Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема методов в социальной философии (Баденская школа, герменевтика).



2019-08-13 370 Обсуждений (0)
Проблема методов в социальной философии (Баденская школа, герменевтика). 0.00 из 5.00 0 оценок




БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (также фрейбургская и гейдельбергская) - направление в неокантианстве кон. 19 - нач. 20 вв. Главные представители - В. Виндельбанд и Г. Риккерт преподавали в университетах Фрайбурга (Фрейбурга) и Гейдельберга земли Баден (Германия). Основу человеческой культуры усматривала в сфере идеальных ценностей. Противопоставляла метод естественных наук методу исторических наук (наук о культуре). Отрицала существование объективных закономерностей истории.

Герменевтика – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика. Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768–1834) – протестантским теологом и философом. Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»). Главная функция герменевтики – в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого – через сочувствие, сопереживание. Герменевтика – метод понимания культуры. Герменевтика как философское знание – это анализ процесса понимания движения к истине. Она – не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

 

Проблема направления истории. Циклический и стадиальный подходы. Проблема исторического прогресса и его критериев.

Первый из них (циклический) заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает существование стадий развития человечества в целом.

Поэтому его можно назвать унитаристским, или, точнее, унитарно-стадиальным. Таким образом, история человечества раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одних и тех же происходящих как параллельно, так и друг за другом историй множества обществ, совокупность множества циклов.

Согласно такой точке зрения не существует ни человеческого общества в целом, ни всемирной истории как единого процесса. Соответственно не может быть и речи о стадиях развития человеческого общества в целом и тем самым об эпохах мировой истории. Поэтому такой подход к истории с полным основанием можно назвать плюралистским (от лат. pluralis - множественный), или, точнее, плюрально-циклическим.

 

Проблема основного фактора общественного развития. Философия Просвещения, исторический материализм (марксизм), географический детерминизм, технологический детерминизм; концепция полифакторного развития.

Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др. Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.

Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения: гражданские права человека; общественный договор; разделение властей; разумный эгоизм; естественное развитие истории и общества.

Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса.

Философская категория Теория Суть Представители

Отношение к природе

Примитивный материализм В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы. Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри
Эволюционные представления В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм. Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк
Целостная механико-материалистическая концепция природы Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы. П. Гольбах
Соотношение случайности и необходимости Механистический детерминизм Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами. Д. Гартли, Ж. Ламетри

Сущность человека

“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри) Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм. Ж. Ламетри
Сенсуализм в теории познания Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания. Ж. Локк, Э. Кондильяк
Гедонизм в этике Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения. И. Бентам,

Общество и история

Естественные права человека Право на жизнь, свободу и собственность. Д. Локк
Теория общественного договора Добровольное подчинение людей политической власти. Д. Локк, Ж. Ж. Руссо
Теория разумного эгоизма Сознательное ограничение своих естественных желаний. Т. Гоббс

 

Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:Фундаментальная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

Географический детерминизм — концепция, утверждающая, что процесс общественного развития – это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.

Технологи́ческий детермини́зм — это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях и исследованиях на сведение понимания общественного развития к прогрессу техники, определяющим образом воздействующему на бытие, мышление и язык своих носителей. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.

Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Слово «технология» означает «не столько машины и инструменты, сколько соответствующие представления о мире, руководящие нашим восприятием всего существующего» (Дж. П.Грант).[1].

Технологический детерминизм оперирует, главным образом, с тем, что дано обыденному сознанию, соответствуя, тем самым, убежденности множества людей в правильности понимания ими своей жизни "такой, как она есть".

 



2019-08-13 370 Обсуждений (0)
Проблема методов в социальной философии (Баденская школа, герменевтика). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема методов в социальной философии (Баденская школа, герменевтика).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)