Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общество и техника. Понятия «естественное» и «искусственное». Сущность НТР.



2019-08-13 362 Обсуждений (0)
Общество и техника. Понятия «естественное» и «искусственное». Сущность НТР. 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда вместе произносятся слова «философия» и «техника», в обыденном сознании это вызывает удивление. Философия и техника часто воспринимаются как противоположности, первая – как символ теоретического осмысления мира, нечто возвышенное, отдаленное от действительности, вторая — как символ практического освоения мира, нечто приземленное

Чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом техническое устройство. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание устройства. Результат технического сознания — выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре.

Техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе являются объектом философии техники.

Предмет философии техники составляет развитие технического сознания.

Главная задача философии техники - исследование технического отношения человека к миру, то есть технического миропонимания. Смысл техники состоит в том, что она является средством человеческой деятельности (но не призвана заменить ее), а ее сущность заключается в усилении "органов" и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Из этого формируется понятие техники:

• в узком смысле - как технического устройства (артефакта), созданного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач;

• в широком смысле — как всякого рода ухищрений, характеризующих действие (техника письма, плавания, счета, рассуждения и т.п.), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий это действие.

Представление о технике постоянно развивается, как и сама техника. В свою очередь техническое развитие является частью культурного прогресса. Представления о технике эволюционировали от мифологического осмысления в древних обществах до научного изучения техники в современном мире.

Естественное и искусственное

— онтологическая характеристика объектов внутренней и внешней реальности, различающая их по способу происхождения, существования и исчезновения. Впервые соотношение “искусственного и естественного” как философская проблема было осмыслено Платоном. Позднее, Аристотель в “Физике” дает определение искусственного и естественного, ставшее классическим: “Из существующих [предметов] одни существуют по природе, а другие — в силу иных причин”. Все образованное “по природе” имеет начало движения и покоя в самом себе (растения, животные и части их), а также простые тела: земля, вода, огонь, воздух. Наоборот, то, что образовано искусственно, не имеет врожденного стремления к изменению и поэтому ему природа не присуща первично, но “по совпадению”, как только состоящему из природных тел. В античности доминирует представление, согласно которому естественное (природа, космос) есть онтологическая ценность, а искусственное — лишь как “производное” от него — “второстепенно”. При этом природа и космос — божественны, одушевлены и сакральны. В средние века преобладает представление о “тварности” природы, которая лишается ореола божественности, выступая своеобразно понятым “изделием” бога. Начиная с 15 в. идея замены “недолговечной” естественной природы на “природу” искусственную становится одной из фундаментальных составляющих техногенной цивилизации. Господство односторонне понятого научного разума в конечном счете привело к противоречию между естественной сущностью человека и окружающей его природы, с одной стороны, и искусственными формами их освоения и воспроизводства — с другой. Противоречие привело к возникновению экологического кризиса.

Такое мнение сохраняется в силу того, что, как в научной, так и в учебной литературе, не всегда чётко выражалась сущность НТР. Как известно, прогрессивное развитие всегда связано с количественными и качественными изменениями. Если количественные и качественные изменения касаются несущественных свойств, признаков явления, то эти изменения называются эволюционными. Когда количественные и качественные изменения касаются существенных основных свойств явления, то это уже революционные изменения. Революция применительно к науке и технике означает коренное, качественное изменение содержания науки и техники. Соответственно этому, сущность революции в науке выражается в следующем:

§ происходит проникновение науки во всё новые и новые области исследования, в силу чего постоянно обновляется содержание науки;

§ происходит взаимосвязанный процесс дифференциации и интеграции наук;

§ наука развивается на индустриальной основе, в научных исследованиях постоянно используются новейшие технические достижения; развитие науки осуществляется непосредственно в производстве, создаются научно- технические комплексы.

Сущность революции в технике выражается в следующем: происходит использование в технике всё новых и новых видов энергии и вещества; постоянно обновляется материальная основа технических систем; создаются и совершенствуются робототехнические системы и осуществляется передача, во всё большей степени, техническим средствам функций интеллектуальной, умственной деятельности человека.

 



2019-08-13 362 Обсуждений (0)
Общество и техника. Понятия «естественное» и «искусственное». Сущность НТР. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общество и техника. Понятия «естественное» и «искусственное». Сущность НТР.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)