Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования анализ количественных результатов по «Методике шкалирования самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейна модификация (А.М. Прихожан) показал: Заниженный уровень притязаний менее 60 баллов имеют 3(9 %) пациента с невротическим расстройством. При заниженном уровне притязаний формируется неблагоприятное развитие личности (пониженной фон настроения). Реалистический уровень притязаний от 60-89 баллов – 18 (55 %) пациентов. Нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям, то есть, очень высокий уровень притязаний в пределах от 90-100 баллов имеют 12 (36 %) пациентов с невротическим расстройством. Пониженный уровень самооценки менее 45 баллов у 14 пациентов (42,5 %). За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий. Средний и высокий уровень самооценки 45 – 75 баллов соответствующий о реалистичной или адекватной самооценке 14 пациентов. (42,5 %) Завышенный уровень самооценки (очень высокий уровень самооценки) 75 – 100 баллов имеют 5 пациентов (15 %) с невротическим расстройством. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Исследования показали, что завышенный и заниженный уровень самооценки имеют 57,5 % пациентов с невротическими расстройствами, а нереалистический уровень притязаний 55%.
Рисунок 1 – Уровень самооценки и уровень притязаний у пациентов с невротическими расстройствам В результате исследования был проведен сравнительный анализ уровня самооценки и уровня притязаний пациентов с невротическими расстройствами и контрольной группы. Среднее значение уровня самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами (54,1 и 79,2) меньше, чем у контрольной группы (66,1 и 87,9), стандартное отклонение больше (20,2 и 18,5) и (12,8 и 8,3) при коэффициенте достоверности (р<0,01 и р<0,05). Таблица 1 Среднее значения уровня самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами и контрольной группы
Был подсчитан коэффициент корреляции по Спирмену уровня самооценки и уровня притязаний r = 0, 49 , р<0,05 (n=33), корреляция между ними статистически значима. Полученные результаты позволяют сделать выводы, что завышенная самооценка у пациентов с невротическими расстройствами непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, неуспеха
Анализ по семи шкалам методики Дембо – Рубинштейна в модификации Прихожан демонстрирует снижение средних показателей уровня самооценки у пациентов с невротическими расстройствами при достаточно высоких значениях уровня притязаний.
Рисунок 2 – Анализ уровень самооценки и уровня притязаний по 7 шкалам у пациентов с невротическими расстройствами
Также имеет место расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязания: 23 балла и более – имеют 18 пациентов с невротическими расстройствами: это означает резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя. 8 – 22 (норма) – 8 пациентов, то есть человек ставит те цели, которые можно достичь. 1 – 7 или при совпадении – 7 пациентов, у данных пациентов уровень притязаний не является стимулом для развития. Если уровень притязаний, ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу» Анализ взаимосвязи самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами показал: при завышенном и заниженном уровне самооценки наблюдаются проблемы в формировании личностных качеств человека. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям, а иногда наоборот даже серьезную критику не принимает близко к сердцу. У человека с заниженной самооценкой возникают представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности. Заниженный и завышенный уровень, расхождение между самооценкой и уровнем притязаний значительно влияет на личностные особенности пациентов с невротическими расстройствами. На рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний оказывает влияние тип акцентуации личности. При проведении методики С. Шмишека были выявлены следующие типы акцентуаций у пациентов с невротическими расстройствами: демонстративный тип (характеризуется повышенной способностью к вытеснению) имеют 6 пациентов; гипертимный тип акцентуации (повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью) – 4 пациента; тревожно-боязливый тип акцентуации – 13 пациентов; педантичный тип акцентуации (лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний) 6 пациента; циклотимный тип акцентуации – 4 человека. Большее количество пациентов имеют тревожно-боязливый тип акцентуации характера, для которого характерно заниженная самооценка (постоянные сомнения в себе, в своих суждениях и поступках); минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, ранимость, нерешительность, низкая устойчивость в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности, неуверенности, бессилия перед внешними факторами; Рисунок 3 – Типы акцентуаций характера у пациентов с невротическими расстройствами
Анализ результатов методики «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева) демонстрирует: Среднее значение уровня вовлеченности (29 – 46 баллов) имеют 15 пациентов с невротическими расстройствами, выше среднего – 1, низкий уровень – 17; Среднее значение уровня контроля (21 – 37) – 11 пациентов, выше среднего – 4, низкий уровень – 18; Среднее значение уровня принятия риска (9 – 18) – 18 пациентов, выше среднего – 3, низкий уровень – 12;
Таблица 2 Средние значения и стандартные отклонения уровня жизнестойкости пациентов с невротическими расстройствами и нормативные значения
Среднее значение уровня жизнестойкости (82 – 99) – 15пациентов. Отклонение от нормы (среднего значения) низкий уровень жизнестойкости выявлен у 18 пациентов с невротическими расстройствами Из полученных данных, видно, что уровень жизнестойкости (вовлеченности, контроля и принятия риска) у пациентов с невротическими расстройствами ниже средних значений и значений у контрольной группы, а стандартное отклонение больше, что способствует возникновению у данной группы пациентов внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, пониженной стрессоустойчивости. Снижение уровня вовлеченности и уровня контроля у пациентов с невротическими расстройствами порождает чувство отвергнутости, собственной беспомощности, ощущение себя «вне» жизни, а пониженный уровень принятия риска порождает чувство тревоги, страха, что с ним может, что- то случится.
Таблица 3 Средние значения и стандартные отклонения уровня жизнестойкости пациентов с невротическими расстройствами и контрольной группы (n=33, p ≤0,01)
Для выделения однородных групп объектов и установления количественной меры сходства был проведен кластерный анализ между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуацией характера в программе STATISTIKA 6.0 Для выделения числа кластеров была проведена кластеризация методом горизонтальных дендрограмм, на которой показана последовательность объединения различных характеристик и выделено количество кластеров. .
Рисунок 4 - Прямоугольная дендрограмма уровня самооценки и личностных характеристик пациентов с невротическими расстройствами
Рисунок 5 – График К-средних уровня самооценки и личностных характеристик пациентов с невротическими расстройствами
Для подтверждения результата была проведен кластерный анализ с помощью метода K-средних. Выявлено 2 кластера с эвклидовым расстоянием 2,518616 и квадратом расстояния 6,34342. Дисперсионный анализ показал: p<0,001,что подтверждает значимость различий. Первый кластер составляет уровень самооценки и уровень притязаний, второй жизнестойкость и акцентуации.
Таблица 4 Кластеры и расстояние между ними VARIABLE |
CLUSTER |
DISTANCE | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вовлеченность | 1 | 1 | 0,77 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль | 2 | 1 | 0,57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принятие риска | 3 | 1 | 0,34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень самооценки | 4 | 2 | 0,78 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень притязаний | 5 | 2 | 0,78 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демонстративность | 6 | 1 | 0,29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Застревание | 7 | 1 | 0,24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педантичность | 8 | 1 | 0,25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возбудимость | 9 | 1 | 0,30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гипертимность | 10 | 1 | 0,34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дистимность | 11 | 1 | 0,26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тревожность | 12 | 1 | 0,31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экзальтированность | 13 | 1 | 0,26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмотивность | 14 | 1 | 0,29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Циклотимность | 15 | 1 | 0,21 |
Для установления взаимосвязи между уровнем самооценки пациентов с невротическими расстройствами была проведена в программе STATISTIKA 6.0 корелляционная матрица. В таблице показаны значимые коэффициенты корреляции личностных характеристик и уровня самооценки и уровня притязаний у пациентов с невротическими расстройствами.
Вовлечен ность | Кон тр оль | Принятие риска | Уровень самооцен ки | Уровень притяза ний | Демонстратив ность | Застревание | Педантич ность | Возбуди мость | Гипертим ность | Дистим ность | Тревожность | Экзальтирован ность | Эмотив ность | Циклотим ность | |
Вовлеченность | 0,80 | 0,48 | 0,55 | ||||||||||||
Контроль | 0,80 | 0,69 | 0,47 | 0,38 | |||||||||||
Принятие риска | 0,48 | 0,69 | 0,47 | ||||||||||||
Уровень самооценки | 0,55 | 0,47 | 0,53 | ||||||||||||
уровень притязаний | 0,59 | ||||||||||||||
Демонстратив ность | 0,38 | 0,47 | 0,56 | ||||||||||||
Застревание | 0,56 | 0,42 | 0,37 | ||||||||||||
Педантичность | 0,56 | 0,43 | 0,40 | 0,42 | 0,42 | ||||||||||
Возбудимость | 0,56 | ||||||||||||||
Гипертимность | 0,56 | 0,42 | |||||||||||||
Дистимность | 0,37 | 0,42 | 0,40 | ||||||||||||
Тревожность | 0,43 | 0,50 | 0,35 | ||||||||||||
Экзальтирован ность | 0,40 | 0,56 | 0,42 | 0,35 | 0,47 | ||||||||||
Эмотивность | 0,42 | 0,40 | 0,50 | 0,35 |
Таблица 2 Коэффициенты корреляции уровня самооценки с личностными особенностями пациентов с невротическими расстройствами, p<0,05 (n=33)
По результатам исследования были выявлены значимые коэффициенты корреляции (0,08) между контролем и вовлеченностью, уровнем самооценки (0,55) и вовлеченностью, уровнем самооценки (0,53) и уровнем притязаний, уровнем самооценки (0,47) и контролем, принятием риска (0,69) и контролем, принятием риска (0,47) и демонстративностью, контролем (0,38) и демонстративностью.
Построенная корреляционная плеяда наглядно демонстрирует эмпирически выявленные взаимосвязи между уровнем самооценки, уровнем притязаний и личностными особенностями у пациентов с невротическими расстройствами
0,55
0,47 0,53
0, 80 0,69
0,38 0,47
0,56
Положительный коэффициент корреляции Самооценка
Отрицательный коэффициент корреляции Жизнестойкость
Акцентуации характера
Рисунок 6 – Корреляционные плеяды между показателями исследования самооценки, жизнестойкости и акцентуаций характера p<0,05 (n=33)
В результате эмпирического исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи для p<0,05 (n=33):
1. между самооценкой и уровнем притязаний;
2. между самооценкой и жизнестойкостью;
3.между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуациями характера пациентов с невротическими расстройствами.
Таким образом, положительные корреляционные связи самооценки с личностными особенностями пациентов с невротическими расстройствами, являются статически значимыми.
Можно сделать вывод о том, что корреляционная плеяда p<0,05 (n=33) доказывает достоверность эмпирического исследования.
Анализ результатов корреляционных связей показывает, что уровень самооценки коррелирует с уровнем притязаний, уровень притязаний коррелирует с компонентами жизнестойкости такими, как вовлеченность, принятие риска, контроль. Между компонентами жизнестойкости (вовлеченностью, контролем и принятием риска) присутствует взаимосвязь. Принятие риска коррелирует с демонстративным типом акцентуации. Между компонентами акцентуации характера также присутствует взаимосвязь; демонстративность коррелирует с гипертимностью.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при разработке программы реабилитации для пациентов с различными невротическими расстройствами (F40 - F48 согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней)).
Практические рекомендации:
На основании эмпирического исследования у пациентов с расстройствами адаптации были выявлены особенности а именно: наличие неадекватной самооценки и нереалистичного уровня притязаний, заниженный уровень жизнестойкости и преобладание следующих характерологических типов как тревожно-боязливый, демонстративный, гипертимный, педантичный и циклотимный. Учитывая патогенетическую концепции неврозов, с согласно которой ведущим этиологическим фактором неврозов является психосоциальный (личностный) фактор, а центральным звеном в развитии невротических расстройств является внутриличностный конфликт, для восстановления психического здоровья и возвращения к профессиональной деятельности, здоровому образу жизни, предупреждения рецидива заболевания пациентам комплексная психологическая помощь. Подводя итоги работы по изучению взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с расстройствами адаптации были разработаны основные положения реабилитационной программы для данной группы пациентов.
Программа психологической помощи пациентам с расстройствами адаптации должна состоять из следующих блоков:
1.Психодиагностика – психодиагностика личностных особенностей (индивидуально-типологические особенности, защитно-совладающий стиль поведения), актуального состояния, особенностей межличностного взаимодействия, особенностей семейной системы. Психодиагностика позволяет индивидуализировать программы психологической реабилитации и осуществлять контроль над психологическим состоянием больных в процессе ее проведения.
2.Психологическое консультирование, состоящее из следующих направлений:
1) информационное – повышение психологической компетентности по проблемам формирования невротических нарушений;
2) мотивационное – создание мотивации на лечение и выявление личностных ресурсов в преодолении невротических форм реагирования.
3.Психокоррекция – восстановление нарушенной системы отношений больного, улучшение качества жизни, восстановление социальной адаптации.
Психокоррекционная работа осуществляется с использованием приемов и методов рациональной (индивидуальной и групповой), семейной, когнитивно-поведенческой и индивидуальной личностно ориентированной психотерапии
4.Психотерапия - под ней предполагают средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными.
2019-10-11 | 221 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы