Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные философские подходы к изучению социальных явлений (провиденциализм, персонализм, диалектический материализм, биологизаторские концепции).



2019-08-13 425 Обсуждений (0)
Основные философские подходы к изучению социальных явлений (провиденциализм, персонализм, диалектический материализм, биологизаторские концепции). 0.00 из 5.00 0 оценок




Провиденциализм, религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. П. присущ всем теистическим религиям — иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес П. развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс — осуществление «естественного закона», разума и т.п. Однако в 19—20 вв. П. продолжал оставаться философской основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века — Ж. М. де Местр, Ф. Шлегель; Л. Ранке и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).

Персонали́зм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

В более широком значении персонализм — это философская установка, признающая личность высшей формой бытия человека. При этом персонализм стоит отличать от индивидуализма. Как отмечает Ж. Лакруа, «личность всегда живет в мире, населённом другими личностями, „я” составляет единое целое с другими, а другой — с „я”. Личность — это внутреннее содержание, нуждающееся в том, чтобы выходить вовне. Это ни в коей мере не говорит об отрицании „я”: чем больше мы по-настоящему любим других в истине, тем больше мы любим самих себя, чем больше мы любим самих себя, тем больше мы любим самих себя». Поэтому можно говорить о существовании различных форм персонализма, среди которых возможен персонализм атеистический. По словам Ж. Лакруа, «персонализм — это не философия в собственном смысле слова. Или, если угодно, возможно существование не одной, а нескольких философских концепций персонализма, питающихся одним и тем же вдохновением, но выводящих из него различные, во многом несхожие учения: существует, например, атеистические и христианские концепции персонализма, не говоря уже о многих других».

В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение диалогический персонализм, представителями которого являются М. Бубер, М. Недонсель, Н. А. Бердяев. Социальная сторона личности, а именно коммуникация или диалог, заявляются в диалогическом персонализме основанием конституирования всей личности. Диалогический персонализм, оперируя новыми экзистенциальными категориями (Я, ТЫ, МЫ), стремится преодолеть гносеологический Я-центризм классической философии, вынося проблему познания на новый онтологический уровень проблемы творчества.

Диалектический материализм – это философское основание осознанного преобразования материи человеком. Название происходит от словосочетания - материалистическая диалектика. "Диалектика" происходит от греческого слова „диалего", что значит вести беседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы, превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе».

Материализм - первичность материи, бытия, физического и объективного, сознание и мышление - свойство материи. Материалистическая диалектика - органическое соединение диалектики с материализмом, которые вооружают мышление человека способностью и умением строить объективно-истинный образ окружающего мира, способностью и умением переделывать этот мир в согласии с объективными тенденциями и закономерностями его собственного развития.

Биологизаторские концепции

1. Социал-дарвинизм как основание социобиологии.

2. Диалектика альтруизма и агрессивности в человеческом сообществе.

3. Биологические потребности и инстинкты как движущие силы деятельности людей с позиции биологизаторства.

1. Отвечая на первый вопрос, следует указать на социальные и биологические предпосылки появления указанной концепции. Проанализировать идеи социал-дарвинизма с позиций сегодняшней социальной реальности. Допустимо ли сведение общественных явлений к их биологическому началу? Почему указанная теория особенно опасна для будущих поколений?

2. Выполняя задание, обратите внимание, что в центре внимания социобиологии стоит не отдельная биологическая особь или человеческий индивид, но их сообщество. Преобладающее в сообществе поведение остается стабильным, если ему следует большинство. Для поддержания стабильности сообщества необходимо альтруистическое поведение значительной части его членов, которое ведет к выживанию человечества –коллективного потомка некоего общего предка. Агрессивность человека также есть качество, общее человеку и животному. Неподавление врожденных биологических импульсов, следование им, считают социобиологи, способствуют выживанию человечества. Обоснуйте свою позицию по данному вопросу.

3. Биологизаторская позиция заявила о себе при оценке политического поведения, борьбы за власть, войн, революций. Понять предпосылки социальной стабильности, логику массового сознания, отношение народа к лидеру невозможно без понимания биологических основ этих процессов. Представители биологизаторской концепции считают, что структура отношений господства-подчинения в обществе, борьба за власть, за доминирующее положение в группе, обществе, должны опираться на изучение группового поведения животных. Покажите опасность данной установки в современной социальной реальности, тем более, что эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней.

 



2019-08-13 425 Обсуждений (0)
Основные философские подходы к изучению социальных явлений (провиденциализм, персонализм, диалектический материализм, биологизаторские концепции). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные философские подходы к изучению социальных явлений (провиденциализм, персонализм, диалектический материализм, биологизаторские концепции).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)