названия предметов, их признаки
и действия (повторение).
Упражнение 140. Спишите и подчеркните слова, обо-
значающие название предмета.
Заря погасла. Взошло солнце. Серебрится роса на
траве. Веет ветерок. Идёт к реке стадо. В саду зачи-
рикали воробьи. Воркуют голуби. Плещутся рыбки в
пруду. В лесу кукует кукушка. Едет в поле тракторист.
Маленькая хозяйка.
Упражнение 141. Рассмотрите картинку.
Перечислите и запишите названия всех предметов, какие
вы видите в комнате маленькой хозяйки.
Упражнение 142. Напишите по образцу: что это?
Берёза—дерево. Шкаф — ... . Одуванчик—... .
Подосиновик—... . Графин—... . Клевер —... .
Утро —.... Декабрь —... . Осень —.... Москва —... .
Волга—... . Молотилка —... .
Слова для вставки: цветок, мебель, город, посуда,
река, часть суток, название месяца, гриб, трава, время года,
машина.
Упражнение 143. Из списка названий предметов вы-
пишите те, которые обозначают неодушевлённые предметы.
Дети, часы, белка, волчок, туча, пар, верба, пчела,
дым, солнышко, капля, ручей, ветер, утки, пароход,
червяк, самолёт, поезд, котята, птенчик, ветки, крот,
мотылёк, старик.
Зимние забавы.
Упражнение 144. Рассмотрите картинку и расскажите, кто
из детей что делает. Дайте детям имена.
Составьте по картинке устный рассказ.
Расскажите о ваших зимних забавах.
Упражнение 145. К данным примерам припишите из
правого столбика недостающие слова. Что они обозначают?
Овощи едят, а молоко ... . Булки пекут, а суп .... Рожь жнут, а клевер .... Чулки вяжут, а бельё ... .
| шьют варят косят пьют
|
Упражнение 147. Рассказ по вопросам.
Зимой.
Какое время наступило? Какой выпал снег? Какой
лёд стал на пруду? Что приготовили дети? Какую сделали
гору? Как катались на санках, коньках и лыжах?
Упражнение 148. Составьте по вопросам описание стола.
Что такое стол? Кто делает столы и из чего? Что
внизу стола? Что вверху стола? Что кладут на стол?
Что делают за столом?
Предлоги.
Дети идут к беседке. Дети стоят у беседки.
Дети сидят в беседке. Ласточка вьётся
над беседкой.
Слова: к , у, в, над называются предлогами.Они употребляются в предложении для связи слов. Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит.
|
Кроме указанных, есть и другие предлоги.
Упражнение 149. Соедините слова по смыслу, при помощи
данных в скобках предлогов.
Мальчик, школа (в, у).
Рабочий, завод (на, у).
Птичка, клетка (в, на, у, над, за).
Дети, река (у, за, на, в).
Упражнение 150. Составьте устно предложения, в кото-
рых встречались бы слова:
на горе, у горы, под горой, с горы, за горою;
в реке, у реки, за рекой, на реке;
у леса, к лесу, за лесом, в лесу, по лесу;
к берегу, на берегу, у берега, с берега, по берегу.
Образец:
Предлоги пишутся отдельно от слов, обозначаю-щих названия предметов.
|
Упражнение 151. Спишите и вставьте вместо точек
предлог, который дан в первом примере.
Лодка у берега. Сторож ... калитки. Стол... стены.
Рабочий ... станка. Продавец ... прилавка.
Упражнение 152. Спишите; предлоги в, с, на, к под-
черкните.
1. Зайчик скрылся в кустах. 2. Ребята катаются с
горы на салазках. 3. Колхозники едут в лес на санях.
4. Дорога ведёт к лесу. 5. Деревня стоит на горе.
6. С крыши свесилась сосулька.
Упражнение 153. Спишите; предлоги в, по, на, до, за
подчеркните.
1. Обоз поднимается в гору. 2. Солнце скрылось за
тучу. 3. По реке плывут плоты. 4. Поднялась пыль на
дороге. 5. До города осталось три километра.
Упражнение 154. Составьте предложения с данными
словами; употребляйте при них предлоги у, в, на, из, под, по.
Школа. Деревня. Нора. Лес. Лужайка. Сад. Гнёз-
дышко. Озеро. Трава. Лодка.
Образец: Из школы дети возвратились.
Упражнение 155. Придумайте, предложения со словами:
в лесу, на мосту, из города, в воде, на небе, на
ветку, в поле, в школе, в саду.
Образец: Дети идут в школу.
Упражнение 156. Спишите; предлоги подчеркните.
Наступила весна. На реке ледоход. На вербах
набухли почки. С гор бегут ручьи. Зеленеет травка
на лугах. Из колхоза выехали тракторы. Всё готово
к севу.
Упражнение 157. Прочитайте рассказ.
Сам себя наказал.
Шёл Митя по лесу и увидал на дереве белку.
Захотелось Мите попугать белку. Снял он картуз
и кинул его на дерево.
Белка перепрыгнула на другое дерево, а картуз на
сучке повис.
Нарисуйте картинки к этому рассказу.
Сколько картинок можно нарисовать? Какие?
Что подпишете под ними?
Сравните предложения в левой и в правой части упражнения.
1. У Саньки новенькие 1. У маленькой Саньки санки.
новенькие санки.
2. В мороз береги нос. 2. В большой мороз береги нос.
Какие слова вставлены между предлогом и названием
предмета в правой части упражнения?
Между предлогом и названием предмета можно вставить название признака предмета. Я катаюсь с горы. Я катаюсь с ледяной горы.
|
Упражнение 158. Спишите и вставьте между предлогом и
названием предмета подходящее название признака предмета.
1. Мы идём в ... лес. 2. Мы спрятались от дождя
под ... ёлкой. 3. Река течёт по ... лугу. 4. Лодку при-
чалили к ... берегу. 5. В ... овраге журчит ручеёк.
Слова для вставки: тёмный, большой, широкому,
высокому, глубоком.
Упражнение 159. Спишите и вставьте недостающие
предлоги; предлоги пишите отдельно от названий предметов
и признаков.
Митя был ... лесу. День клонился ... вечеру. Митя
поспешил ... дому. Он торопливо шагал ... лесной тро-
пинке. Митя не заметил, как сбился ... тропинки.
Вдруг ... лесу послышались голоса. Митя поспешил...
голос. Это были мальчики... соседней деревни.
Упражнение 160. Прочитайте загадки и нарисуйте отгадки.
1. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
2. Всех я вовремя бужу, а часов не завожу.
3. Вдоль по речке, по водице плывёт лодок вере-
ница; впереди корабль плывёт, за собою их ведёт.
(Отгадки: утка с утятами, петух, морковь.)
Корень слова.
Прочитайте.
Яблоня.
Посадил садовник семечко яблока в горшок. Вес-
ной семечко дало росток, и выросло из него маленькое
деревцо. Садовник перенёс его в сад и там пересадил
на грядку. Через год оно выросло уже в полметра.
А через пять лет в саду росла молодая яблоня. На сле-
дующий год на ней уже были яблоки.
Найдите общую часть в выделенных словах: сад,
садовник, посадил, пересадил.
Кого называют садовником?
От какого слова произошли слова: посадил и пересадил?
А рассада от какого слова? А посадка?
Общая часть близких по смыслу слов называет- ся корнем слова.
|
В словах: садовник, садик, посадил, пересадил—корень
будет сад.
В рассказе «Яблоня» есть слова: росток, выросло, росла.
Какая у них общая часть? Какой корень?
Упражнение 161. Найдите корень в следующих рядах слов.
1) старый, стар, старик, старушка, старость, старина;
2) цветок, цветник, цвет, цветочница, цветёт.
Упражнение 162. Спишите и подчеркните слова с корней бел.
1. Белка быстро юркнула в дупло. 2. Лошадку звали
Белячок. 3. Белый снег покрыл ветки ели. 4. В лесу
много белых грибов. 5. Расцвёл беленький ландыш.
6. Щи забелили сметаной. 7. В яйце есть желток и
белок. 8. Маляры побелили стены класса.
Приставка в слове.
Прочитайте предложения.
Я принёс книгу в класс.
Я унёс книгу домой.
Какой корень в словах принёс и унёс?
А какая разница в значении этих слов? Отчего получается
эта разница?
Какой общий корень в этих словах?
Чем различаются эти слова?
Объясните, что обозначает каждое слово.
Отчего же меняется значение этих слов?
Часть слова перед корнем называется приставкой.
Приставки изменяют значение слова.
|
Упражнение 163. Прочитайте рассказ, укажите корень
и приставки в выделенных словах.
Скворцы прилетели.
Вот и скворцы летят. Прилетели, обчистили кры-
лышки и полетели осматривать родные места. Вот
парочка скворцов подлетела к знакомой скворечнице.
Посидели на веточке берёзы и слетели с неё на крышу
избы. Вот один из скворцов перелетел опять на скво-
речницу и влетел в неё. Скоро он вылетел из домика,
долетел до своей подруги, и оба запели радостную
песенку.
Упражнение 164. Прибавляйте приставки у-, до-, пере-
к следующим словам и напишите предложения с этими сло-
вами:
шёл, нёс, бежал, ехал, плыл.
Упражнение 165. Спишите и подчеркните приставки в
следующих словах:
1. Нёс, отнёс, принёс, перенёс, занёс, внёс, снёс, по-
нёс, разнёс, донёс.
2. Брал, убрал, собрал, выбрал, прибрал, набрал,
перебрал, отобрал.
3. Вёз, привёз, свёз, довёз, перевёз, отвёз, вывез,
повёз.
4. Бить, разбить, сбить, перебить, прибить, вбить,
забить, добить, убить.
Однокоренные слова.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными, или родственными словами.
Садовник, сад, посадка, пересадил — однокорен-ные слова.
|
Упражнение 166. Найдите в предложениях однокорен-
ные слова с корнем ход.
1. Поезд замедлил ход. 2. Утром я видел восход
солнца. 3. Завтра лыжный поход. 4. Труден переход
через горы. 5. Разведчики пошли в обход болота.
6. Дети долго искали выход из лесной чащи. 7. Меж-
ду гор был узкий проход.
Упражнение 167. Спишите; в выделенных словах под-
черкните корень.
Пришли мы в лес. Вот и широкая лесная полянка.
На ней сторожка знакомого нам лесника. За ней
идёт мелкий лесок. В этом лесочке мы собирали
грибы.
Упражнение 168. Спишите; в однокоренных словах под-
черкните корень.
Свет зари золотил деревья. Под горой струился
светлый ручеёк. Солнце перестало светить. В траве
заблестели светлячки. Мы вошли в низенькую светёл-
ку. Хозяйка зажгла лампу. Лампа осветила комнату.