Диагностирование металлоконструкций ПТСДМ
Дефекты и повреждения металлических конструкций кранов являются следствием следующей совокупности причин: - низкого качества металла и несоответствия его свойств техническим требованиям; - неудовлетворительного конструктивного решения; - неудовлетворительного качества изготовления и монтажа отдельных элементов; - агрессивности окружающей среды; - эксплуатации кранов в непредусмотренном режиме, при плохом уходе и ремонте. Основным технологическим процессом для изготовления металлических конструкций ПТСДМ является сварка. Поэтому дефекты сварочного процесса будут являться и основными дефектами для металлоконструкций машин. Различают дефекты подготовки и сборки узлов и элементов конструкции под сварку и собственно сварочные дефекты. Следует иметь в виду, что дефекты подготовки и сборки часто приводят к появлению собственно сварочных дефектов. Наиболее характерные дефекты подготовки и сборки: неправильный угол скоса кромок в швах при сварке плавлением с V-, U- и Х-образной разделкой; неравномерное притупление по длине кромок или непостоянство зазора между ними; несовпадение стыкуемых плоскостей; расслоение и загрязнения на кромках и т.п. Сварочные дефекты (несплошности) различают по их типам и видам. Кроме несплошностей в сварных соединениях могут иметь место макро- и микронеоднородности и другие несовершенства структуры. Наличие тех или иных дефектов в сварных соединениях еще не определяет потерю работоспособности этих соединений. Опасность дефектов наряду с влиянием технологии производства и собственных характеристик несплошностей (типы, виды, размеры и т. п.) зависит от большого числа конструктивных и эксплуатационных факторов. К конструктивным факторам можно отнести свойства материалов и конструкцию соединений. Со свойствами материалов связаны: пластичность или хрупкость шва, склонность к образованию и развитию трещин. Конструкция соединения определяет геометрию и нагруженность шва, разностенность, вырезы и другие концентраторы напряжений, а также остаточные напряжения. Эксплуатационными факторами считают характеристики нагружения соединений: статику, динамику, многoцикловую или малоцикловую усталость, наличие перегрузок, температуру, агрессивную среду и т.п. Причем одни и те же факторы по-разному влияют на несущую способность сварных соединений в зависимости от характеристики материала, характеристики нагрузки, наличия концентраторов напряжений, остаточных сварочных напряжений. С учетом всех перечисленных конструктивно-эксплуатационных факторов для оценки опасности сварочных дефектов их разделяют на две группы: объемные и трещиноподобные. Объемные дефекты не оказывают особого влияния на работоспособность соединения. Эти дефекты (поры, шлаки, включения, непровары без надреза) можно нормировать по размерам или площади ослабления ими сечения шва. Трещиноподобные дефекты, в том числе трещины, весьма опасны для эксплуатации соединений. Трещины и трещиноподобные дефекты, как правило, считают недопустимыми независимо от их размеров. Объемные дефекты допускают до определенных размеров и количества. Нормы допустимости дефектов по их видам, типам, размерам и количеству оговаривают в соответствующих нормативно-технических документах. Основанием к назначению норм служат, с одной стороны, прочностные (эксплуатационные) требования к соединению, а с другой - технологические возможности выполнения сварки. Наибольшая вероятность появления дефектов наблюдается в периоды интенсивной эксплуатации машин, в зимние периоды, если работы конструкции в это время ведутся при отрицательной температуре. Поэтому, диагностирование металлических конструкций ПТСДМ должно предшествовать периодам эксплуатации, описанным выше. Статистика разрушений указывает на рациональность проведения диагностирования в октябре-ноябре и апреле-мае. Визуальный осмотр металлоконструкций включает выявление дефектов, представляющих явную опасность возможного хрупкого разрушения и замер общих деформаций металлоконструкций. Невооруженным глазом должны быть осмотрены все видимые поверхности сварных швов. При выявлении трещин поверхности металла, сварных швов и околошовной зоны должны быть зачищены от грязи. Те места, где имеются трещины в краске и потеки ржавчины из них, очищают до металла и осматривают через лупу. При очередной окраске металлоконструкций сварные швы и околошовные зоны в местах наиболее вероятного появления трещин очищаются от старой краски независимо от ее состояния и тщательно осматриваются через лупу с 6 - 8 -кратным увеличением. Чтобы убедиться в наличии трудно различимых трещин, снимают острым зубилом тонкую стружку металла по направлению предполагаемой трещины. Раздвоение стружки подтверждает наличие трещины в данном месте. При срубании стружки не допускаются резкие и глубокие зарубки металла. Наличие дефектов на торце стыковых швов уточняют путем зачистки шва и протравливания зачищенной поверхности 15 – 20- процентным водным раствором азотной кислоты. Полученный таким образом макрошлиф рассматривают через лупу. Если в очищенном от краски металле не обнаружено дефектов, то сразу же после осмотра его следует загрунтовать, а затем окрасить. В тех случаях, когда изготовление приспособлений для осмотра недоступных элементов затруднено, можно использовать оптические средства: призменные бинокли не менее шестикратного увеличения, телескопы или зрительные трубы. Если трещина не просматривается через лупу с шестрикратным увеличением, то применяют один из методов неразрушающего контроля. В условиях производства более простыми являются капиллярные методы - методы керосиновой или цветной пробы. Керосиновая проба заключается в следующем. Место предполагаемой трещины зачищают до блеска, смачивают его керосином и вытирают насухо. Затем поверхность покрывают слоем мела. Трещина проявляется при обстукивании поверхности молотком. В цветной пробе используют смесь керосина (70 %) с трансформаторным маслом (30 %) и добавкой яркого красителя, из расчета 10 г на 1 л смеси. Ослабление заклёпок обнаруживают постукиванием молотка. Заклёпки с дефектом при ударе издают глухой дребезжащий звук. Дефектами заклепочного соединения являются ржавые потеки, выступающие из-под заклёпок, неплотное прилегание элементов, шелушение краски. В клёпаных и сварных конструкциях можно наблюдать трещины в срединном слое металла вдоль прокатки (расслоение металла). Расслоение – опасный вид дефекта, который характеризуется выпучиванием поверхности при сварке и появлением волосяных трещин на поверхности. Контроль дефектов металлоконструкций и сварных соединений в виде трещин предусматривает применение неразрушающих методов контроля с высокой разрешающей способностью при обнаружении дефектов. Сравнительная эффективность методов контроля по разрешающей способности, производительности контроля и степени выявляемости дефектов, приведена в таблице 11.
Таблица 11 – Сравнительная эффективность методов диагностики
* S – толщина изделия, ** - выявляемость при совпадении оси пучка с плоскостью трещины.
Радиографическим контролем выявляют внутренние скрытые дефекты: крупные трещины, непровары, поры, металлические и неметаллические включения. Метод не чувствителен к классу чистоты поверхности контролируемых объектов. Поверхностные трещины радиационными методами выявлять не рекомендуется, так как их чувствительность ниже разрешающей способности визуальных методов. Для выявления внутренних скрытых трещин необходимо, чтобы лучи совпадали с плоскостью трещины или составляли с ней угол не более 10 – 15°. Применение ультразвуковых методов рекомендуется в полустационарных условиях для выявления скрытых внутренних дефектов в сварных швах: трещин, непроваров, включений, расслоений. При контроле сварных швов металлоконструкций метод является дополнительным к радиографическому. Применение портативных ультразвуковых толщиномеров обеспечивает измерение толщины с дискретностью 0,1 – 0,01 мм при одностороннем доступе, непосредственно на машине, на высоте, без демонтажа конструкции. Рекомендуется применять их для измерения коррозионного износа металлоконструкций, особенно в закрытых полостях коробчатого и трубчатого сечения. Применение магнитопорошковых методов рекомендуется для выявления поверхностных и подповерхностных дефектов: усталостных трещин в сварных швах и околошовной зоне; закалочных, литейных и сварочных трещин; волосовин; расслоений; непроваров стыковых сварных соединений. Электромагнитными методами рекомендуется выявлять поверхностные и подповерхностные дефекты: усталостные и технологические трещины, раковины, неметаллические включения, волосовины, пористость, очаги коррозионного поражения, качество термообработки. Методы обладают портативностью и автономностью аппаратуры, высокой чувствительностью и производительностью. Для контроля деталей сложной формы целесообразно применять дефектоскопы со сменными датчиками разной конструкции. При выборе датчика из числа входящих в комплект дефектоскопа необходимо учитывать как форму и размеры зоны контроля, так и её доступность. Визуально-оптический контроль предназначен для обнаружения поверхностных дефектов: трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, разрывов, остаточных деформаций. Капиллярные методы предназначены для обнаружения поверхностных и сквозных дефектов в объектах контроля, определения их расположения, протяженности и ориентации по поверхности.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |