Основы технической диагностики
Для определения возможного момента отказа машины необходимо знание первоначального технического ее состояния и закономерностей процессов, обусловливающих снижение ее работоспособности. Основным затруднением в этой задаче является то, что процессы, снижающие работоспособность машин, зависят от очень большого количества трудно поддающихся учету условий работы. Это приводит к тому, что их действие носит весьма вероятностный характер, не обеспечивающий необходимой точности предсказания. В то же время периодически проводимые операции диагностирования позволяют осуществлять необходимое уточнение, дающее возможность с достаточной для практики точностью предсказывать момент появления отказа или же приближения к моменту необходимости проведения ремонта. Наиболее важным показателем надёжности изделия является отсутствие отказов во время его функционирования (безотказность), так как отказ изделия может привести к тяжёлым последствиям. Техническая диагностика, благодаря раннему обнаружению дефектов и неисправностей, позволяет устранить подобные отказы в процессе технического обслуживания и ремонта, что повышает надёжность и эффективность эксплуатации изделий. Техническая диагностика решает обширный круг задач, многие из которых являются смежными с задачами других научных дисциплин. Основной задачей технической диагностики является распознавание технического состояния объекта в условиях ограниченной информации. Анализ состояния проводится в условиях эксплуатации, при которых получение информации крайне затруднено, поэтому часто не представляется возможным по имеющейся информации сделать однозначное заключение и приходится использовать статистические методы. Теоретическим фундаментом для решения основной задачи технической диагностики следует считать общую теорию распознавания образов. Техническая диагностика изучает алгоритмы распознавания применительно к задачам диагностики, которые обычно могут рассматриваться как задачи классификации. Алгоритмы распознавания в технической диагностике частично основываются на диагностических моделях, устанавливающих связь между техническими состояниями изделия и их отображениями в пространстве диагностических признаков. Важной частью проблемы распознавания являются правила принятия решений (решающие правила). Решение диагностических задач (отнесение изделия к исправным или неисправным) всегда связано с риском ложной тревоги или пропуска отказа. Для принятия обоснованного решения привлекаются методы теории статистических решений. Решение задач технической диагностики связано с прогнозированием надёжности на ближайший период эксплуатации (до следующего технического осмотра). Здесь решения основываются на моделях отказов, изучаемых в теории надёжности. Другим важным направлением технической диагностики является теория контролеспособности. Контролеспособностью называется свойство изделия обеспечивать достоверную оценку его технического состояния. Контролеспособность создаётся конструкцией изделия и принятой системой диагностики. Основной задачей теории контролеспособности является изучение средств и методов получения диагностической информации. В сложных технических системах используется автоматизированный контроль состояния, которым предусматривается обработка диагностической информации и формирование управляющих сигналов. Методы проектирования автоматизированных систем контроля составляют одно из направлений теории контролеспособности. Задачи теории контролеспособности связаны с разработкой алгоритмов поиска неисправностей, разработкой диагностических тестов, минимизацией процесса установления диагноза. Таким образом, структура технической диагностики характеризуется двумя взаимопроникающими и взаимосвязанными направлениями: теорией распознавания и теорией контролеспособности. Теория распознавания содержит разделы, связанные с построением алгоритмов распознавания, решающих правил и диагностических моделей. Теория контролеспособности включает разработку средств и методов получения диагностической информации, автоматизированный контроль и поиск неисправностей. Техническая диагностика – это наука о распознавании состояния технической системы или отрасль знаний, устанавливающая признаки неисправного состояния машин, изучающая техническое состояние объекта диагностики, разрабатывающая методы определения технического состояния, принципы построения и организацию использования средств диагностики для объективного заключения о состоянии объекта диагностики без его разборки. Целью технической диагностики является повышение надёжности и ресурса технических изделий. Техническое состояние объекта диагностики – это совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации его внутренних свойств, характеризующих в определенный момент времени соответствие или несоответствие качества машины требованиям, установленным технической документацией на этот объект. Под объектом диагностирования подразумевают технические устройства, например, грузоподъемные краны или путевые машины, их узлы, системы, агрегаты, приборы и детали, состояние которых необходимо оценивать. В процессе эксплуатации