Самооценка как свойство личности
Для больных с невротическими расстройствами характерны нарушения в структуре их самооценки и нарушения личностно-смыслового уровня. В связи с этим проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследовательских работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Некоторые авторы под самооценкой понимают самоотношение, другие сводят к Я-образу и Я-концепции, третьи считают, что самооценка – это самостоятельный элемент структуры самосознания. Тем не менее, формирование всех этих компонентов обусловлено социумом, развитием и деятельностью личности в этом социуме. В деятельности самооценка тоже имеет очень важное значение: благодаря ей происходит профессиональное саморазвитие, и здесь она является характеристикой личностного включения в деятельность [25]. Особый вклад в изучение самосознания и самооценки был внесен Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, C. Л. Рубинштейном, И. С. Коном, B. C. Мерлиным и др., Э. Эриксоном, К. Роджерсом, У. Джеймсом. По мнению этих ученых, в психологической жизни личности, в ее структуре самосознание наряду с сознанием является необходимым условием ценности и преемственности формирования внутреннего мира. Ананьев Б.Г. высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я. Согласно американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу, самооценку (чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью и т.п.) можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе – притязания личности. Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо понижая притязания (знаменатель). В своем труде «Психология» он первым ввел понятие «самооценка», «образ самого себя». Он разделил личность на составные элементы, чувства и эмоции, которые эти элементы вызывают (самооценка), и поступки согласно этим элементам (забота о самом себе и самосохранение). Самооценку он разделял на самодовольство и недовольство собой [9]. В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку, как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [9]. В современной психологии изучение самооценки вводится в рамки более широкой конструкции, именуемой Я-концепцией. Я-концепция стала весьма распространенным клише в зарубежной психологической литературе, находя применение также и в отечественной. У нас эта концепция хорошо известна в изложении английского психолога и педагога Р. Бернса (1986). Автор приводит общее (точнее, обобщенное) определение Я-концепции и описание ее структуры: «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой: 1. «Образ Я» – представление индивида о самом себе. 2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Р. Бернс выделил три составляющих «Я-концепции», позволяющих конкретизировать ее содержательную сторону. Когнитивная составляющая Я-концепции. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самих себя, мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия: к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Оценочная составляющая Я-концепции. Я-концепция – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Аффективная составляющая существует в силу того, что когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, социальные реакции на какие-то его [индивида] проявления и самонаблюдения. Поведенческая составляющая Я-концепции. Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Значение Я-концепции. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий» [Бернс, 1986, с. 30 – 39]. В изложении Бернса Я-концепция — это все представления человека о себе, сопровождающиеся их оценкой. Разбираемая конструкция имеет три структурных элемента: когнитивный, оценочный и поведенческий. Первый составляет образ Я, отражающий содержание представлений субъекта о себе. Второй компонент, который Бернс склонен называть самооценкой, чаще и привычно именуется эмоционально-ценностным самоотношением (Rosenberg, 1965; Wylie, 1974 – 1979; и мн. др.). Третий элемент конструкции, с некоторой осторожностью обозначаемый автором как потенциально поведенческий и довольно скупо им раскрываемый, обычно характеризуется в качестве полноправной подструктуры, презентирующей действия и поступки людей, продуцируемые когнитивной и эмоционально-ценностной составляющими, и, в частности, проявляющийся в речи, высказываниях индивида о себе [7]. Человек как социальное существо не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, нормативов и оценок, определяемых условиями жизни в обществе (процесс социализации). Он становится объектом и собственных суждений, и оценок других людей, с которыми взаимодействует, и, если он стремится получить одобрение окружения, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Поэтому функциями «Я концепции» являются: – интерпретация прошлого опыта; – действия индивида в конкретной ситуации; – интерпретация действий других; – определение ролевых экспектаций индивида, то есть представлений о том, что должно произойти. Именно «Я-концепция» определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида, являясь важным фактором организации его психики и поведения. Я-концепцию личности необходимо рассматривать в трех временных измерениях: – прошлое как интерпретация опыта; – настоящее как действия индивида в конкретной ситуации; – будущее как построение перспектив будущего (ожидания индивида) [11]. По Д. Майерсу, «Я-концепция» – это Я-структуры (психические модели), с помощью которых мы организуем нашу жизнь. Я-структура – вера в себя (доверие к себе), которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого человека. Эти элементы «Я-концепции» влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Наша «Я-концепция» включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но и то, кем мы могли бы стать, т. е. наши возможные Я [11]. Самооценка отражает присутствие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. Но это не просто констатация наличного потенциала, в чем, безусловно, правы многие исследователи [Бернс, 1986; Якоби, 2001 и др], а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, т.е. установление субъектом собственной значимости. И поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, какова ценность моего потенциала, а следовательно, меня? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное либо негативное с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна прямо задать модус самоотношения либо существенно повлиять на него. Самооценка по какому-либо качеству, согласно Р. Уайли, основывается преимущественно на сопоставлении субъектом своих достижений с успехами окружающих, т.е. на так называемом социальном сравнении [7].
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |