Работоспособность и техническое состояние ПТСДМ в процессе эксплуатации
Самарский государственный университет путей сообщения
В.Н. Самохвалов
Техническое диагностирование подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин
Краткий конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения специальности 190205 − «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»
Самара 2008
УДК 621.313
Самохвалов В.Н. Техническое диагностирование подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин : Конспект лекций [Текст] / В.Н.Самохвалов. – Самара : СамГУПС, 2008. − 62с.
Утвержден на заседании кафедры «Строительные, дорожные машины и технология машиностроения» от 25.10.2007г., протокол № 2.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Конспект лекций по курсу «Техническое диагностирование подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин» предназначен для студентов специальности 190205. Рассмотрены факторы, влияющие на работоспособность и техническое состояние подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (ПТСДМ) в процессе эксплуатации, основные положения по техническому диагностированию, методы и средства диагностирования основных узлов, механизмов и деталей.
Самохвалов Владимир Николаевич, д.т.н., профессор
Рецензенты : д.т.н., профессор СамГАПС Д.Я. Носырев; зам. начальника дирекции по ремонту пути КБШ ж.д. В.Т. Коптенко
Редактор: А.Б. Иванова Компьютерная верстка:
Подписано в печать 7.04.2008 Формат 60х90 1/16 Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 3,87 Тираж 100 экз. Заказ № 37
ã Самарский государственный университет путей сообщения, 2008 Введение
Эффективное функционирование производства любой отрасли в значительной степени определяется работоспособностью машин в процессе их эксплуатации. Повышение качества и надежности подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (ПТСДМ) является одной из актуальных задач во многих отраслях промышленного производства, строительных и транспортных комплексов. В связи с этим, разрабатываются различные методы определения технического состояния машин и прогнозирования их остаточного ресурса. Техническое диагностирование позволяет с определенной точностью устанавливать техническое состояние машин, их узлов и механизмов в данный момент времени, прогнозировать его изменение и предполагаемый момент отказа. Это позволяет организовать целенаправленное проведение работ по поддержанию работоспособности ПТСДМ на заданном уровне надежности и таким образом обеспечить полную выработку нормального ресурса машин и их отдельных узлов и агрегатов.
Работоспособность и техническое состояние ПТСДМ в процессе эксплуатации 1.1. Изменение технического состояние машин в процессе эксплуатации
В результате воздействия окружающей среды (атмосферных осадков, температуры, запыленности), режимов работы, качества технического обслуживания, а также внутренних процессов (изнашивания, деформаций, коррозии, старения) изменяются физико-механические свойства материалов деталей: происходит их разупрочнение и утонение, снижаются твердость, износостойкость, появляются и растут усталостные трещины и т.д. Изменения параметров деталей в процессе работы определяются характером повреждения рабочей поверхности, который в свою очередь зависит от типа взаимодействия контактирующих поверхностей деталей сопряжения. Более половины отказов подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (ПТСДМ) происходит вследствие изнашивания, поэтому при исследовании процессов изменения технического состояния необходимо особое внимание уделять трению и изнашиванию. Изнашивание – медленно протекающий процесс отделения материала с поверхности твердого тела или накопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров или формы тела. Выделяют три типа изнашивания: механическое, коррозионно-механическое и электроэрозионное, которые, в свою очередь, делят на несколько видов. Так механическое изнашивание может быть абразивным, при заедании, усталостным, при фреттинге или в виде пластического деформирования. Детали ПТСДМ в наибольшей степени подвергаются механическому изнашиванию. Абразивному изнашиванию подвержены рабочие поверхности тормозных и фрикционных пар, ходовых колес, зубьев зубчатых колес, цапф и шеек валов и осей, контактирующих с подшипниками скольжения и др., а также челюстей грейфера при трении поверхностей деталей о внешнюю абразивную среду. Скорость абразивного изнашивания деталей может быть значительно снижена повышением твердости трущихся поверхностей путем их наплавки твердым сплавом во время ремонта; смазыванием узлов трения, укрытием этих узлов от внешней абразивной среды. Изнашивание при заедании, происходящее в процессе трения в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия образовавшихся неровностей на сопряженную поверхность, наблюдается во многих узлах ПТСДМ: подшипниках скольжения, шарнирных соединениях, ребордах крановых колес, элементах опорно-поворотных устройств крана или экскаватора, канатных барабанах, блоках и т.д. Для всех этих узлов трения характерна высокая интенсивность изнашивания. Эффективными методами предупреждения заедания трущихся поверхностей являются: правильная обкатка машины после её ремонта на пониженных нагрузках и скоростях; применение масел с противозадирными присадками, создающими пленки из поверхностно-активных веществ; механическое упрочнение рабочих поверхностей деталей. Уcталостное изнашивание, возникающее под воздействием циклических нагрузок и проявляющееся как результат усталости материала, характерно для узлов трения, защищенных от попадания абразивных частиц, не подверженных коррозии и схватыванию, в частности для таких распространенных узлов трения, как зацепления закрытых передач, подшипники качения, элементы опорно-поворотных устройств, беговые дорожки крановых колес и др. Изнашивание при фреттинге по физической картине аналогично абразивному и усталостному, протекающим одновременно, но в отличие от них происходит при малых колебательных перемещениях поверхностей. Изнашиванию при фреттинг-коррозии подвержены такие детали, как, например, корпуса подшипников, контактирующих со стальными втулками подшипников качения или с самими подшипниками. Пластическое деформирование материала рабочих поверхностей возникает при больших контактных напряжениях. При этом металл пластически деформируется и вытесняется из рабочей зоны, вызывая тем самым изменение размеров элементов деталей и образование вмятин на рабочих поверхностях. Вытесненный металл образует так называемый «накат» по кругу катания катков, на зубьях зубчатых колес и т.д. Разрушение деталей – одна из главных причин внезапных отказов машин и последующих их неплановых ремонтов. Основные виды разрушений деталей ПТСДМ: вязкие, хрупкие, усталостные, хрупковязкие, вязкохрупкие. Вязкие разрушения возникают у деталей из низко и среднеуглеродистых сталей, например, у звеньев грузовых и тяговых цепей, валов. Хрупкие разрушения происходят внезапно у деталей из средне и высокоуглеродистой стали (валы, зубья зубчатых колес и сами колеса, проволока стальных канатов) при возникновении напряжений, превышающих предел прочности, и при уменьшении ударной вязкости, например, в результате воздействия низких температур. Усталостные разрушения возникают в деталях, воспринимающих циклические нагрузки (в валах, вращающихся осях барабанов, зубьях зубчатых колес). Протекают эти разрушения в две стадии. На первой стадии в детали образуются одна или несколько трещин усталости, которые затем прогрессивно развиваются. На второй стадии происходит мгновенное разрушение детали по сечению усталостных трещин в момент, когда напряжения в оставшемся сечении превышают предел прочности стали. Хрупковязкие разрушения происходят в деталях, подвергнутых поверхностной закалке. Закаленный наружный слой подвергается хрупкому разрушению, а внутренний слой – вязкому. Вязкохрупкие разрушения характерны для деталей, закаленных до ограниченной твердости (валов, зубьев, зубчатых колёс и др.). В условиях эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин необходимо знать техническое состояние каждой конкретной машины. Отказ машины происходит внезапно, но подготовка этого отказа производится в течение определенного времени: изнашивание деталей, усталостные явления, изменение свойств смазочных материалов и другие процессы зависят от времени и условий эксплуатации. Для заблаговременного выяснения результатов этих процессов применяют техническое диагностирование машин (от греческого слова «diagnosticos» – способный распознать). Техническое диагностирование позволяет устанавливать техническое состояние ПТСДМ в данный момент, а также прогнозировать изменение технического состояния машины с целью установления предполагаемого момента отказа.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |