Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для самостоятельной работы



2019-10-11 258 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




А. Б. В аньков, А. В. Топорнина, Т. В. Губарева

ПСИХОДИАГНОСТИКА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА

Учебно-методическое пособие

 

 

 

Тула

ТГПУ им. Л. Н. Толстого

2018


ББК 88.69я73

  В17

 

 

Рецензенты:

кандидат психологических наук М. А. Басин

(АНО «Национальный исследовательский институт

дополнительного профессионального образования», г. Москва);

кандидат психологических наук, доцент Н. А. Хвалина

(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)

 

   Ваньков, А. Б.

  В17 Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога: Учеб.-метод. пособие / А. Б. Ваньков, А. В. Топорнина, Т. В. Губарева.– Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018.– 37 с.  
  В учебно-методическом пособии представлены основные вопросы психологической диагностики как сферы деятельности педагога. Материалы пособия направлены на обеспечение владения навыками использования психодиагностических методик при изучении личности, общения, деятельности субъектов образовательного процесса. При описании каждой темы приведены цель изучения, основные понятия, краткое содержание, содержание практических занятий, контрольные вопросы, темы рефератов, задания для самостоятельной работы и рекомендуемая литература. Материалы пособия могут быть использованы студентами и преподавателями высших и средних профессиональных образовательных организаций.

                                                                                                                          ББК 88.69я73

 

  © А. Б. Ваньков, А. В. Топорнина, Т. В. Губарева, 2018
      © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018

ВВЕДЕНИЕ

Целью освоения дисциплины «Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога» является формирование представления о месте, роли и значении психодиагностики в работе образовательного учреждения, понимания базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач в тесном взаимодействии педагога-предметника с практическим психологом, детьми и родителями.

В ходе изучения дисциплины «Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога» студенты должны приобрести знания о законах развития личности и проявлениях личностных свойств и об основах психодиагностики, умение применять инструментарий и различные методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов к эффективному участию в одном из важных видов профессиональной деятельности педагога – психодиагностической. Последняя при взаимодействии с психологической службой образовательного учреждения является основополагающим компонентом, определяющим другие виды деятельности, такие как коррекция, профилактика и прогноз.

Освоение дисциплины осуществляется в ходе контактной (лекции и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации) и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в соответствии с содержанием учебной программы.

Учебно-методическое пособие ориентировано на формирование у студентов умения самостоятельно применять инструментарий и различные методы оценки показателей уровня и динамики развития ребенка и получение навыков использования стандартизированных методов психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Учебно-методическое пособие состоит из четырех тем и методических указаний обучающимся.

В каждой теме представлены: цель изучения, основные понятия, краткое содержание практического занятия, контрольные вопросы, темы рефератов, задания для самостоятельной работы и рекомендуемая литература.

Практическое занятие содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и задания, в том числе – психодиагностические методики для проведения самодиагностики.

Методические указания студентам предназначены для структурирования их работы над лекционным материалом, материалом практических занятий и по выполнению самостоятельной работы. Также в пособии представлены методические указания при подготовке к зачету и список литературы.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Количество часов по видам учебных занятий

Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Предмет психологической диагностики. Диагностические цели и задачи. Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. 2 2 18
Тема 2. История и современное использование психодиагностики в проектировании образовательных сред и психологическом сопровождении. 2 2 20
Тема 3. Применение методик психологической диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. 2 2 18
Тема 4. Психологический анализ основных характеристик человека, его психического развития, использование результатов диагностики для рекомендаций и просвещения. 2 6 32
ИТОГО 8 12 88

 


Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. НАУЧНАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА.

Цель изучения темы

Сформировать у обучающихся представление об основных понятиях психологической диагностики.

Основные понятия

Психологическая диагностика, ее предмет и подходы к пониманию термина; ситуации, связанные с применением психодиагностики; психодиагностические цели и задачи, психодиагностический процесс, норма в психологии, психодиагностические средства, стандартизированность, психологический диагноз, общая и дифференциальная психометрия, критерии стандартизации, процентиль, социально-психологический норматив, генеральная совокупность и выборка стандартизации, репрезентативность выборки, надежность, показатели надежности: коэффициенты надежности, стабильности и константности, валидность, виды валидизации, релевантность, виды валидности, достоверность, точность.

Краткое содержание темы

Определение психологической диагностики, ее цели и задачи. Дифференциальная психометрика.

Психодиагностика как область психологической науки и практики, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Сферы применения психодиагностики.

Место дисциплины в ряду смежных дисциплин. Количественный и качественный подходы к психодиагностике. Отличия понятий «метод», «методика», «техника». Общие методы психологии: общенаучные (наблюдение, эксперимент), конкретно-научные (анализ продуктов деятельности, тестирование, опрос), метанаучные (статистический анализ, математическое моделирование).

Классификации психодиагностических методик. Объективные и субъективные методики.

Психометрические требования к построению и проверке методик. Тестовые нормы. Границы применения норм. Основные этапы обработки результатов диагностики.

Малоформализованные диагностические методики (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). Научное наблюдение как психологический метод. Цели наблюдения. Поисковое и исследующее наблюдение. Схема наблюдения. Единицы наблюдения. Виды наблюдений. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки. Стандартизированное наблюдение. Согласованность экспертных оценок. Беседа. Интервью как вид беседы. Диагностическое и клиническое интервью. Контент-анализ как психодиагностическая процедура. «Документальные источники».

Формализованные диагностические методики. Метод тестирования в психологии

Формализованные методики: тесты, субъективные и объективные методики, психофизиологические методики. Психологическое тестирование. Тестология. Виды тестов: индивидуальные и групповые, устные и письменные, вербальные и невербальные тесты

Практическое занятие

Вопросы для подготовки конспектов:

1. Что изучает психологическая диагностика (вопросы, решаемые теоретической и практической психодиагностикой)? Немов стр.7 – 8.

2. Как психодиагностика связана с другими областями психологии и практикой?

3. Каковы основные области практического использования психодиагностики?

4. С какими целями психодиагностика используется в ДОУ?

5. Предмет психодиагностики.

6. Перечислите основные этапы работы психодиагноста, получившего практический запрос.

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Перечислите общие методы психологии.

2. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строго формализованные?

3. Виды тестов. Их характеристика.

4. Обозначьте достоинства и недостатки тестов.

5. Психометрические требования к построению и проверке методик.

6. Стандартизация теста. Критерии стандартизации.

7. Процетиль. Социально-психологический норматив.

8. Генеральная совокупность и выборка стандартизации. Репрезентативность выборки.

9. Надежность. Показатели надежности: коэффициенты надежности, стабильности и константности.

10. Валидность. Виды валидизации. Релевантность. Виды валидности.

Указание: проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.

Темы рефератов и сообщений:

1. Проблема тестов в современной психологии и педагогике.

2. Малоформализованные методики психодиагностики (наблюдение и беседа).

3. Особенности использования метода беседы в работе с детьми.

4. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки.

5. Диагностическое и клиническое интервью.

6. Контент-анализ как психодиагностическая процедура.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Ознакомительное чтение книги Р.С. Немова «Психодиагностика» [11]. Реферирование раздела «Общее представление о психодиагностике».

Задание 2. Подготовка реферата по какой-либо из предложенных тем.

Задание 3. Подготовьте презентацию по теме одного из вопросов для обсуждения на практическом занятии.



2019-10-11 258 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)