Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В основе программы реабилитации должны лежать следующие принципы работы



2019-10-11 300 Обсуждений (0)
В основе программы реабилитации должны лежать следующие принципы работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 1.Выявление проблем личности на каждом этапе реабилитации, и их коррекция.

2.Поэтапность психологической реабилитации. Этапы психологической реабилитации отражают динамику изменений системы отношений личности больного (к самому себе, к заболеванию и лечению, к микро- и макросоциуму) после перенесенного заболевания.

3.Информирование (осведомленность) больного о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению : приверженность к лечению: сотрудничество с персоналом; активность в самостоятельных занятиях; формирование установок здорового образа жизни; и готовность больного к выполнению психологических условий реабилитации.

4.Ориентирование больного на формирование установок здорового образа жизни

5.Индивидуальность – учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных) при построении индивидуальной программы психологической реабилитации.

6.Разноуровневость воздействий, одновременно на разных уровнях психической регуляции: биологической (психофизиологической), внутриличностной и межличностной.

7.Непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации (на стационарном и амбулаторном этапе.) .

8.Осведомленность и заинтересованность больного в выполнение назначений и реабилитационных рекомендаций специалистов после выписки из стационара, в домашних условиях, как фактор непрерывности выполнения реабилитационных режимов нервно-психической и физической нагрузки

9.Ориентация родственников больного на создание щадящей, гуманистической среды в домашних условиях


     Конечной целью психологической реабилитации является оказание больному помощи в восстановлении оптимального для продолжения профессиональной деятельности психического здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный ритм жизни ускоряется в геометрической прогрессии, количество информации и скорость ее передачи растет, возрастает уровень физического и эмоционального напряжения в связи с этим, увеличивается число пациентов с невротическими расстройствами. Однако недостаточно изученными остаются  особенности эмоционального контроля, волевой сферы, преморбидный склад личности, которые являются психологическими факторами в развитии невротических расстройств. Проблема реабилитации больных с невротическими расстройствами продолжает оставаться актуальной.

В данной дипломной работе были проведены исследования по вопросам взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей у пациентов с невротическими расстройствами.

Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с невротическими расстройствами в отечественной и зарубежной литературе. Были рассмотрены основные определения, концепции, проведенные исследования по данным вопросам.

В ходе второго уровня проводились эмпирическиеисследования взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с невротическими расстройствами, используя клинико - анамнестичекий,  клинико - психологический и математико-статистический методы исследования.

В целом положительные результаты, полученные в ходе данного исследования, свидетельствуют о достижении целей и задач, поставленных при теоретическом обосновании данной работы.

Целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с невротическими расстройствами

Для достижения целей были выполнены следующие задачи:

1. Проанализирована психологическая литература по вопросу взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с невротическими расстройствами в отечественной и зарубежной литературе;

2. На основании эмпирического исследования выявлены, оценены и сравнены уровень самооценки и жизнестойкости, определены типы акцентуации характеров пациентов с невротическими расстройствами.

3.Установлены взаимосвязи самооценки, типов акцентуации характера, жизнестойкости пациентов с невротическими расстройствами.

4. Разработаны основные положения реабилитационной программы для пациентов с невротическими расстройствам.

В результате проведенной работы подтвердилась гипотеза: у пациентов с невротическими расстройствами наблюдается неадекватная самооценка (завышенная или пониженная.), что приводит к снижению их способности и готовности активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей.

На основании эмпирического исследования было выявлено, что для пациентов с невротическими расстройствами характерным является заниженная или завышенная самооценка, нереалистический уровень притязаний. Пониженная самооценка снижает самоуважение, делает человека неуверенным в себе, а завышенная, наоборот, к излишней самоуверенности, что порождает многочисленные конфликты.

  Эмпирически была доказана значимая корреляция между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, неуспеха. Также в результате исследования имело место снижение основных показателей самооценки (76%) при достаточно высоких значениях уровня притязаний, то есть расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Что приводит к конфликту между тем к чему человек, стремиться и каким считает себя.

Для пациентов с невротическими расстройствами характерен тревожный тип акцентуации характера (неуверенность, нерешительность, неспособность отстаивать свою точку зрения) и демонстративный тип (стремлением быть на виду, жаждой внимания к своей персоне, желанием слышать похвалы в свой адрес).

     Исследования показали, что уровни жизнестойкости у пациентов с невротическими расстройствами ниже, чем средние значения и значения у контрольной группы, а стандартные отклонения больше, что  порождает чувство отвергнутости, собственной беспомощности, снижение интереса к жизни, ощущение себя «вне» жизни чувство тревоги, страха, что с ним может, что-то случится.

Таким образом, в результате нашей работы было выявлено, что больные с невротическими расстройствами в большинстве случаев имеют неадекватную самооценку, что приводит к снижению их способности и готовности активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей.

Для выделения однородных групп объектов и установления количественной меры сходства был проведен кластерный анализ между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуацией характера. Были выделены два кластера. Первый кластер составляет уровень самооценки и уровень притязаний, второй жизнестойкость и акцентуации. А при помощи корреляционной матрицы и корреляционной плеяды доказана взаимосвязь между уровнем самооценки и личностными характеристиками у пациентов с невротическими расстройствами.

В конце данной работы разработаны основные положения реабилитационной программы для пациентов с невротическими расстройствами.

ВЫВОДЫ

1. В ходе теоретического исследования было выявлено, что в отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество исследований, посвященных анализу  невротических расстройств, самооценке как свойству личности, жизнестойкости и характерологических особенностей человека. Тем не менее, отдельных теоретических и эмпирических исследований, направленных на выявлении взаимосвязи личностных особенностей пациентов с  расстройствами  адаптации и уровнем самооценки, нет.

2. Доказана значимая корреляция между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Характерным для пациентов с невротическими расстройствами является заниженная или завышенная самооценка, нереалистический уровень притязаний, пониженный уровень жизнестойкости, преимущественно демонстративный и тревожно-боязливый тип акцентуации характера.

2. Было установлены взаимосвязи самооценки, типов акцентуации характера, жизнестойкости пациентов с невротическими расстройствами в результате проведенного кластерного и корреляционного анализа  

4. На основании проведенного исследования были разработаны основные положения реабилитационной программы для пациентов с невротическими расстройствами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абрамова Г.С.  Практикум по психологическому консультированию / Абрамова Г.С. – 6 –е издание, перераб. доп. – М.; Академический Проект, 2003 –496с.

2.  Аксенов М.М. Психологическая помощь пациентам с невротическими расстройствами / Аксенов М.М., Иванова А.А., Стоянова И.А. // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – №11 (139). – С. 69 – 74.

3. Амелина Л.Т. Взаимосвязь уровня самооценки и уровня конфликтности у созависимых родителей / Амелина Л.Т., Булгакова О.С. // Вестник психофизиологии. – 2015. – №1. – С.39

4. Бадиев И.В.Типология акцентуаций характера у подростков/ Бадиев И.В // Вестник БГУ. – 2015. – №5. – С.60–65.

5. Бернс Р.  Развитие  Я-концепции и воспитание // Пер. с англ. - М.: "Прогресс", – 2016. – 420с.

6. Бойко И.Н., Хамцова Н. Жизнестойкость как важная черта современного подростка / Бойко И.Н., Хамцова Н. // Воспитание и его роль в становлении специалиста. Архангельск. – 2005. – 112с.

7. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и её соотношение с Я- концепцией / Бороздина Л. В. // Вестник московского университетата.серия14. Психология. –2011. – № 1. – С.54 –66.

8. Векилова С.А. История психологии: конспект лекций / кн. подгот. И90 С.А. Векиловой. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. – 156с.

9. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / Гайфулин А.В. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1 (79) – С.73–76.

10. Глэддинг С. Психологическое консультирование./ Глэддинг С. –  4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с.

11. Голубь О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающие её внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию /  Голубь О.В. // Вестник ВолГУ Серия 11. – 2012. – № 1 (3). – С.94–100.

12. Гурович И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии  / Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А.// Социальная и клиническая психиатрия. –  2007. – Т 15, №1. – С.107.

13. Гуцунаева С.В. Связь жизнестойкости с саморегуляцией поведения и индивидуально-типологическими особенностями личности / Гуцунаева С.В.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2015. – С. 244 –246.

14. Долженко Я.А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости / Долженко Я.А. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции Уфа.  – 2011. – С. 15–18.

15. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен/ Евтушенко Е.А. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам LX международной научно-практической конференции № 1(58). – Новосибирск: СибАК –  2016. – №60.  – С.72–78.

16. Закерничная Н.В. Теоретическое осмысление понятия жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях /  Закерничная Н.В. // Учёные записки Забайкальского Государственного Университета . – 2016.– Том 11, № 5. –  С. 61-66.

17. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты жизнеспособности и формирование жизнестойкости человека /  Зеер Э.Ф. // Педагогическое образование в России. – 2016. –  №8.  – С.69–76.

18. Иванова И.А. Особенности самосознания лиц с невротическими расстройствами/ Иванова, И. А., Н. Н. Куимова, Н. А. Корниенко, А. А. Тарасюк. // Вестник Ярославский педагогический – 2017. – №1.  – 209–213.

19. Кабанченко Е.А. Сущность феномена жизнестойкости / Кабанченко Е.А. // Междисциплинарные исследования. – 2017. – №24. –  С.231–234.

20. Карвасарский Б.Д. Неврозы /  Карвасарский Б.Д. - 2 е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990.  – 576 с.

21. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов / Карвасарский Б.Д. - 5-е изд. – СПб.: Питер,2014. – 553с.

22. Карвасарский Б.Д. Сравнительное исследование структуры личности у больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами с позиций психодинамической концепции личност / Карвасарский Б.Д., Колотильщикова Е.А., Караваева Т.А., Бабурин И.Н., Лысенко И.С. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. – 2011. – № 18. – С. 104 –110.

23. Климчук  В. А. Тренинг внутренней мотивации.  / Климчук  В. А. – СПб.: Речь, 2005. – 76с.

24. Ковалев Н. К. Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения МГУ / Ковалев Н.К., Ефимова И.В., Булавина Т.А., Смирнова Л.Б. //материалы Московской Международной научно-методической конференции. – М., – 1995. – С.73.

25. Коваленко В.А. Генезис самооценки личности как психологической категории / Коваленко В.А.  // Вестник АГУ. – №3. – 2011. – С. 168 – 172.

26. Колотильщикова Е.А. Обоснование психологических механизмов невротических расстройств  / Колотильщикова Е.А. // Вестник психотерапии. – 2011.  – № 39. –  С. 64–78.

27. Колотильщикова Е.А. Психологические механизмы невротических расстройств/ дис. д-ра психол. наук / Е.А Колотильщикова. – СПб .– 2012. – С.48.

28. Кудинов С.И. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности/ Кудинов С.И., Кудинов С. С., Хаммад С. М. // Известия Саратовского университетата. Психология развития. –2017. – Т. 6, №3. – С. 229–238.

29. Кудинов С. И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта  / Кудинов С. И.,Хаммад С. М. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. –2015. – № 1. – С. 26–30.

30. Лапкина Е.В. Совладающиее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функции / Лапкина Е.В.  // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – 2015. – Т.21. – С.130–133.

31. Леонгард  К.  Акцентуированные личности  /  пер. В. М. Лещинская. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — 541с.

32. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. // – М.: Смысл, 2006.  –  63с.

33. Луков М.Ю. Становление  автономия личности / Луков М.Ю. //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки – 2013.  – С.1–5.

34. Мартышова В.В.  Влияние самооценки на развитие личности / Мартышова В.В. // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 6. –С.226 – 227.

35. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности / Молчанова О.Н. // Мир психологии. – 2011. – №1. – С. 82–95.

36. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер.с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Класс, 1999. — 93 с.

37. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы // В. Н. Мясищев. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. – 428с.

38. Наливайко Т.В.  К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Наливайко Т.В.  //  Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль. –  2006. – № 4. –  С. 211–216.

39. Никитина Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования /  Никитина Е.В. // Academy. – 2017. – С.100–103

40. Николаев В.М Эффективность комплексной лечено-реабилитационной помощи пациентам с пограничными психическими расстройствами в условиях психотерапевтического реабилитационного центра г. Пенза. / Николаев В.М., Баженова Ю.Б., Петрова Е.В. // Социальная и клиническая психиатрия. –2014 .– Т. 24, № 1. – С.28 – 33.

41. Овчинников А. А   Особенности акцентуации характера больных с невротическими расстройствами / Овчинников А. А., Султанова А. Н. // Медицинские науки. – 2015. – № 3. – С.35–45.

42. Осин  Е.Н. Фактурная структура краткой версии Теста жизнестойкости / Осин Е.Н.  // Организационная психология. –  2013. – Т 3.  –  С.42 – 60.

43. Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности  / Пастухова М.В. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. –  Т. 12, №5. –  С. 460 – 461.

44. Перре М. Клиническая психология и психотерапия/ 3 под ред. М. Перре, У. Бауманна пер. с нем. под ред. проф. В. А. Абабкова. СПб.: Питер, 2012.  –  994с.

45. Польшина М. А. Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии /  Польшина М. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 71–76.

46. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога// Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. – М.: изд. АПН СССР. – 1988.  – С110–128.

47. Сайко Я. В.Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и самооценки личности студентов / Сайко Я. В., Гуслякова Н. И. // Вестник ЧГПУ. Психология. – 2013. – № 10. – С.208–213.

48. Семонюк А.М.   Медико-психологическая реабилитация как мероприятия по противодействию стресс А.В. / Семонюк А.М., Кузнецов А.А., Енин К.А., Кауров Г.И., Гнелицкий Я.В., Панков А.В. // Здоровье и образование в 21 веке. – 2014. – С.20 –211.

49. Смулевич А.Б.Пограничная психическая патология в общемедицинской практике /  Смулевич А.Б.// Приложение к журналу "Врач" – 2000г. – С.26 – 43.

50. Теммоева И.Р. ,Татарова Б.А. Актуальные проблемы медицинской и психологической реабилитации  / Теммоева И.Р. ,Татарова Б.А. // Электронный образовательный вестник. Вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2015. – Т.17(12). – С.10– 12.

51. Филиппович В. И. Взаимосвязь жизнестойкости и психологических защит при пограничных психических расстройствах /Филиппович В. И. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т.1, № 4 (60) – С.135–138.

52. Фоменко Г.Ю. Самооценка и базисные убеждения личности: Содержание, взаимосвязи и особенности исследования /  Фоменко Г.Ю., Фролов А.А. // Южно-российский журнал социальных наук. – 2018.  – Т.19, №3. – 2018. – С.58–74.



2019-10-11 300 Обсуждений (0)
В основе программы реабилитации должны лежать следующие принципы работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В основе программы реабилитации должны лежать следующие принципы работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)