Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



2019-10-11 221 Обсуждений (0)
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате исследования анализ количественных результатов по «Методике шкалирования самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейна модификация (А.М. Прихожан) показал:

Заниженный уровень притязаний менее 60 баллов имеют 3(9 %) пациента с невротическим расстройством. При заниженном уровне притязаний формируется неблагоприятное развитие личности (пониженной фон настроения).

  Реалистический уровень притязаний от 60-89 баллов – 18 (55 %) пациентов. 

Нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям, то есть, очень высокий уровень притязаний в пределах от 90-100 баллов имеют 12 (36 %) пациентов с невротическим расстройством.

Пониженный уровень самооценки менее 45 баллов у 14 пациентов (42,5 %). За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Средний и высокий уровень самооценки 45 – 75 баллов соответствующий о реалистичной или адекватной самооценке 14 пациентов. (42,5 %)

Завышенный уровень самооценки (очень высокий уровень самооценки) 75 – 100 баллов имеют 5 пациентов (15 %) с невротическим расстройством. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.

    Исследования показали, что завышенный и заниженный уровень самооценки имеют 57,5 % пациентов с невротическими расстройствами, а нереалистический уровень притязаний 55%.

 

Рисунок 1 – Уровень самооценки и уровень притязаний у  пациентов с невротическими расстройствам

В результате исследования был проведен сравнительный анализ уровня самооценки и уровня притязаний пациентов с невротическими расстройствами и контрольной группы. Среднее значение уровня самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами (54,1 и 79,2) меньше, чем у контрольной группы (66,1 и 87,9), стандартное отклонение больше (20,2 и 18,5) и (12,8 и 8,3) при коэффициенте достоверности (р<0,01 и р<0,05). 

Таблица 1

Среднее значения уровня самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами и контрольной группы

Шкалы Среднее значение (пациенты) Станд.отклон(±) (пациен ты) Среднее значение (контр.группа) Станд.отклон(±) (контр.группа) Valid N U P
Уровень самооценки 54,1 20,2 66,1 12.8 33 209.5 р<0,01
Уровень притязаний 79,2 18,5 87,9 8,3 33 321.5 р<0,05

 

Был подсчитан коэффициент корреляции по Спирмену  уровня самооценки и уровня притязаний  r = 0, 49 , р<0,05 (n=33), корреляция между ними статистически значима. Полученные результаты позволяют сделать выводы, что завышенная самооценка у пациентов с невротическими расстройствами непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, неуспеха

 

Анализ по семи шкалам методики Дембо – Рубинштейна в модификации Прихожан демонстрирует снижение средних показателей уровня самооценки у пациентов с невротическими расстройствами  при достаточно высоких значениях уровня притязаний.

 

 

Рисунок 2 – Анализ уровень самооценки и уровня притязаний по 7 шкалам у пациентов с невротическими расстройствами

 

Также имеет место расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязания:

23 балла и более – имеют 18 пациентов с невротическими расстройствами: это означает резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.

8 – 22 (норма) – 8 пациентов, то есть человек ставит те цели, которые можно достичь.

1 – 7 или при совпадении – 7 пациентов, у данных пациентов уровень притязаний не является стимулом для развития. Если уровень притязаний, ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу»

Анализ взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами показал: при завышенном и заниженном уровне самооценки наблюдаются проблемы в формировании личностных качеств человека. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям, а иногда наоборот даже серьезную критику не принимает близко к сердцу. У человека с заниженной самооценкой возникают представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности. Заниженный и завышенный уровень, расхождение между самооценкой и уровнем притязаний значительно влияет на личностные особенности пациентов с невротическими расстройствами. На рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний оказывает влияние тип акцентуации личности.

При проведении методики С. Шмишека были выявлены следующие типы акцентуаций у пациентов с невротическими расстройствами: демонстративный тип (характеризуется повышенной способностью к вытеснению) имеют 6 пациентов; гипертимный тип акцентуации (повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью) – 4 пациента; тревожно-боязливый тип акцентуации – 13 пациентов; педантичный тип акцентуации (лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний) 6 пациента; циклотимный тип акцентуации – 4 человека. Большее количество пациентов имеют тревожно-боязливый тип акцентуации характера, для которого характерно заниженная самооценка (постоянные сомнения в себе, в своих суждениях и поступках); минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, ранимость, нерешительность, низкая устойчивость в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности, неуверенности, бессилия перед внешними факторами;

Рисунок 3 – Типы акцентуаций характера у пациентов с невротическими расстройствами

 

Анализ результатов методики «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева) демонстрирует:

      Среднее значение уровня вовлеченности (29 – 46 баллов) имеют 15 пациентов с невротическими расстройствами, выше среднего – 1, низкий уровень – 17;

Среднее значение уровня контроля (21 – 37) – 11 пациентов, выше среднего – 4, низкий уровень – 18;

Среднее значение уровня принятия риска (9 – 18) – 18 пациентов, выше среднего – 3, низкий уровень – 12;

 

Таблица 2

Средние значения и стандартные отклонения уровня жизнестойкости пациентов с невротическими расстройствами и нормативные значения

Шкалы

Норма

Пациенты

Среднее значение Станд. откло нение (±) Среднее значение Станд. отклонение (±)
Жизнестойкость 80,7 18,53 62,3 20,7
Вовлеченность 37,6 8,08 28 8,5
Контроль 23,1 8,43 20,4 9,7
Принятие риска 13,9 4,39 11,7 4,9

 

 

Среднее значение уровня жизнестойкости (82 – 99) – 15пациентов. Отклонение от нормы (среднего значения) низкий уровень жизнестойкости выявлен у 18 пациентов с невротическими расстройствами

Из полученных данных, видно, что уровень жизнестойкости (вовлеченности, контроля и принятия риска) у пациентов с невротическими расстройствами ниже средних значений и значений у контрольной группы, а стандартное отклонение больше, что способствует возникновению у данной группы пациентов внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, пониженной стрессоустойчивости. Снижение уровня вовлеченности и уровня контроля у пациентов с невротическими расстройствами порождает чувство отвергнутости, собственной беспомощности, ощущение себя «вне» жизни, а пониженный уровень принятия риска порождает чувство тревоги, страха, что с ним может, что- то случится.

 

Таблица 3

Средние значения и стандартные отклонения уровня жизнестойкости пациентов с невротическими расстройствами и контрольной группы (n=33, p ≤0,01)

Шкалы Среднее значение (пациенты) Станд.отк лон(±) (пациенты) Среднее значение (контр .группа) Станд.отклон(±) (контр. группа) Valid N U P
  Жизнестойкость 62,3 20,7 83,5 18,2 33 183,5 p ≤0,01
Вовлеченность 28 8,5 37,3 7,6 33 154,5 p ≤0,01
Контроль 20,4 9,7 30,8 6,2   33 211,5 p ≤0,01
Принятие риска 11,7 4,9 17,4 3,8 33 152 p ≤0,01

 

 

Для выделения однородных групп объектов и установления количественной меры сходства был проведен кластерный анализ между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуацией характера в программе STATISTIKA 6.0 Для выделения числа кластеров была проведена кластеризация методом горизонтальных дендрограмм, на которой показана последовательность объединения различных характеристик и выделено количество кластеров.

.

 

 

Рисунок 4 - Прямоугольная дендрограмма уровня самооценки и личностных характеристик пациентов с невротическими расстройствами

 

 

 


       

Рисунок 5 – График К-средних уровня самооценки и личностных характеристик пациентов с невротическими расстройствами

 

Для подтверждения результата была проведен кластерный анализ с помощью метода K-средних. Выявлено 2 кластера с эвклидовым расстоянием 2,518616 и квадратом расстояния 6,34342. Дисперсионный анализ показал: p<0,001,что подтверждает значимость различий.  Первый кластер составляет уровень самооценки и уровень притязаний, второй жизнестойкость и акцентуации.

 

Таблица 4

Кластеры и расстояние между ними

VARIABLE

CLUSTER

DISTANCE

Вовлеченность

1

1

0,77

Контроль

2

1

0,57

Принятие риска

3

1

0,34

Уровень самооценки

4

2

0,78

Уровень притязаний

5

2

0,78

Демонстративность

6

1

0,29

Застревание

7

1

0,24

Педантичность

8

1

0,25

Возбудимость

9

1

0,30

Гипертимность

10

1

0,34

Дистимность

11

1

0,26

Тревожность

12

1

0,31

 Экзальтированность

13

1

0,26

Эмотивность

14

1

0,29

Циклотимность

15

1

0,21

 

 

Для установления взаимосвязи между уровнем самооценки пациентов с невротическими расстройствами была проведена в программе STATISTIKA 6.0 корелляционная матрица. В таблице показаны значимые коэффициенты корреляции личностных характеристик и уровня самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами.

  Вовлечен ность Кон тр оль Принятие риска   Уровень самооцен ки   Уровень притяза ний Демонстратив ность Застревание   Педантич ность Возбуди мость Гипертим ность   Дистим ность Тревожность   Экзальтирован ность Эмотив ность Циклотим ность
Вовлеченность   0,80 0,48 0,55                      
Контроль 0,80   0,69 0,47   0,38                  
Принятие риска   0,48 0,69       0,47                  
Уровень самооценки 0,55 0,47     0,53                    
уровень притязаний       0,59                      
Демонстратив ность   0,38 0,47             0,56          
Застревание                 0,56   0,42 0,37        
Педантичность             0,56         0,43 0,40 0,42 0,42
Возбудимость                         0,56    
Гипертимность             0,56 0,42                
Дистимность             0,37           0,42 0,40  
Тревожность                 0,43           0,50 0,35
Экзальтирован ность               0,40 0,56   0,42     0,35 0,47
Эмотивность               0,42     0,40 0,50 0,35    

 

 

Таблица 2 Коэффициенты корреляции уровня самооценки с личностными особенностями пациентов с невротическими расстройствами, p<0,05 (n=33)

 

По результатам исследования были выявлены значимые коэффициенты корреляции (0,08) между контролем и вовлеченностью, уровнем самооценки (0,55) и вовлеченностью, уровнем самооценки (0,53) и уровнем притязаний, уровнем самооценки (0,47) и контролем, принятием риска (0,69) и контролем, принятием риска (0,47) и демонстративностью,  контролем (0,38) и демонстративностью.

Построенная корреляционная плеяда наглядно демонстрирует эмпирически выявленные взаимосвязи между уровнем самооценки, уровнем притязаний и личностными особенностями у пациентов с невротическими расстройствами

 


                                                                                               0,55                         

                                   

                                                                                                             0,47                                           0,53

                                                                       0, 80                                                             0,69     

                                                                              0,38                                             0,47

                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                           0,56                                                                                      

             

                                                   Положительный коэффициент корреляции                                               Самооценка

                                                   Отрицательный коэффициент корреляции                                                   Жизнестойкость                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                        Акцентуации характера

 

Рисунок 6 – Корреляционные плеяды между показателями исследования самооценки, жизнестойкости и акцентуаций характера p<0,05 (n=33)

 

В результате эмпирического исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи для p<0,05 (n=33):

1. между самооценкой и уровнем притязаний;

2. между самооценкой и жизнестойкостью;

3.между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуациями характера пациентов с невротическими расстройствами.

Таким образом, положительные корреляционные связи самооценки с личностными особенностями пациентов с невротическими расстройствами, являются статически значимыми.

Можно сделать вывод о том, что корреляционная плеяда p<0,05 (n=33) доказывает достоверность эмпирического исследования.

Анализ результатов корреляционных связей показывает, что уровень самооценки коррелирует с уровнем притязаний, уровень притязаний коррелирует с компонентами жизнестойкости такими, как вовлеченность, принятие риска, контроль. Между компонентами жизнестойкости (вовлеченностью, контролем и принятием риска) присутствует взаимосвязь. Принятие риска коррелирует с демонстративным типом акцентуации. Между компонентами акцентуации характера также присутствует взаимосвязь; демонстративность коррелирует с гипертимностью.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при разработке программы реабилитации для пациентов с различными невротическими расстройствами (F40 - F48 согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней)).

Практические рекомендации:

 На основании эмпирического исследования у пациентов с расстройствами адаптации были выявлены особенности а именно: наличие неадекватной самооценки и нереалистичного уровня притязаний, заниженный уровень жизнестойкости и преобладание следующих характерологических типов как тревожно-боязливый, демонстративный, гипертимный, педантичный и циклотимный. Учитывая патогенетическую концепции неврозов, с согласно которой ведущим этиологическим фактором неврозов является психосоциальный (личностный) фактор, а центральным звеном в развитии невротических расстройств является внутриличностный конфликт,  для восстановления психического здоровья и возвращения к профессиональной деятельности, здоровому образу жизни, предупреждения рецидива заболевания   пациентам комплексная психологическая помощь. Подводя итоги работы по изучению взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с расстройствами адаптации были разработаны основные положения реабилитационной программы для данной группы пациентов.

Программа психологической помощи пациентам с расстройствами адаптации должна состоять из следующих блоков:

1.Психодиагностика – психодиагностика личностных особенностей (индивидуально-типологические особенности, защитно-совладающий стиль поведения), актуального состояния, особенностей межличностного взаимодействия, особенностей семейной системы. Психодиагностика позволяет индивидуализировать программы психологической реабилитации и осуществлять контроль над психологическим состоянием больных в процессе ее проведения.

 2.Психологическое консультирование, состоящее из следующих направлений:

1) информационное – повышение психологической компетентности по проблемам формирования невротических нарушений;

2) мотивационное – создание мотивации на лечение и выявление личностных ресурсов в преодолении невротических форм реагирования.

 3.Психокоррекция – восстановление нарушенной системы отношений больного, улучшение качества жизни, восстановление социальной адаптации.

Психокоррекционная работа осуществляется с использованием приемов и методов рациональной (индивидуальной и групповой), семейной, когнитивно-поведенческой и индивидуальной личностно ориентированной психотерапии

4.Психотерапия - под ней предполагают средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными.



2019-10-11 221 Обсуждений (0)
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)