Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Второстепенные члены предложения.



2019-08-15 479 Обсуждений (0)
Второстепенные члены предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Мальчик читает. 1. Мальчик читает книгу.
2. Грузовик едет. 2. Грузовик едет по дороге.
3. Цветёт одуванчик. 3. Цветет жёлтый одуванчик.

Прочитайте предложения в левом и правом столбиках.
Какая разница между ними?
Укажите подлежащие и сказуемые в предложениях левого
и правого столбиков.
Какие слова есть еще в предложениях правого столбика?
На какие вопросы они отвечают?

В предложении, кроме подлежащего и сказуе- мого, очень часто бывают поясняющие слова. Они отвечают на вопросы: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? какой? какая? какое? где? когда? как? куда? Эти слова называются второстепенными чле- нами предложения.

Упражнение 338. Прочитайте и укажите, в каких пред-
ложениях есть второстепенные члены и в каких их нет.

Снег растаял. Река вошла в берега. Дороги просохли.
Лес одевается листвой. Солнышко ярко светит. Зеле-
неют луга. Начались полевые работы.

Упражнение 339. Такое же задание, как в упражнении 338.

Небо хмурится. Бегут по небу тёмные облака. Мо-
росит дождь. Дует холодный ветер. Дети сидят дома.
Умчались тёмные облака. Проглянуло солнышко.
Обогрелась земля. Дети выбежали на улицу.

Упражнение 340. Спишите и в каждом предложении под-
черкните подлежащее и сказуемое.

Солнце закатилось. Над рекою белеет туман. Пастух
гонит стадо в деревню. Ветерок затих. Замолкают птицы.
Небо темнеет. Наступает тишина. На небе зажглась
первая звёздочка.

Упражнение 341. Такое же задание, как в упражнении 340.

Туча промчалась. Гром затих. Дождь перестал.
Везде бегут ручейки. Поют в садах птицы. По улице
бегают ребятишки. Жучка на них лает.

Упражнение 342. Читайте предложения и добавляйте к
ним слова по вопросам.

Ученик читает (что?) ... .
Пионер рисует (чем?) ... .
Мы занимаемся (где?) ... .
Колхозник едет (куда?) ... .
Светит (какое?) ... солнышко.
Я рисую (каким?) ... карандашом.

Упражнение 343. В данных предложениях добавьте слова
по вопросам.

Я учу (что?) ... .
Я сижу (где?) ... .
Дети играют (где?) ....
Стадо идёт (куда?) ... .
Колхозница ведёт (кого?) ... .

Упражнение 344. Прочитайте данные предложения и к
выделенным словам поставьте вопросы от сказуемого.

Степаныч тихо ходит по пасеке. Любит старик пчёл.
На пасеке растёт высокая трава. Зеленеют старые липы.
За плетнём тянется роща., Пчёлы летают в рощу за
мёдом.

Образец: Ходит (где?) по пасеке.

Упражнение 345. Прочитайте данные предложения и к
выделенным словам поставьте вопросы от подлежащего.

Лето знойное прошло. Наступила мрачная осень.
Наша речка покрыта туманом. Солнышко редко светит.
По небу ходят тёмные тучи. Птицы улетели на юг.

Образец: Лето (какое?) знойное.

Упражнение 346. Прочитайте предложения и к выделен-
ным словам поставьте вопросы от подлежащего или сказуемого.

Грачи летят. Ручейки звенят. Последний лёд на реке
ломается. Появились весёлые жаворонки. Ожили насе-
комые.. Вылетели из улья пчёлки. Почки на берёзах
лопаются.

Упражнение 347. Спишите и в скобках вместо точек по-
ставьте вопрос, на который отвечает выделенное слово.

Дуняша нянчила (...) братца. Она рассказывала ему
(...) сказки. Мальчик иногда капризничал и хватал
(...) Дуняшу (...) за нос. Иногда он улыбался своей
маленькой (...) няньке. Дуняша любила (...) малыша
и жалела его.

Упражнение 348. Спишите и подчеркните выделенные
слoва; перед каждым таким словом поставьте вопрос, на кото-
рый оно отвечает.

Взошло солнышко. Погасла утренняя заря. Пастух
заиграл в рожок. Стадо идёт к реке. Проснулись
птички. На траве серебрится роса. Золотится в поле
нива. Журчит ручеёк в кустах.

Упражнение 349. Такое же задание, как и в упражнении 348.

Прошёл весенний дождь. Разбрелись по небу белые
облачка. Засияло яркое солнышко. Зеленеет на лугу
молодая травка. Голубые колокольчики тянутся из зем-
ли
. Лужайки покрылись одуванчиками.

Упражнение 350. Спишите и подчеркните подлежащие и
сказуемые.

Вернулась весна молодая. Яблони дружно цветут.
Солнышко ясное в небе сияет. Румяные тучки пльшут.
Звучат соловьиные песни. Берёзка оделась листвой.
Луга под горою у речки покрылись зелёной травой.

Упражнение 351. Спишите и подчеркните сказуемые; по-
ставьте к остальным словам вопросы (устно).

Прилетели грачи. У речки распустилась верба. По-
явились скворцы. По улице бегут весенние ручейки.
Запели в поле жаворонки. В лесу расцвели фиалки.
Зазеленели берёзки. Вылетели из улья пчёлки.

Упражнение 352. Такое же задание, как в упражнении 351.

На улице идёт дождь. Дети сидят дома. Ваня рисует
картинку. Даша вышивает полотенце. Миша делает вет-
ряную мельницу. Маленький Витя спит в кроватке.
Мама гладит бельё.

Упражнение 353. К данным предложениям добавляйте
вместо вопросов слова, чтобы получился связный рассказ.

Летом.

Наступила (какая?) пора.
Занятия (где?) кончились.
Ребята ходят (куда?).
Они собирают (что? где?).
Они ухаживают (за чем? где?).
Они помогают (кому? где?).
Ребята играют (где? как?).

53. Повторительные упражнения
на всё пройденное.

Упражнение 354. Прочитайте вдумчиво данную статью и
расскажите, о чём или о ком говорится в каждом предложении.

Солнышко.

Рано взошло солнышко в одно весеннее утро.
Звёздочки погасли на голубом небе. Птички запели
свои песни.
Распустились цветочки. Запорхали бабочки. Зажуж
жали трудолюбивые пчёлки. Солнышко светило тепло
и ласково. Всем на земле было радостно в это весен-
нее утро.

Упражнение 355. Прочитайте стихотворение в классе хо-
ром. Назовите в стихотворении слова, обозначающие названия
предметов.

На самолёте.

Под крыло самолёта ложатся поля.
До чего хороша ты, родная земля!
Не устанут глаза любоваться тобой,
любоваться тобой с высоты голубой.

 

Заблудились.

Рассмотрите картинку. Где и когда это было?
Кто нарисован на ней? Что теперь делают дети?
(Дайте детям имена.) Как нашли дети дорогу домой?

Упражнение 356. Составьте по картинке и по вопросам
устный рассказ «Как мы заблудились в лесу».

Упражнение 357. Из данного списка слов выпишите
только те слова, которые могут быть включены в словарик
«Наш лес».

Сосны, сирень, ели, берёзы, рожь, осины, орешник,
рыжики, васильки, земляника, черника, овёс, горох, липы,
ландыши, вишни, ежи.

Какая разница между словами: ели и ельник, осина и осин-
ник, куст
и кустарник?

Загадка.
Красная, сладкая, в травке сидит, на деток глядит.

Упражнение 358. К каким предметам отнесёте вы назва-
ния действий:

цветёт, блестит, светит, горит, трещит, щебечет,
вянет, колосится, хмурится, шумит, раздаётся, звенит,
гремит, журчит, сверкает.

Упражнение 359. Рассмотрите картинку и пере-
числите названия предметов, выставленных в окне магазина.
Придумайте предложения с названиями этих предметов.

Упражнение 360. Напишите слова, обозначающие дейст-
вия названных ниже предметов (на вопрос: что делает?).

Мальчик. Птичка. Жучка. Гнедко. Бурёнушка. Заяц.

Упражнение 361. Прочитайте и укажите названия не-
одушевлённых предметов.

Солнце взошло. На траве блестит роса. Воздух быстро
нагревается. Пчёлы летят за мёдом.

Упражнение 362. Напишите, какие из перечисленных ма-
шин и орудий нужны садовнику.

Грабли, коса, лопата, плуг, лейка, мотыга, трактор,
жнейка, нож, косилка, вилы, совок, тачка.

Ай, упаду!

Рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:
Где устроил Серёжа голубятню?
Что увидал он по возвращении из школы?
Что тогда сделал Серёжа? Что потом случилось?

Упражнение 363. Составьте по картинке устный рассказ
от имени Серёжи.

Упражнение 364. К названиям предметов одушевлённых
подыщите однокоренные слова — названия предметов неодушев-
лённых.

Школьник — школа, садовник—сад, лодочник —
лодка
, часовщик—..., скрипач—..., барабанщик—....
стрелочник—..., лесник—..., тракторист—..., лыж-
ник—..., танкист—..., каменщик—... .

Упражнение 365. Спишите и подчеркните слова, обозна-
чающие признаки предметов.

Цветёт синий колокольчик. Отцветает жёлтый оду-
ванчик. Распускается голубая незабудка. Тянется к солн-
цу красная гвоздика. Красуется в траве жёлтая ромашка.

Упражнение 366. Назовите и напишите по образцу слова,
обозначающие противоположные признаки.

Светлый—тёмный. Сильный—.... Глубокий—....
Жёсткий—.... Узкий—.... Тонкий—.... Острый—....
Дешёвый—... . Большой—... . Короткий —...
Тёплый — .... Ясный—.... Чистый—... . Близкий—... .
Здоровый — ... . Молодой—... .

Упражнение 367. Спишите стихотворение и объясните,что
обозначают выделенные слова: предмет, признак или действие
предмета.

Смотрит солнце весело проводить свой сбор,
в каждое окно. Там река широкая,
Быстро собирается там трава высокая,
на дворе звено. там зажжём мы вечером
Мы поедем за город первый наш костёр.

Упражнение 368. Спишите и вставьте пропущенные слова.
Объясните, что эти слова обозначают.

Весеннее утро.

Наступило ... утро. Дует ... ветерок. В овраге
журчит ... ручеёк. В кустах щёлкает ... соловей. Го-
няется за насекомыми ... ласточка. Чуть колышется ...
рожь. Над полем раздаётся ... песня жаворонка.

Слова для вставки: тёплый, золотистая, быстрый, звонкая, ясное, голосистый, быстрокрылая.

Упражнение 369. Прочитайте и укажите восклицательные
и вопросительные предложения.

Не шуми, осенний ветер!
Что ты дуешь зря?
Пусть услышат все на свете
песню Октября!

Здравствуй, наша столица родная!
Здравствуй, сердце советской земли!

Упражнение 370. Прочитайте стихотворение. Укажите в
нём вопросительные и восклицательные предложения.

Садик.

Садик мой весёлый, где ж твои цветы?
Под дождём осенним изменился ты!
Ветер злой, холодный листья оборвал,
по дорожкам мокрым все их разбросал.
Как тебя утешить? Что тебе сказать?
Жди! Весна вернётся — зацветёшь опять!

Упражнение 371. Прочитайте и укажите, какие слова в
данных предложениях связаны по смыслу.

После дождя.

Прошёл весенний дождь. Пронеслись тёмные облач-
ка. Освежились деревья. Зазеленели поля. Показалась
зелёная травка. Лужайки покрылись одуванчиками.
В домах распахнулись окна.

Образец: Прошёл (что?) дождь.
Дождь (какой?) весенний.

Упражнение 372. К каждому предложению левого стол-
бика подберите подходящие по смыслу слова из правого
столбика.

Земля оттаяла, Прилетела ласточка, Поспела рожь, Пойдёмте в лес, Встанем в кружок, будем грибы собирать пора её жать надо грядки копать стала гнёздышко лепить начнём песенки петь

Упражнение 373. Спишите и подчеркните сказуемые.

Утро.

Наступило утро. Птички весело запели. Воробьи
облепили деревья в саду. Утка повела свой выводок
на пруд. Скворец поёт на берёзе. Грачи кричат в роще.
В поле гудит трактор.

Упражнение 374. Спишите и вставьте пропущенные род-
ственные слова с корнем нес. Подчеркните вставленные
слова.

Курочка Рябушка яичко снесла.
Ветер, ... ты тучу градовую!
Письма ... нам почтальон.
Наш школьный сад ... изгородью.
Нашёл Стёпа ежа в лесу и ... домой.
Наташа посадила братишку на спину и ... его через ручей.

Упражнение 375. Выпишите сначала предложения о поль-
зе ветра, а потом предложения о вреде ветра.

Ветер приносит тучи. Ветер топит суда. Ветер
вертит крылья мельницы. Ветер надувает паруса у лод-
ки. Ветер ломает деревья. Ветер срывает крыши
с домов. Ветер сушит бельё. Ветер усиливает огонь
на пожаре. Ветер разносит семена растений. Ветер даёт
людям прохладу в жару.

Упражнение 376. Прочитайте стихотворение; выпишите из
него сначала двусложные, а потом трёхсложные слова; разде-
лите выписанные слова на слоги.

Счастливый день.

Мы солнышку велели: Просили мы и ветер;
«Сияй, сверкай, свети, «Знамёна развевай,
чтоб с нами птицы пели, чтоб знали все на свете
чтоб ландыш мог цвести!» про наш весёлый Май!»

И всё, как мы хотели,
в тот майский день сбылось:
и птицы с нами пели,
и солнышко зажглось.

Упражнение 377. Спишите и подчеркните предлоги вме-
сте со словами — названиями предметов.

По оврагу змейкой извивалась речка. Птицы пели
в кустах. На лугу стрекотали кузнечики. Над рекой
взапуски сновали ласточки. В заводи плавала дикая
утка с утятами. Утка зорко посматривала по сторонам
и тихо крякала.

Загадки.

1. Под гору — коняжка, в гору — деревяшка.
2. Привяжешь — пойдут, отвяжешь — остановятся.
(Лыжи, санки).

Упражнение 378. Допишите недостающие слова с предло-
гами; предлоги подчеркните.

1. Ученики спешили.......2. Воз поднялся ... ... .
3. Облака плывут ....... 4. Звенят косы.......
5. Муку смололи.......6. Рыбки плещутся.......
7. Цапля бродит ....... 8. Кукушка кукует.......
9. Пчёлки спешат....... 10. Наташа полет грядки
.......11. Учитель вошёл.......

Слова для вставки: на гору, на мельнице, в школу, в реке, по болоту, на огороде, в класс, на лугу, в лесу, по небу, в улей.

Упражнение 379. Выпишите сначала названия городов,
затем — названия селений, а потом—названия рек.

Москва, Волга, село Михайловское, Днепр, Ленин-
град, Дон, деревня Дубки, Кама, Киев, село Грибаново,
Ока, деревня Бурцево.

Города:...
Селения:...
Реки:...

Упражнение 380. Спишите, разделяя слова на слоги.

Хороши перед закатом
золотые вечера.
В золотые вечера
у походного костра
собираются ребята.

