Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категории диалектики Возможность и действительность. Необходимость и случайность.



2019-08-13 322 Обсуждений (0)
Категории диалектики Возможность и действительность. Необходимость и случайность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость и случайность

· Необходимость – это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость неминуемо происходит в данных условиях (например, смерть любого живого организма неминуема, поскольку обусловлена его природой и внутренними процессами)

· Случайность – определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть или не быть.

Возможность и действительность

· Возможность – будущее объекта в его настоящем, тенденции его развития.

· Действительность – конкретное бытие отдельного предмета в конкретном пространстве и времени. Одна действительность – перетекает в другую и т.д.

 

Методы диалектического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический метод.

Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. Д. Проблема индукции — философская проблема, впервые сформулированная мыслителем Дэвидом Юмом в середине XVIII века. Юм подставил под сомнение обоснованность индукционизма. Юм выдвинул вопрос, о том, можем ли мы на основе множества случаев, уже встречавшихся в нашем опыте, делать суждения о случаях, которые ещё нам не встречались. Сам Юм, давал отрицательный ответ на этот вопрос, вне зависимости от количества уже встретившихся случаев. Кант полагал, что наши индуктивные суждения о мире априори истинны ввиду эмпирического тождества сознания, которое он называл идеей о трансцендентальном единстве апперцепции. Дедукция— метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом — следствия из посылок, теоремы. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции.

Ист. и лог. метод. – категории материалистической диалектики, выражающие отношение теоретического воспроизведения закономерности развития в ее всеобщих характеристиках (логическое) к процессу ее исторического развертывания в многообразии конкретных форм (историческое). Как универсальные характеристики логики и истории развития, логическое и историческое являются необходимой формой применения диалектического метода к построению действительно научной теории происхождения и развития всякого объекта. По определению Энгельса, логический метод исследования «. . . является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей».

 

Специфика научного познания. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Человеческое познание имеет два уровня:

3) чувственное. Начинается с рождения и присуще и животным тоже. Осуществляется в трех основных формах:

d) ощущение – субъективный образ предмета, полученный с помощью одного из чувств и дающий нам одностороннюю (неполную) информацию о предмете.

e) восприятие – субъективный образ предмета, полученный на основе нескольких чувств.

f) представление – субъективный образ предмета, который мы актуально не воспринимаем, а получаем образ на основе памяти и воображения.

4) рациональное (логическое) – этот уровень присущ только человеку, неразрывно связан с языком. 3 формы:

d) понятие – выражается словом или словосочетанием и обозначает сам предмет или его отношение. (например, человек, белизна, столица РФ). Понятие представляет собой результат абстрагирования. Абстрагироваться – отвлечься.

e) Суждение – связь нескольких понятий, а в речи выражается повествовательными предложениями.  

f) Умозаключение – фраза, которая является выводом из двух и более суждений. Умозаключения играют особую роль в сознании, являются опосредованным знанием из других знаний.

Две противоположные крайности понимания взаимодействия знания и познания:

2) Сенсуализм – преувеличиваем роль чувственного познания.

3) Рационализм – роль рационального познания.

 



2019-08-13 322 Обсуждений (0)
Категории диалектики Возможность и действительность. Необходимость и случайность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категории диалектики Возможность и действительность. Необходимость и случайность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)