Объясните, будут ли слова, данные в 1-м и 2-м примерах,
родственными (или однокоренными).
Упражнение 169. Подберите сами родственные, одно-
коренные слова к следующим словам:
лист, стол, бег, груз, гора.
Упражнение 170. Распределите слова по группам так,
чтобы в каждой группе оказались слова одного корня. Слова
записывайте столбиком.
Жар, вода, стрела, водичка, жаркий, жаровня, стре-
лок, жара, стрелять, жарить, водник, пожар, жаркое,
наводнение, пожарник, стрельба, жареное, стрелка.
Упражнение 171. Такое же задание, как в упражнении 170.
Дело, рыба, зима, море, рыбки, дельный, рыбаки,
зимний, делать, морской, рыболов, зимовка, бездельник,
моряки, зимовщик, переделка, деловой.
Упражнение 172. Спишите и подчеркните родственные
слова с корнем сад.
Наш сад.
Домик наш посреди тенистого сада. Садоводством
занимается наш дедушка. В саду посадил он яблони и
ягодные кусты. Дедушка любит садовое дело. Он ста-
рается и нас приучить к уходу за садом.
Упражнение 173. Спишите и подчеркните родственные
слова с корнем двор.
При нашем доме большой двор. Дворник Степан
каждый день подметает двор. На дворе у нас всегда
чисто. Степан живёт в дворницкой. Около неё конура
дворовой собаки Волчка.
Упражнение 174. Составьте (устно) коротенькие рас-
сказы, куда вошли бы следующие слова:
1) пилка дров, пила, напилили, пильщики;
2) рыба, рыбка, рыбак, рыболов, рыбная (ловля).
Ударение.
В городе высокие домá. Вани нет дóма.
Солнце сéло. На горе стоит селó.
Красивый зáмок. Висячий замóк.
Колхозница Пóля осматривает поля'.
Читайте попарно выделенные слова:
дóма — домá зáмок — замóк
сéло — селó Пóля — поля'
Скажите, что обозначает каждое слово.
Есть ли в словах каждой пары разница в звуках и буквах?
Чем же слова отличаются одно от другого?
Если в слове два, три или больше слогов, то один из них произносится сильнее. Такое усиление одного слога в слове называется ударением.
Слог, который произносится сильнее, называют ударным. Иначе говорят: на этот слог падает уда-рение в слове.
Остальные слоги в слове будут безударные.
Иногда одинаковые по буквам слова при ударе-ниях на разных слогах имеют разный смысл. Дорóга шла полем. Была дорогá каждая минута.
|
Упражнение 175. Читайте примеры и объясняйте разни-
цу в значении выделенных пар слов (одинаковых по буквам).
1. Из пшеницы получается белая мукá. Наука — не
мýка.
2. Колхозники пи'ли чай. Петя, пили' дрова!
3. Дом стоит на горé. У Коли большое гóре.
4. В школу привезли новые дóски. У одной доски'
сломалась подставка.
Упражнение 176. Прочитайте статью «Ворона и ворон»,
а потом спишите её, поставьте над словами знаки ударения.
Ворона и ворон.
Ворона и ворон—разные птицы. Ворона серая, а
ворон чёрный. Ворона меньше ворона. Ворона делает
гнездо близко от деревни. Гнездо ворона находится в лесу.
Упражнение 177. Спишите и поставьте над каждым сло-
вом значок ударения (над гласной буквой ударного слога).
Рука. Перо. Лошадь. Шапка. Солнышко. Девочка.
Колхозник. Пионер. Полоса. Работа.
Упражнение 178. Прочитайте пары слов, изменяя в них
ударения так, чтобы слова получали разный смысл.
Стрелки — стрелки, кружки — кружки, пары —пары,
замок—замок, мою—мою, пили—пили, шали—шали,
плачу—плачу, стоит—стоит.
Упражнение 179. Какие строчки из стихотворения вы-
берете вы для подписи под данной картинкой?
Из школы дети возвратились. Как разрумянил их мороз! Вот у крыльца, хвостом виляя, встречает их лохматый пёс. Они погладили Барбоску. Он нежно их лизнул в лицо.
|
Укажите в стихотворении слова с ударением на втором
слоге.
Упражнение 180. Прочитайте стихотворение и укажите
в нём слова с ударением на последнем слоге.
Зимний вечер.
Все пути, дорожки снегом занесло. На дворе морозно, а в избе тепло. На полу, свернувшись, серый кот лежит. Бабушка на печке беззаботно спит. Пусть бушует вьюга под моим окном, с бабушкой родною хорошо вдвоём!
|
Упражнение 181. Спишите следующие слова и расставьте ударения:
плачет, летает, бегает, караулит, разгребает, смеётся,
поёт, кричит, рубит, пишет, кушает, пилит, воет, хо-
дит, говорит, режет, стреляет, рассказывает, прыгает,
старается.
Упражнение 182. Спишите и расставьте ударения над словами.
Я покажу вам всю нашу страну, наши луга, ручейки, тополя, яркие звёзды на башнях Кремля, наш самолёт в голубой вышине.
|
Упражнение 183. Спишите и подчеркните слова, одина-
ковые по буквам, но различные по значению.
1. У часов две стрелки. Стрелки выступили в поход.
2. Лодка причалила к берегу. Я берегу свои книги.
3. Купи соли. Соли суп.
4. Костя Жуков ловил майских жуков.
5. Жучка лежала у крыльца. Воробей поймал жучка.
Упражнение 184. Читайте родственные слова, ясно выде-
ляя голосом ударение.
Море — моря, морской, моряки.
Дождь—дожди, дождик, дождевой (зонт).
Поле — поля, полюшко, полевой, полянка.
Вода— водичка, водянка, водопой, водовоз.
Коса — косы, косцы, косари, косьба.
Стрела — стрелок, стрелки, стрельба.
Слепой — слепота, ослеп, слепнуть.
Упражнение 185. Правильно произносите слова:
агронóм алфави'т магази'н молодёжь сантимéтр
| сиротá добы'ча звони'т инструмéнт киломéтр
| кондýктор нáчали пóняли предмéт портфéль
| при'няли слýчай столя'р фити'ль шофёр
|
Спишите эти слова в свой словарик и поставьте в них уда-
рения.
Правильное произношение так же важно, как и правильное письмо.
|
Вопросы для повторения.
Все ли слоги в двусложных и многосложных словах произ-
носятся с одинаковой силой?
Что называется ударением в слове?
Какой слог в слове называется ударным?
Какие слоги называются безударными?
Безударные гласные.
Мы гуляли в лесу и видели, лису.
Гласные в ударном слоге называют ударными. Гласные в безударном слоге называют без- ударными. Безударные гласные о, а, е, я, и часто произ- носятся не так, как пишутся.
|
Слова лесу и лису произносятся одинаково (со звуком и),
хотя буквы тут разные и корни слов разные.
Для проверки написания безударного гласного в слове надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением. травá— трáвы | лисá — ли'сонька водá— вóды | ле c á—лéс | ряды'—ря'д Какая буква пишется под ударением, ту же букву надо писать и без ударения.
|
31. Написание гласной о проверяйте ударением.
Зиме конец! Летит скворец и громко напевает: „Идёт весна — красна, ясна! Смотрите, как всё тает!"
|
Сравните произношение выделенных гласных в словах:
конéц — кóнчик горá — гóрка
скворéц — сквóрчик дожди' —дóждь
В слове горка на о падает ударение. Здесь о пи-
шется так, как произносится.
В слове гора пишется тоже о, так как корень сло-
ва тот же самый: гор-.
Точно так же в слове дожди пишется о, потому
что под ударением будет дождь, дóждик.
Упражнение 186. Проверьте написание безударных гласных
в выделенных словах и объясните, почему тут пишется о.
Вóды — водá. | Грóзы— грозá.
Сóсны — соснá, соснóвый (лес).
Мóре — моря'к, моря', морскóй.
Стóл — столы', столя'р, столóвая.
Упражнение 187. Спишите данные слова и измените их
так, чтобы выделенный гласный оказался под ударением.
Волнá—вóлны, роса, вода, дворы, гроза, дожди,
коза, овца, волы, сова, столы, коса.
Упражнение 188. Такое же задание, как в упражнении 187.
Холмы — холм, снопы, гора, оса, нога, кора, нора,
пола.
Упражнение 189. Cпишите родственные слова столби-
ком. Во всех словах подчеркните корень и поставьте ударения.
Снег —снега, снеговой, снегопад.
Коса — косит, косилка, покос.
Просьба — просить, проситель, выпросил.
Рыба — рыбка, рыбак, рыбачка, рыбёшка.
Упражнение 190. Спишите и в выделенных словах под-
черкните безударную гласную о. Подберите родственные слова
для проверки.
1. Ковёр зимы покрыл холмы. 2. Bаня устроил
кормушку для птиц. 3. Плохая дорожка мучит лошад-
ку. 4. Скворец — полезная птица. 5. Коза гложет
кору. 6. Дети насорили на полу. 7. Сова — ночная
птица. 8. Столяр починил в столовой стулья.
Упражнение 191. Спишите и подчеркните слова с буквой о
в корне.
Над Москвою разносит ветер песен славы простые слова: «Славься, город восьми столетий, — всегда молодая Москва!»
|
32. Написание гласной е проверяйте ударением.
За рекой на горе лес
зелёный шумит.
Упражнение 192. Проверьте и объясните написание е
в данных словах:
рекá — рéчка ле c á — лéс
зелёный — зéлень белóк — бéлый
свечá—свéчка стенá — стéны
Под ударением вместо е часто произносится ё: селó—сёла гнездó—гнёзда.
|
Упражнение 193. Спишите и измените данные слова так,
чтобы безударный гласный е оказался под ударением.
Стрелá—стрéлы, река, слепой, червяк, цветок, беда,
снежинка, змея, детишки, серпы, осень, звезда, пчела, щека.
Упражнение 194. Такое же задание, как в упражнении 193.
Св e чá—свéчка, веслó — вёсла, ведро, ветла, метла,
лепить, стрелять, бежать, лечить, отвечать.
Упражнение 195. Спишите и в выделенных словах под-
черкните безударную гласную е. Рядом с каждым таким сло-
вом напишите проверочное слово (как в первом примере).
1. За рекой (рéки) потух огонёк. 2. Для детей
устроили ёлку. 3. Вдали белела гора. 4. Маша куп-
ила десяток яиц. 5. Вечерняя заря погасла. 6. Миша
лепил из глины птичек.
Упражнение 196. Такое же задание, как в упражнении 195.
1. Стрелок (стрéлы) и видел уточку, да деток пожалел.
2. Коля задремал. 3. Сестре пошёл десятый год. 4. Мы
сели в тени. 5. Мой отец хорошо плетёт сети. 6. Несу
ведро воды из колодца. 7. У речки росла старая ветла.
8. Сейте отборным зерном.
Упражнение 197. Спишите и вставьте пропущенные без-
ударные гласные о или е.
Под ветром флаги пенятся, Дружней, ребята-ленинцы
ц...почкой дружной тянется См....лей, ребята-сталинцы
б...льшая пионерская На нас глядит, любуется
в...сёлая с...мья. вся Родина м...я.
33. Написание гласной а проверяйте ударением.
Страна моя любимая,
я шлю тебе привет!
странá— стрáны травá — трáвы
сады' — сáд дари'ть—дáр
Упражнение 198. К каждому данному слову напишите
проверочное слово и поставьте ударения.
Травá—трáвы, сады, враги, жара, старик, чаны, ва-
рить, шалун, тащить, далёкий.
Упражнение 199. Перепишите и подчеркните в выделен-
ных словах безударную гласную а.
1. Жара заставила нас войти в рощу. 2. На траве бле-
стит роса. 3. Мы сели в саду на скамейку. 4. Мой отец
объездил всю нашу страну. 5. Далеко-далеко колоколь-
чик звенит. 6. Старикам везде у нас почёт.
Упражнение 200. Такое же задание, как в упражнении 199.
1. Виноград в садах наливается. 2. В комнате разда-
лись шаги. 3. Грише подарили альбом для марок. 4. Хо-
рошо пастух играет. 5. В котелке варился картофель.
6. Трактор вспахал колхозное поле. 7. Рыбаки вытащили
сети на берег.
34. Написание гласной я проверяйте ударением.
Идут пионеры рядами,
о Родине песню поют.
ряды —ря'д ядрó — я'дра
мячи' — мя'ч пятнó — пя'тна
Упражнение 201. К каждому данному слову напишите
проверочное слово и поставьте ударения.
Грядá—гря'ды, червяки, пряди, пляши, яичко, завя-
жи, прямой, глядеть, тянуть, трясти, десять, пятачок,
заряди, тяжёлый.
Упражнение 202. Спишите и в выделенных слогах под-
черкните безударную, гласную я.
1. С высоты небес глядит солнышко. 2. Не надо
грязнить крыльцо. 3. Берите мячи и идём играть. 4. Ку-
рочка яичко снесла. 5. Дети ели мясной суп. 6. Солдаты
шли стройными рядами. 7. Сладко ядро у ореха.
35. Написание гласной и проверяйте ударением.
Летом мы за грибами ходили,
рыбу в речке ловили.
грибы' — гри'б письмó — пи'сьма
пилá —пи'лы числó — чи'сла
пишý — пи'шет
Упражнение 203. К каждому данному слову напишите
проверочное слово и поставьте ударения.
Зимá — зи'мний, лиса, чистота, хитрец, линейка, си-
ничка, свинья, свисток, лицо.
Упражнение 204. Спишите и в выделенных словах
подчеркните безударную гласную и. Поставьте над этими
словами ударения.
1. Кузовки возьмите и за грибами идите. 2. Весной
вода заливает луга. 3. Лиса хитра. 4. Свинья подрыла
корни у дуба. 5. Тихонько сиди и слушай. 6. Пиши кра-
сиво, не спеши.
Упражнение 205. Прочитайте статью; укажите безудар-
ные гласные в корнях выделенных слов.
Март месяц настаёт. Весной запахнет скоро. Ярче
солнце заблестит. Поля кругом зазеленеют. Запоют
птицы. Прощай, зима! В последний раз катаюсь на са-
лазках.
Как озаглавить эту статью?
Какие перемены происходят весною в поле? на лугу?
в лесу? на речке? в вашем доме? в школе?
36. Повторительные упражнения на безударные
гласные, проверяемые ударением.
Упражнение 206. Спишите таблицу и добавьте из дан-
ного списка в каждый столбик слова с безударными гласными.
о
| а
| е
| и
| я
|
гроза вода
| сады грачи
| цветы пчела
| зима синичка
| ряды гряда
|
Земля, сова, страна, стена, пила, окно, письмо, война,
лесник, деревья, деловой, вершина, враги, плечо, темнота,
седой, вязать, яйцо, моряки, часовой, столяр, лесок,
паровой, рябой, встречать, чистота, прямой, солёный.
Упражнение 207. От данных слов образуйте слова-
действия с тем же корнем так, чтобы ударные гласные были
без ударения.
Свет—светить, дар, вред, мир, сад, гость, ласка,
просьба, вал, пляска, бледный, сор, жалость, встреча,
мост, смена.
Упражнение 208. Перепишите и вставьте пропущенные буквы.
Горка — г...ра, г...ристый.
Даль—д...леко, д...лёкий.
Свист — св...сток. св...стеть.
Жар — ж...ровня, ж...ра.
Добрый — д...бро, д...брота.
Старость — ст...рина, ст...рик.
Час—ч....сы, ч...совщик, ч...совой.
Тяжесть — т...жело, т...жёлый.
Упражнение 209. Спишите стихотворение и в выделен-
ных словах подчеркните безударную гласную, проверяемую
ударением.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. А. С. Пушкин.
|
Написание гласной буквы проверяйте изменением слова или подбором однокоренных, родственных слов, в которых гласный звук стоит под ударе- нием: Лéс, перелéски—леса, лесной, лесни'к, лесни'чий.
|
Упражнение 210. Спишите и вставьте пропущенные буквы.
Весной.
Прил...тели стаи гр...чей. В л...су запели ч...жи. Ждём
скв...рцов и жаворонков. В...да в р...ке выступила на лёд.
Снег с...дится. Т...куют глухари. Стучит носом дятел.
Медведь ещё спит.
Упражнение 211. Придумайте маленькие рассказы со словами:
а) жара, речка, ребята, волна, лодочка;
б) пастух, собака, коровы, овечки, костёр;
в) дети, кормушка, снегирь, синичка, воробей;
г) лес, сосна, осина, дрова.
Упражнение 212. Перепишите и вставьте пропущенные
гласные; объясните их написание.
Утро.
Заря разл...вается по небу. Над р...кой б...леет туман.
В воздухе св...жо. Пот...нул в...терок. Вот пок...залось и
солнышко. Оно осв...тило в...рхушки д...ревьев. Ярко
з...ленеют м...лодые л...сточки. Цв...ты бодро поднимают
свои кр...сивые головки.
Упражнение 213. Прочитайте стихотворение; выпишите
из него слова с выделенными безударными гласными; рядом с
каждым таким словом напишите проверочное слово.
Весеннее.
Согрел апрель простор моей земли. И, как всегда, весна явилась былью. И в беспредельном небе журавли несут теплом овеянные крылья. В полях затарахтели трактора. Земля вздохнула под глубокой вспашкой. И даже ветлы с нашего двора, с весной одели яркие рубашки. Сияй, весенних дней голубизна, по всей стране цвети, не догорая! Привет тебе, рабочая весна — начало золотого урожая!
|
Образец: полях (поле), . . .
Упражнение 214. Спишите и вставьте пропущенные бук-
вы; объясните их написание.
Давно не было д...ждя. Цв...ты склонили свои
г...ловки. Листья на д...ревьях поблёкли.
Но вот пронёсся ветер. Закружилась по дороге пыль
ст...лбом. Зак...чались деревья и кусты. Раздался д...лёкий
раскат грома. Полил сильный дождь.
Упражнение 215. Такое же задание, как в упражнении 214.
Весна.
Над з...млёю воздух дышит день от дня т...плее.
Стали утром зорьки ярче, на небе св...тлее. Вот и верба
нар...дилась в белые с.рёжки. У избы играют дети,
в...селятся крошки. Вот и лес оделся. Песни птичек за-
звенели. Над тр...вой цв...тов г...ловки ярко зап...стрели.
Упражнение 216. Перепишите стихотворение и объясните
написание выделенных букв.
Ты посмотри по сторонам,
всё это—наше, это — нам;
и горы, и луга...
На сотни вёрст — леса, поля
и всё—народная земля,
где ни ступи нога.
Цветут сады не для господ—
они для нас цветут!
37. Безударные гласные, не проверяемые
ударением.
У реки раскинулся лагерь.
Белеют палатки.
Пионеры на огороде.
Там идёт дружная работа.
Есть много слов, в которых гласную букву (о, е, а, и, я) проверить ударением нельзя. Примеры: лагерь, палатки, пионеры, огород, работа. Написание таких слов надо запоминать или справ- ляться в словаре.
|
38. Безударная гласная о, не проверяемая
ударением.
В лесу раздавался топор дровосека.
У опушки кто-то костёр разложил.
Упражнение 217. Спишите и в выделенных словах под-
черкните безударную гласную о.
1. Овёс — очень полезное растение. 2. В поле гудит
трактор. 3. Стоит ясная погода. 4.Шумит листьями моло-
дая осина. 5. В лесу поспели орехи. 6. Вдали виднеется
зарево пожара. 7. На болоте дети собирают ягоды.
Упражнение 218. Спишите и запомните написание выде-
ленных слов. Не проверяемую ударением гласную о подчеркните.
1. В лесу я встретил охотника. 2. Собака стерегла
стадо. 3. Коровы паслись у пруда. 4. Воробей сел на
крышу сарая. 5. В кустах запел соловей. 6. Орёл поднял-
ся с вершины горы. 7. Цветут яблони и груши.
Упражнение 219. Спишите; в выделенных словах под-
черкните не проверяемую ударением гласную о. Запомните
написание выделенных слов.
1. По оврагу вьётся ручеёк. 2. Корабль ушёл в море.
3. У реки костёр горит. 4. Сегодня сильный мороз.
5. Первый снег выпал в ноябре. 6. Ворота скрипят.
Упражнение 220. Такое же задание, как в упражнении 219.
1. На грядке посадили горох. 2. Скоро огурцы по-
спеют. 3. Комары тучей носились в воздухе. 4. Около
школы огород. 5. Сима собирала яблоки в корзинку.
6. Гриша Морозов — мой товарищ.
Упражнение 221. Спишите данные слова в свой слова-
рик в алфавитном порядке. В этих словах безударная глас-
ная о ударением не проверяется.
Дорога, конура, корыто, одежда, топор, портной,
копейка, сорока, рогожа, колхоз, горшок, солома, боло-
то, фонарь, яблоня, лопата.
Упражнение 222. Составьте предложения с данными словами.
Горох. Дорога. Костёр. Комары. Сосед. Колодец.
Образец: В поле рос горох.
Упражнение 223. Из словарика, помещённого в конце
учебника, выпишите слова с непроверяемой гласной о.
39. Безударная гласная е, не проверяемая
ударением.
Ребята оттолкнули лодку от берега.
На песке остались следы.
Упражнение 224. Спишите; в выделенных словах под-
черкните безударную гласную е; её написание нельзя про-
верить ударением.
1. Цветёт душистая черёмуха. 2. Стрекоза села на
былинку. 3. Ястреб унёс цыплёнка. 4. Щенок жалобно
визжал. 5. В сентябре ползут туманы. 6. Решетом воды
не зачерпнёшь.
Упражнение 225. Перепишите и запомните написание
выделенных слов.
1. Дятел — друг леса. 2. Я видел берёзку, сломилась
она. 3. Ребята сели на телегу. 4. Пришёл февраль с ме-
телями. 5. По берегу речки росли ивы. 6. Ящерица греет-
ся на солнышке.
Упражнение 226. Прочитайте данные предложения; вы-
пишите из них выделенные слова и подчеркните в них не
проверяемую ударением гласную е.
1. Сегодня дежурный Витя Горшков. 2. Мой брат —
Герой Советского Союза 3. Железо ржавеет на воздухе.
4. Иду купить тетрадь и резинку. 5. Овёс ссыпали в ме-
шок. 6. Медведь забрался в берлогу. 7. Колхоз собрал
богатый урожай пшеницы.
Упражнение 227. Спишите и в выделенных словах под-
черкните безударную е; расставьте над словами ударения.
1. Я еду в лагерь. 2. Мамa купила мне ремень. З.Дети
бегали по горячему песку. 4. На верёвке развесили бельё.
5. В декабре мороз трещит. 6. Рисование — мой люби-
мый предмет. 7. Положи карандаш в пенал.
Упражнение 228. Составьте предложения со словами,
в которых безударную гласную е нельзя проверить ударением.
1) Лагерь, ребята. 2) Берег, деревья, песок. 3) Пенал,
резинка, тетрадь. 4) Медведь, берлога.
Упражнение 229. Спишите и расставьте ударения.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.
Песок, пески, песчинка, песчаный.
Упражнение 230. Из словарика, помещённого в конце
учебника, выпишите слова с непроверяемой гласной е.
40. Безударная гласная а, не проверяемая
ударением.
У нас новая квартира.
На стене висит картина.
Упражнение 231. Спишите и в выделенных словах под-
черкните безударную гласную а, которую нельзя проверить
ударением.
1. Мальчики ловили корзиной карасей. 2. Поспела
лесная малина. 3. Впереди отряда шёл барабанщик. 4. В
апреле реки разливаются. 5. На столе приготовлены
тарелки и миски. 6. На полях началась работа.
Упражнение 232. Такое же задание, как и в упражнении 231.
1. На завод привезли новые машины. 2. Школьный
сад обнесён забором. 3. На болоте вырыли канаву. 4. На
краю города строят бараки. 5. Наде купили новые баш-
маки. 6. В магазине продают учебники и тетради.
Упражнение 233. Такое же задание, как в упражнении 231.
1. Мама ушла на базар. 2. У Вани новые сапоги.
3. Начали рубить капусту. 4. Сено убрали в сарай. 5. Ре-
бята устроили на лугу шалаш. 6. Тарелка упала и разби-
лась. 7. Выпей стакан молока.
Упражнение 234. Спишите и над выделенными словами
поставьте ударения.
1. В клетке сидела канарейка. 2. В лесу малиновка
запела. 3. Народ шёл на площадь. 4. Маляр красит
крышу. 5. Пора припасать салазки. 6. По небу плывёт
тёмное облако.
Упражнение 235. Составьте рассказы со следующими словами:
1) завод, машины, работа;
2) народ, базар, палатки;
3) магазин, картинки, карандаши, календари;
4) квартира, картины, графин, стаканы, тарелки.
Упражнение 236. Слова, помещённые в упражнении 235,
спишите и подчеркните в каждом слове непроверяемую
гласную а.
Упражнение 237. Из словарика, помещённого в конце
учебника, выпишите слова с непроверяемой гласной а.
41. Безударные гласные и и я, не проверяемые
ударением.
В одну минуту белка была уже на сосне.
Заяц промчался в лесок.
Упражнение 238. Перепишите; выделенные слова делите
на слоги и подчёркивайте гласную и, не проверяемую ударением.
1. Дети сели на диван. 2. Пионеры едут из лагеря.
3. Билеты в кассе проданы. 4. Через пять минут придёт
поезд. 5. В школе дети рисовали. 6. Раздался сигнал к
походу. 7. Под горой дымила кузница.
Упражнение 239. Перепишите; делите выделенные слова
на слоги и подчёркивайте непроверяемую гласную я.
1. Месяц скрылся за тучку. 2. Заяц перебежал дорогу.
3. Поспел в поле ячмень. 4. Не спеши языком, торопись
делом. 5. Лягушка прыгнула в воду. 6. Ягнёнок отбился
от стада.
Упражнение 240. Придумайте предложения с данными
словами и запишите их.
1. Диктант. Рисунок. Русский язык.
2. Заяц. Лягушка. Ягнята.
Упражнение 241. Спишите; в выделенных словах под-
черкните безударные гласные и и я. Эти гласные проверить
ударением нельзя.
1. Цветёт сирень. 2. Идёт весёлый месяц май. 3. В
колхозе убирали яровой хлеб. 4. На улице слышен дет-
ский крик. 5. Сегодня мы писали диктант. 6. Пью чай с
лимоном. 7. Мама испекла пирог с грибами.
Упражнение 242. Из словарика, помещённого в конце
учебника, выберите слова с непроверяемыми гласными и и я
и составьте с ними предложения.
42. Повторительные упражнения на безударные
гласные, не проверяемые ударением.
Упражнение 243. Спишите и в выделенных словах под-
черкните гласную е, не проверяемую ударением.
1. Дети играют в беседке. 2. За печкой поёт сверчок.
3. Ястреб кружится над деревней. 4. У пшеницы крупные
колосья. 5. У Жучки четыре щенка. 6. Дятел стучит по
коре дерева.
Упражнение 244. Спишите и над выделенными словами
расставьте ударения; непроверяемую гласную о подчеркните.
1. Ворона сидит на берёзе. 2. Это дорога в село
Видное. 3. По реке плывёт лодочка. 4. Исправь свою
ошибку. 5. Витя Комаров — мой товарищ. 6. У тачки
сломалось колесо. 7. Обед готов.
Упражнение 245. Такое же задание, как в упражнении 244.
1. Возьми полотенце и вытри лицо. 2. Постель со-
держи в чистоте. 3. Положи под голову подушку и засни.
4. Купи два конверта. 5. Сорви эту ромашку.
Упражнение 246. Спишите; в выделенных словах рас-
ставьте ударения и подчеркните не проверяемую ударением
гласную а.
1. Дуня нарвала щавелю на щи. 2. В книге десять
страниц. 3. На столе каравай хлеба. 4. Вещи положили
в вагон. 5. Дедушка сделал багор. 6. На стене висит
плакат. 7. Рыбаки поймали трёх крупных налимов.
Упражнение 247. Спишите и в выделенных словах под-
черкните не проверяемые ударением гласные (о, а, е, и).
1. Пастух играет на свирели. 2. В саду посадили
смородину. 3. Цветёт сирень и вишня. 4. Матросы
моют палубу. 5. На улицу выбежали ребятишки. 6. Возьми
лопату и собери опилки в кучу.
Упражнение 248. Выберите и запишите слова для со-
ставления словарика «Наша речка».
Речка, улица, берега, дорога, дно, мельница, кусты,
овраг, вода, колодец, налим, островок, трава, карась.
Упражнение 249. Спишите предложения и вставляйте из
правого столбика подходящие слова.
На лугу ... горит. У Жучки ... . Под кустом притаился.... Поспели ... в лесу. На крышу сел ... . Звенит ... в поле.
| заяц орехи костёр воробей жаворонок щенки
|
Упражнение 250. Спишите загадки и отгадайте их.
1. Без рук, без ног, а ворота отворяет.
2. Я плуг вожу быстрей, чем десять лошадей.
3. Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей.
4. Семьдесят одёжек и все без застёжек.
(Отгадки вразбивку: ветер, трактор, кочан капусты,
огурец.)
Упражнение 251. Составьте коротенький рассказ, в кото-
рый включите слова:
пожар, маленькие ребята, ребёнок, сосед, геройский
поступок.
Упражнение 252. Из данных слов выпишите названия
лиственных деревьев. Запомните написание выделенных слов.
Осина, ель, сосна, клён, пихта, липа, кедр, ива,
ольха, дуб, рябина, вяз, берёза, верба.
Упражнение 253. Распределите данные слова на группы:
а) домашние животные; б) дикие животные.
Лев, медведь, лошадь, рысь, тигр, волк, осёл, овца,
коза, слон, кошка, корова, свинья, собака.
Домашние животные: ... .
Дикие животные: ....
Запомните написание безударных гласных в выделенных
словах: медведь, корова, собака.
Упражнение 254. Выпишите названия перелётных птиц
и поставьте над словами ударения.
Соловьи, жаворонки, грачи, галки, скворцы, дятлы,
сороки, голуби, воробьи, щеглы, совы, малиновки, жу-
равли, ласточки, вороны, чижи, снегири.
Образец: Перелётные птицы: соловьи, ....
Упражнение 255. Срисуйте картинки в тетрадь и поды-
щите к каждой картинке подходящие по смыслу стихи.
К воде торопятся, спешат «Погода очень неплоха!» —
вприпрыжку двое лягушат, раздался голос петуха.
Поднявши к солнышку глаза, Кукушка, сидя на суку,
на лист присела стрекоза, сказала солнышку: «Ку-ку!»
Упражнение 256. Даны названия предметов, находя-
щихся в доме и на дворе. Выпишите их по группам, как указа-
но в образце, и в выделенных словах подчеркните не проверяе-
мые ударением гласные.
Телега, стол, носилки, топор, лопата, скамейка,
стулья, кровать, печка, метла, конура, грабли, посуда,
лампа, кочерга, самовар, зеркало, цветы, горшки, вилы,
кадушка.
В доме: стол, ... .
На дворе: телега, ... .
Упражнение 257. Выпишите слова, обозначающие пись-
менные принадлежности: разделите эти слова на слоги, как
нужно для переноса.
Мяч, ручка, барабан, кукла, чернила, перо, тачка,
лопатка, карандаши, городки, лапта, резинка, кубики,
домино.
Образец: Письменные принадлежности: руч-ка,....
Упражнение 258. Из упражнений 256 и 257 выпишите
слова с гласными, не проверяемыми ударением. Расположите
их в алфавитном порядке.
Упражнение 259. Из данного списка слов выпишите сна-
чала названия дней недели, затем названия частей суток, по-
том названия времён года.
Лето, среда, пятница, утро, четверг, весна, воскре-
сенье, вечер, понедельник, зима, полдень, вторник,
осень, ночь, суббота, полночь.
Дни недели: ...
Части суток: ...
Времена года: ...
Упражнение 280. Выпишите пословицы и поговорки о
временах года.
1. Весна красна цветами, а осень плодами. 2. Ян-
варь—году начало. 3. Лето собирает, а зима подъедает.
4. Холоден сентябрь, да сытен. 5. Осенью и у вороны
копна. 6. В апреле земля преет. 7. В ноябре зима учится
ходить.
Упражнение 261. Прочитайте стихотворение и укажите
в выделенных словах ударные и безударные гласные. Какие
из безударных гласных проверяются и какие — не проверяются
ударением?
Беги, паровоз!
Жёлтой лентой легло впереди полотно и блестящие рельсы легли. Эй, товарищ, иди, полюбуйся в окно на просторы Советской земли!.. Мимо ёлок густых, мимо белых берёз мы летим всё вперёд и вперёд. И синеет река, и мелькает колхоз, и проносится новый завод.
|
Упражнение 262. Спишите стихотворение и вставьте
пропущенные гласные буквы. Объясните их написание.
Идёт волшебница-з...ма! Пришла, рассыпалась; кл...ками повисла на суках дубов; л...гла в...лнистыми к...врами среди п...лей, вокруг х...лмов.
|
43. Повторительные упражнения на безударные
гласные.
Упражнение 263. Прочитайте стихотворение и выберите
из него слова с ударением на последнем слоге.
На свете есть земля одна, И эта умная страна —
где труд у всех в почёте. страна, где вы растёте.
Упражнение 264. Спишите стихотворение и расставьте
в словах ударения.
Дружба.
Светлая дружба, ты греешь сердца — сердце ребёнка и сердце бойца. В школе за партой и в смертной борьбе верный товарищ поможет тебе.
|
Упражнение 265. Спишите и вставьте пропущенные
буквы; объясните их написание.
Настало лето. Сеня пришёл на покос. Он