Упражнение 381. Спишите; слова с буквой й делите
чёрточками на слоги.

1. Блещет рыбка в речке светлой
серебристой чешуёй.
Мальчик с удочкой под ивой
встал, как будто часовой.

2. Вейся, жаворонок звонкий,
вейся и кружись!
Над страной моей любимой
пой и веселись!

Упражнение 382. Спишите и подчеркните слова с ударе-
нием на первом слоге.

Много отважных героев
в нашей великой стране.
Много их в шахтах, колхозах,
много на школьной скамье,
в кузницах, на паровозах,
в каждой советской семье.

Упражнение 383. Спишите; слова с ь подчеркните; объяс-
ните, для чего он поставлен.

Гроза.

Всё небо покрыто тучами. Дует сильный ветер.
Сверкает яркая молния. Грохочет гром. Трещат сучья
на деревьях. Дождь льёт, как из ведра. Бегут ручьи
с мутною водой.

Упражнение 384. Спишите стихотворение и подчеркните
слова с ь в середине.

Ласточка.

Милая певунья, «Я весну и солнце
ласточка родная принесла с собою!
к нам домой вернулась Мне в родной деревне
из чужого края. свобода, приволье,
Под окошком вьётся над рекой широкой
с песенкой живою: простор и раздолье».

Упражнение 385. Составьте таблицу по данному образцу.
Впишите в неё названия известных вам грибов, ягод и цветов.

Что даёт нам лес.

Грибы Ягоды Цветы
маслята рыжики   землянику бруснику   фиалки ландыши  

Упражнение 386. Перепишите и вставьте пропущенные буквы.

Пришёл Ваня в рощ..., нарвал щ...веля на щи.
Вокруг птички щебеч...т, кузнечики трещ...т.
Так и не ушёл бы из рощ...!

Упражнение 387. Спишите и подчеркните слова, обозна-
чающие действие предметов.

Ручей.

Любил я ручей. Он тихо журчал в нашем лесу. Быва-
ло, ищу грибы и смотрю, как ручей бежит, струится по
камешкам. Кусты шиповника наклонились над ним.
Пчёлки собирали сок с душистой липы. Соловей распе-
вал здесь.

Упражнение 388. Запишите каждое предложение так, что-
бы подлежащее обозначало не один, а несколько предметов;
сказуемое тоже измените, как надо по смыслу.

Воробей скачет. Мотылёк летит. Ручей бежит. Колос
наливается. Брат приехал. Муравей ползёт. Дерево
даёт тень. Соловей распевает. Лист желтеет.

Образец: Воробей скачет.—Воробьи скачут.

Упражнение 389. Спишите и объясните написание ь в
выделенных словах.

За мельницей большой хвойный лес. Мы ходим сюда
за грибами. В лесу тишина. Деревья стоят неподвижно.
Вечером поют соловьи у ручья. Звонко заливаются чижи.

Упражнение 390. Спишите данные слова и вставьте про-
пущенный ь или ъ.

Крыл...я, обез...яна, в...езд, вороб...и, бел...ё, ша-
лун...я, мурав...и, раз...езд, в...юга, друз...я, под...езд,
гост...я, об...едки, руж...ё, солов...и, брат...я, раздол...е,
с...езд, в...юн, об...явление, колос...я, ул...и, сем...я.

Упражнение 391. Спишите статью, подчеркните слова с ь
и объясните их написание.

Друзья.

Костя и Сеня жили летом в деревне у бабушки
Дарьи. У бабушки был сад, а в саду между деревьями
стояли ульи. Костя и Сеня помогали бабушке: то по-
лоли траву, то носили воду из ручья. Вечером все трое
садились на крыльцо, и бабушка рассказывала внучатам
про своё житьё-бытьё.

Упражнение 392. Спишите и подчеркните гласные буквы,
перед которыми имеется разделительный ъ.

1. Учитель объясняет урок. 2. Знает кошка, чьё
мясо съела. 3. Лето собирает, а зима подъедает.
4. Мухомор —несъедобный гриб. 5. Ржавчина разъедает
железо. 6. Собака съёжилась от холода. 7. Быстро
съехали мы с ледяной горы.

Упражнение 393. В данные предложения вставьте из
скобок нужные по смыслу слова и напишите.

Я встретил брата... . Волк подавился ... (Костю,
костью
).
Мы за стол... и всю кашу... (сели, съели).
Грядку.... а потом её ... (полю, полью).
Я... огурцы. Молоко в кувшин ... (солью, солю).
Здравствуй, ... зима! Ждём дорогого ... (гостья,
гостя
).

Упражнение 394. Прочитайте статью и объясните написа-
ние выделенных согласных.

В лесу.

Как хорошо в лесу в жаркий полдень! Чего только
не насмотришься в нём. Красуются кудрявые берёзки.
Из травки глядят беленькие глазки земляники, а рядом
краснеют душистые ягодки. Белые серёжки ландыша
качаются между листьями. Звонко поют малиновки.
А сколько грибов в лесу!

Упражнение 395. Спишите; подчеркните выделенные со-
гласные. Устно объясните их написание.

Мы сеем хлеб, броню куём,
мы в шахтах уголь достаём,
в дома проводим газ.
И этот уголь, эта рожь,
и газ, и дом, где ты живёшь,
и всё вокруг—для нас.

Упражнение 396. Спишите и в выделенных словах под-
черкните проверяемые безударные гласные; поставьте над эти-
ми словами ударения.

На рассвете.

Занялася заря. Слышишь... чу! соловей
Скоро солнце взойдёт, щёлкнул где-то, поёт.
И всё ярче, светлей От цветов на полях
переливы зари; льётся запах кругом,
словно пар над рекой и сияет роса
поднялся, посмотри. на траве серебром.

Упражнение 397. Такое же задание, как в упражнении 396.

Лучи солнца золотили верхушки деревьев. Вдали
сияли поля. Ветерок веял мягкой прохладой. Воздух
быстро нагревался. В саду началась жизнь. Суетились
птицы. Пчёлы жужжали около цветов. Во ржи щёлкали
перепела.

Упражнение 398. Объясните написание выделенных в
словах стихотворения безударных гласных.

Родное село.

Высоко над рекой стоит наше село.
С детских лет всей душой полюбил я его.
Здесь, в селе, мне пришлось белый свет увидать,
здесь отец мой живёт и родимая мать.
Здесь я с братом моим рыбу в речке ловил,
по овражкам лесным за грибами ходил.
Здесь я грамотным стал, здесь привык я к труду.
Никогда той поры я забыть не могу!

Упражнение 399. Перепишите и вставьте пропущенные
буквы. Объясните написание этих букв.

В поле летом.

По х...лмам раскинулись широкие п...ля. З...лотится
густая рожь. С.неет м...лодой овёс. Б...леет м...довыми
цв...точками гречиха. Подальше от дороги стелется
з...лёный горох. За ним видна п...лоска льна с голубыми
глазками.

Упражнение 400. Прочитайте стихотворение и объясните
написание выделенных гласных. Выпишите выделенные слова;
в них безударные гласные ударением не проверяются.

Первомайская песенка.

Мы лужайку зелёную выбрали,
где от лип и черёмухи тень.
Там весёлыми, дружными играми
первомайский мы встретили день.
Все ребята сегодня с подарками.
Всюду флаги и солнечный свет.
И цветами украсили яркими
мы вождя дорогого портрет.

Упражнение 401. Спишите статью; в выделенных словах
подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

Прыгунок.

Лесной сторож Степан подарил нам зайчика. Мы
назвали зайчика «Прыгунок». Сначала Прыгунок дичил-
ся нас.
Он забивался под кровать, за комод и ничего не
хотел есть. Но скоро зверёк привык к нам. Ел морковь,
репу, капусту, пил молоко. Особенно же любил Прыгу-
нок петрушку и молодую зелень овса.

Упражнение 402. Составьте рассказ о том, как Коля пой-
мал в лесу весной зайчика, принёс его домой, сделал для него
клетку. Как Коля ухаживал за ним, чем кормил. Как рос зай-
чик и как осенью Коля отнёс его обратно в лес.

Упражнение 403. Выпишите из данной статьи слова c
безударными гласными, не проверяемыми ударением.

День за днём.

Сегодня распустилась липа. Начали сажать карто-
фель. Зазеленел дуб. Летает много бабочек. Цветёт
смородина. На огородах сажают овощи. В полном цвету
черёмуха и яблони. Опушаются одуванчики. Ласточки
прилетели.

Упражнение 404. Распределите данные слова по заголов-
кам, указанным внизу, и напишите их.

Черёмуха, ромашка, овёс, орешник, горох, чеснок,
ольха, малина, василёк, ячмень, морковь, щавель,
смородина, осина, берёза, крыжовник, пшеница,
тополь, яблоня.

Деревья: ... Злаки: ...
Кусты: ... . Овощи: ...

Упражнение 405. Прочитайте ребусы и запишите слова.

Образец: Ласточка.
Придумайте сами какой-нибудь ребус.

Упражнение 406. Заучите стихотворение наизусть и про-
читайте его хором громко и выразительно.

Пойте, птицы, веселей! Здравствуй, наш зелёный бор!
Жги сильнее, солнце! Здравствуй, милый лагерь!
До осенних хмурых дней Пионерский наш костёр
в школу не вернёмся. разведём в овраге.

Упражнение 407. Перепишите и вставьте пропущенные
буквы; объясните их написание.

Сне... теперь уже не тот, Всё чернее с каждым днём
потемнел он в поле. тро...ки и доро...ки,
На озёрах треснул лё... и на вербах серебром
будто раскололи. светятся серё...ки.

Упражнение 409. Спишите и вставьте пропущенные буквы.

Вечер.

Ден... клонился к вечеру. Со...нце медлен...о опу-
скалось за лесом. Лесные п...ляны окутывались темно-
той. Птицы зам...лкали". Сквозь дерев...я виднелись
кр...сноватые лучи в...черней зари. Вот высоко над
ёлкой сверкнула первая зв...здочка. Изредка разд...-
вался одинокий г...лосок пеночки.

Упражнение 409. Такое же задание, как в упражнении 408.

В лесу прохлада, сумрак, тиш...на. Вдруг где-то
д...леко запел з...лёный чи.... Вот дят...л на берё...ку
сел и застуч...л. Вот за...ц пронёсся по тр...пинке и
исчез за кустами. Стрек...за вертится на былинке. По
лист...ям жук ползёт на свет. Тревожно шепчет ро...кая
осинка.

Упражнение 410. Прочитайте стихотворение и объясните
правописание выделенных букв. Спишите стихотворение.

Урожай.

По полям, садам и сёлам, В элеваторы,
по стране в амбары
из края в край, льётся спелое зерно.
загорелый и весёлый, Потрудились мы недаром —
ходит новый урожай... и зерна полным-полно.

Упражнение 411. Выпишите сначала предложения о лесе
летом, а потом — о лесе зимою. Озаглавьте так: «В лесу летом»,
«В лесу зимою».

Хорошо и весело летом в лесу. Тихо и скучно зимою
в лесу. Все деревья стоят зелёные. Лесные полянки по-
крыты цветами. Деревья и кусты украшены хлопьями
снега. От зари до зари поют и щебечут птицы. В лесу
тихо, только дятел барабанит по дереву. Земля под
деревьями покрыта снегом. Дети приходят в лес за гри-
бами и ягодами. Звери забираются в норы. Белка запас-
ла в дупле орехов, насушила грибов. Медведь спит в
берлоге.

Упражнение 412. Прочитайте рассказ «Про ёжика»; оза-
главьте каждую часть.

Про ёжика.

1. Поймали мы в лесу ёжика и принесли в корзинке
домой.
2. Дома мы вытряхнули ёжика на пол. Ёжик свер-
нулся— никак его не взять.
—Надо ему молока дать,— сказала Настя.
Принесли мы молока и хлеба. Ёжик почуял вкусное,
подошёл и стал есть. С тех пор и остался ёжик жить
у нас. Днём он прятался под лавку или под печку, а
ночью бегал и стучал лапками.
3. Только раз утром стали мы искать ёжика и никак
не могли его найти. Думали, что пропал он.
Вдруг Сеня, надевая сапог, громко закричал:
— Ай, ай!.. Кто в мой сапог иголок натыкал?
Вытряхнул он сапог, а оттуда ёжик вывалился.

Упражнение 413. Рассмотрите картинки и объясните, к
какой части рассказа надо отнести каждую картинку.

К какой части рассказа не дано картинки?
Расскажите, что вы нарисовали бы на ней.
Придумайте название к каждой картинке.

Упражнение 414. Спишите статью и вставьте пропущен-
ные буквы; объясните их написание.

Как кр...сиво цв...тёт и з...ленеет луг! Он похож вес-
ной на пёстрый к...вёр. Вот душ...стый клевер. Вот дикий
овёс з...лотится на солнце. Там выглядывают г...ловки
мака. Здесь к...чаются к...локольчики. Вот целая п...лян-
ка незабудок.

Упражнение 415. Ответьте словами стихотворения: что вы
должны любить? как должны вы учиться?

Солнышко светит тепло, горячо...
Гляжу я—идут ребятишки толпою:
кто с книжкой в платочке,
а многие с сумкою через плечо.
Я рад за вас, дети! Не зная кручины,
любите родные поля и долины!
Любите отчизну свою и народ!
Учитесь прилежно, идите вперёд!

Как можно озаглавить стихотворение?

Упражнение 416. Рассмотрите картинки.

Какое название дадите вы каждой картинке?
Составьте по картинкам устный рассказ.
Как озаглавите вы свой рассказ?

Упражнение 417. Спишите и объясните, в каких словах
выделенная гласная буква проверяется ударением и в каких сло-
вах она ударением не проверяется.

Наша Родина.

Поезжай за моря-океаны,
надо всею землёй пролети:
есть на свете различные страны,
но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,
широка и привольна земля,
и гремят, не смолкая, заводы,
и шумят, расцветая, поля.

СЛОВАРИК
слов с безударными гласными а, е, и, о, я, не проверяемыми
ударением.

апре'ль бараба'н бара'к бара'н башма'к бе'рег берёза биле'т ваго'н верёвка воробе'й воро'та газе'та геро'й горо'х горшо'к дежу'рный дека'брь дива'н дикта'нт дя'тел желе'зо за'яц кана'ва   капу'ста карава'й каранда'ш картина карто'фель колесо коло'дец конве'рт колхо'з кома'р кора'бль корзи'нка коро'ва костёр ку'зница ла'герь лопа'та маши'на магази'н ма'ятник медве'дь ме'сяц мешо'к мину'та   морко'вь моро'з наро'д обе'д овра'г огорo'д огуре'ц октя'брь орёл оре'х оси'на пала'тка плака'т пена'л песо'к пионе'р портно'й посу'да посте'ль предме'т рабо'та ребя'та рези'нка рису'нок   сапоги' сара'й сентя'брь сигна'л скаме'йка соба'ка солове'й соло'ма соро'ка таре'лка теле'га телёнок тетра'дь това'рищ топо'р у'лица февра'ль фона'рь шала'ш я'блоко я'годы ягнёнок язы'к я'щерица

 



2019-08-15 479 Обсуждений (0)
Второстепенные члены предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Второстепенные члены предложения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)