технического устройства определенное взаимное расположение деталей остается неизменным, а изменяется их взаимная связь, например, зацепление шестерен, сопряжение пар трения в результате изнашивания. Признаками технического состояния могут быть качественные и количественные характеристики его свойств, фактические значения которых определяют техническое состояние объекта. Если под понятием идеальной машины иметь в виду машину, абсолютно точно соответствующую технической документации, а под техническим состоянием машины ее реальное состояние, отличное от состояния идеальной машины, то оценка технического состояния машины может быть произведена на основании анализа функций ее состояния, под которым понимают показатели ее рабочих процессов. Различаются следующие функции состояния ПТСДМ: технико-экономические (грузоподъемность, рабочая скорость, удельный расход энергии и т.д.); параметрические (деформации элементов, шум, вибрации); расчетные (показатели надежности, показатели нагрузочно-деформированного состояния и др.). Различают следующие виды технического состояния: исправное и неисправное, работоспособное и неработоспособное, правильное функционирование и неправильное функционирование. Процесс определения технического состояния машины и ее сборочных единиц с определенной точностью безразборным методом называют техническим диагностированием. Диагностирование подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин по степени охвата объекта диагностики может быть общим и по элементным (локальным). Общая система диагностирования предназначена для выявления степени изменения основных функций машины по сравнению с эталонной машиной, например установление отношения реальных возможностей машины к расчетным. При общем диагностировании определяют работоспособность машины, выявляют наличие повреждений в сборочных единицах (узлах и агрегатах), дают им качественную оценку, т. е. определяют степень повреждения. Выводы общей системы диагностирования используют при комплексной оценке технического состояния машины и для принятия решений о необходимости ее направления в ремонт. Локальная система диагностирования, т.е. система диагностирования составной части машины, предназначена для выявления и оценки имеющихся в машине конкретных дефектов, что необходимо для быстрого и точного поиска места поломки, а также для своевременного предотвращения отказов. При поэлементном техническом диагностировании осуществляют поиск неисправного узла, когда машина находится в работоспособном состоянии. Поэлементное техническое диагностирование отличается большей сложностью по сравнению с общим. Таким образом, задача технического диагностирования заключается в определении технического состояния машины и прогнозе дальнейших изменений ее параметров без их разборки. При этом особое значение приобретают симптомы (признаки), характеризующие техническое состояние. Состояние объекта описывается совокупностью (множеством) определяющих его параметров (признаков). Распознавание состояния объекта – отнесение состояния объекта к одному из возможных классов (диагнозов). Число диагнозов (классов, типичных состояний, эталонов) зависит от особенностей задачи и целей исследований. Часто требуется провести выбор одного из двух диагнозов (дифференциальная диагностика или дихотомия), например, «исправное состояние» или «неисправное состояние». В других случаях необходимо более подробно охарактеризовать неисправное состояние. В большинстве задач технической диагностики диагнозы (классы) устанавливаются заранее, и в этих условиях задачу распознавания часто называют задачей классификации. Совокупность последовательных действий в процессе распознавания называется алгоритмом распознавания. Существенной частью процесса распознавания является выбор параметров, состояния объекта, которые должны быть достаточно информативны, чтобы при выбранном числе диагнозов процесс разделения (распознавания) мог быть осуществлён. 1.3. Цели, задачи и общие принципы диагностирования ПТСДМ
Основной целью технического диагностирования ПТСДМ является повышение их надежности, эффективности использования и увеличение технического ресурса путем сокращения трудовых, временных и материальных затрат на всех периодах эксплуатации путем обеспечения оптимальных режимов функционирования. Достижение этого возможно путем решения следующих прикладных задач: - предотвращение возможных отказов благодаря раннему обнаружению дефектов и неисправностей, что позволяет их устранять в процессе технического обслуживания и ремонта (ТО и Р); - увеличение наработки благодаря сокращению времени нахождения в ТО и Р, своевременной замене дефектных элементов, регулированию их положения; - предотвращение преждевременных ремонтов сборочных единиц, находящихся в хорошем состоянии, благодаря своевременному получению информации о техническом состоянии; - сокращение потребности в некоторых элементах путем заблаговременного их ремонта; определение остаточного ресурса и остаточной стоимости машин; - корректирование программ ТО и Р благодаря возможности эксплуатации ПТСДМ по состоянию.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |