Задания для самостоятельной работы
А. Б. В аньков, А. В. Топорнина, Т. В. Губарева ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебно-методическое пособие
Тула ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2018 ББК 88.69я73 В17
Рецензенты: кандидат психологических наук М. А. Басин (АНО «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования», г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Н. А. Хвалина (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)
Ваньков, А. Б.
ББК 88.69я73
ВВЕДЕНИЕ Целью освоения дисциплины «Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога» является формирование представления о месте, роли и значении психодиагностики в работе образовательного учреждения, понимания базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач в тесном взаимодействии педагога-предметника с практическим психологом, детьми и родителями. В ходе изучения дисциплины «Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога» студенты должны приобрести знания о законах развития личности и проявлениях личностных свойств и об основах психодиагностики, умение применять инструментарий и различные методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов к эффективному участию в одном из важных видов профессиональной деятельности педагога – психодиагностической. Последняя при взаимодействии с психологической службой образовательного учреждения является основополагающим компонентом, определяющим другие виды деятельности, такие как коррекция, профилактика и прогноз. Освоение дисциплины осуществляется в ходе контактной (лекции и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации) и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в соответствии с содержанием учебной программы. Учебно-методическое пособие ориентировано на формирование у студентов умения самостоятельно применять инструментарий и различные методы оценки показателей уровня и динамики развития ребенка и получение навыков использования стандартизированных методов психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Учебно-методическое пособие состоит из четырех тем и методических указаний обучающимся. В каждой теме представлены: цель изучения, основные понятия, краткое содержание практического занятия, контрольные вопросы, темы рефератов, задания для самостоятельной работы и рекомендуемая литература. Практическое занятие содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и задания, в том числе – психодиагностические методики для проведения самодиагностики. Методические указания студентам предназначены для структурирования их работы над лекционным материалом, материалом практических занятий и по выполнению самостоятельной работы. Также в пособии представлены методические указания при подготовке к зачету и список литературы. Учебно-тематический план
Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. НАУЧНАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА. Цель изучения темы Сформировать у обучающихся представление об основных понятиях психологической диагностики. Основные понятия Психологическая диагностика, ее предмет и подходы к пониманию термина; ситуации, связанные с применением психодиагностики; психодиагностические цели и задачи, психодиагностический процесс, норма в психологии, психодиагностические средства, стандартизированность, психологический диагноз, общая и дифференциальная психометрия, критерии стандартизации, процентиль, социально-психологический норматив, генеральная совокупность и выборка стандартизации, репрезентативность выборки, надежность, показатели надежности: коэффициенты надежности, стабильности и константности, валидность, виды валидизации, релевантность, виды валидности, достоверность, точность. Краткое содержание темы Определение психологической диагностики, ее цели и задачи. Дифференциальная психометрика. Психодиагностика как область психологической науки и практики, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Сферы применения психодиагностики. Место дисциплины в ряду смежных дисциплин. Количественный и качественный подходы к психодиагностике. Отличия понятий «метод», «методика», «техника». Общие методы психологии: общенаучные (наблюдение, эксперимент), конкретно-научные (анализ продуктов деятельности, тестирование, опрос), метанаучные (статистический анализ, математическое моделирование). Классификации психодиагностических методик. Объективные и субъективные методики. Психометрические требования к построению и проверке методик. Тестовые нормы. Границы применения норм. Основные этапы обработки результатов диагностики. Малоформализованные диагностические методики (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). Научное наблюдение как психологический метод. Цели наблюдения. Поисковое и исследующее наблюдение. Схема наблюдения. Единицы наблюдения. Виды наблюдений. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки. Стандартизированное наблюдение. Согласованность экспертных оценок. Беседа. Интервью как вид беседы. Диагностическое и клиническое интервью. Контент-анализ как психодиагностическая процедура. «Документальные источники». Формализованные диагностические методики. Метод тестирования в психологии Формализованные методики: тесты, субъективные и объективные методики, психофизиологические методики. Психологическое тестирование. Тестология. Виды тестов: индивидуальные и групповые, устные и письменные, вербальные и невербальные тесты Практическое занятие Вопросы для подготовки конспектов: 1. Что изучает психологическая диагностика (вопросы, решаемые теоретической и практической психодиагностикой)? Немов стр.7 – 8. 2. Как психодиагностика связана с другими областями психологии и практикой? 3. Каковы основные области практического использования психодиагностики? 4. С какими целями психодиагностика используется в ДОУ? 5. Предмет психодиагностики. 6. Перечислите основные этапы работы психодиагноста, получившего практический запрос. Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Перечислите общие методы психологии. 2. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строго формализованные? 3. Виды тестов. Их характеристика. 4. Обозначьте достоинства и недостатки тестов. 5. Психометрические требования к построению и проверке методик. 6. Стандартизация теста. Критерии стандартизации. 7. Процетиль. Социально-психологический норматив. 8. Генеральная совокупность и выборка стандартизации. Репрезентативность выборки. 9. Надежность. Показатели надежности: коэффициенты надежности, стабильности и константности. 10. Валидность. Виды валидизации. Релевантность. Виды валидности. Указание: проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы. Темы рефератов и сообщений: 1. Проблема тестов в современной психологии и педагогике. 2. Малоформализованные методики психодиагностики (наблюдение и беседа). 3. Особенности использования метода беседы в работе с детьми. 4. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки. 5. Диагностическое и клиническое интервью. 6. Контент-анализ как психодиагностическая процедура. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Ознакомительное чтение книги Р.С. Немова «Психодиагностика» [11]. Реферирование раздела «Общее представление о психодиагностике». Задание 2. Подготовка реферата по какой-либо из предложенных тем. Задание 3. Подготовьте презентацию по теме одного из вопросов для обсуждения на практическом занятии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |