Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности формирование самооценки



2019-10-11 288 Обсуждений (0)
Особенности формирование самооценки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

   Формирование адекватной или неадекватной самооценки начинается с детского возраста под воздействием многих факторов, а именно:

· влияние родителей, их оценка и личный пример;

· средства массовой информации, информационные технологии;

· социальное окружение;

· образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)

· воспитание;

· особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;

· направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

Существенную роль в ее формировании, следует отводить родителям. «Обусловленный» характер проявления любви родителей, эмоциональная близость помогает ребенку сформировать объективный взгляд на события, происходящие в его жизни, и на собственные поступки. Именно отсюда берет начало процесс формирования у ребенка адекватной самооценки.

При формализме в выполнении родительских функций, когда истинного интереса к поступкам и жизни ребенка не проявляется и, следовательно, родители не выражают своего справедливого и внимательного отношения к ребенку, ограничиваясь бессмысленным соглашательством или безразличием, а также при чрезмерной гиперопеке можно предполагать развитие неадекватной самооценки ребенка [43].

В дальнейшем на развитие самооценки человека может повлиять опыт общения со сверстниками в школе, других учебных заведениях; имеющиеся в наличии заболевания (травмы, инвалидность); внешние данные; правильные или искаженные представления о собственной личности, внушенные, кем бы то ни было; реакция и отношение посторонних людей.

Человек с высокой адекватной самооценкой четко верит в определенные ценности, и принципы реалистично оценивает самого себя, свои способности, нравственные качества и поступки, критически, правильно может соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Он умеет любые перемены обращать себе на пользу, справляется с негативными эмоциями, спокойно воспринимает конструктивную критику, способен противостоять стрессам, у него присутствует желание не только принимать, но и делиться [45].

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются еще в детском возрасте. Для таких характерно высокомерие, акцентуация только на себе, ставить собственные интересы и увлечения на первое место; полное равнодушие к внутреннему миру других людей, эгоизм, неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Для таких людей характерна заносчивость, хвастливость, что в итоге приводит к отчуждению в зрелом возрасте.

Человек с заниженной самооценкой не способен управлять собственной жизнью, считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других. Он склонен к обвинению окружающих или самобичеванию, не умеет брать ответственность на себя за свою жизнь, стремиться быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям. У него возникают частые претензии к другим, ему свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самого себя; акцентировать внимания на своих недостатках, а не достоинствах. Для человека с заниженной самооценкой характерна то беспочвенная агрессия, перманентная нервозность, то наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны и пр.; страх одиночества, замкнутость, чувство жалости к себе; большая внушаемость, сильная зависимость от мнения других: обостренное чувство вины; подтверждение собственной неполноценности

Уровень притязания непосредственно связан с образом «Я» и самооценкой. Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, неуспеха и т. д.[26].

Притязания включают мотивацию достижения. Притязая на многое, человек может не иметь сильной мотивации достижения, и, наоборот, имея мотивацию, он не обладает большими притязаниями.

Таким образом, самооценка, как психологическая категория, находится в структуре ядра личности, является ядром самосознания, формируется с детского возраста через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно взаимосвязана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями оказывает влияние на весь жизненный путь человека [25].

1.3 Жизнестойкость, понятие, виды 

 

Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека. Феномен (греч. phainomenon – являющееся) – понятие, означающее явление, данное нам в опыте. Человек обнаруживает жизнестойкость в определенных ситуациях вне зависимости от знаний и пониманий этой данности личности [53].

Проблема жизнестойкости всегда привлекала к себе внимание представителей различных областей человеческой жизнедеятельности: философов, психологов, поэтов, писателей и др.

Еще в философских учениях античности проблема устойчивости человека перед невзгодами жизни была очень актуальна. Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, которые уже не зависят от человека.

Возникшее в современном мире такое направление философии как экзистенциализм, заставляла человека задуматься о неопределенности, парадоксальности человеческой жизни, которая может преодолеваться через самостоятельную решительность человека (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Личность растет, выбирая, и приходит в упадок, пребывая в нерешительности.

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находилось на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость» [53]. Они рассматривали “hardiness” как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию. “Hardiness”, с точки зрения авторов, облегчало признание человеком своих реальных возможностей и принятие им собственной уязвимости. Данный феномен привлёк внимание многих исследователей, в том числе и именитого отечественного психолога Д.А. Леонтьева. Понятие “hardiness” он перевёл на русский язык как жизнестойкость, что впоследствии придало данному термину особую эмоциональную окраску[15].

Жизнестойкость – диспозиция, позволяющая личности сохранить свою целостность и конструктивную активность в стрессовых и сложных условиях. Данная структура создает ресурсы личности сопротивляться стрессу. Д. А. Леонтьев рассматривает жизнестойкость в свете концепции С. Л. Рубинштейна об отношениях человека с миром. Жизнестойкость понимается как диспозиционное личностное образование, участвующее в процессах саморегуляции и самодетерминации.

Жизнестойкость обеспечивает способность и смелость личности вовлекаться в изменившуюся ситуацию, в процесс поиска и обретения новых смыслов [51].

Немного иначе определяет жизнестойкость Л.А. Александрова. С её точки зрения жизнестойкость – это особая интегральная способность, способствующая успешной адаптации личности. Основные её компоненты входят в два блока: блок общих способностей включает в себя базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность; блок специальных способностей, включает навыки взаимодействия с людьми, а также навыки преодоления различных типов сложных ситуаций [15].

С. Мадди было установлено, что характерная кривая активации личности формируется на ранних периодах жизни, после чего она мало изменяется. Сенситивным периодом формирования и развития компонентов жизнестойкости является детство и подростковый возраст, а решающим фактором здесь выступают детско-родительские отношения. Конечно, в дальнейшем так же возможно развитие жизнестойкости, однако её темпы будут не столь высоки как в ранние периоды. [20].

В своих исследованиях С. Мадди и С. Кобейса продемонстрировали, что жизнестойкость – это личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску [53].

Под вовлеченностью подразумевается уверенность в том, что включенность в происходящее дает максимальный шанс обнаружить нечто стоящее и интересное для личности. Слабая вовлеченность выражается в ощущении себя вне жизни. Сильная, же проявляется в том, что человек получает удовольствие от собственной деятельности. В формировании этого компонента жизнестойкости решающая роль отводится семье, а именно любви и поддержке со стороны близких.

Следующий компонент - контроль, определяется как убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. В случае сильного развития данного компонента человек ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. В противоположность этому, слабое развитие компонента «контроль» дает ощущение собственной беспомощности, незащищенности.

И, наконец, принятие риска заключается в уверенности человека в том, что все происходящее с ним, способствует его развитию посредствам знаний, полученных из опыта. При этом опыт может быть как позитивным, так и негативным. Человек, рассматривающий свою жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. Здесь важное значение имеет окружающая среда, которая должна быть разнообразной, способствуя тем самым, приобретению новых впечатлений [14].

Помимо этих установок «жизнестойкость» включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Высокий уровень жизнестойкости способствует оценке событий, как менее травмирующих и успешному совладанию со стрессом

В настоящее время исследование жизнестойкости становится всё более актуальным, что обусловлено политическими, социально-экономическими и экологическими факторами. Необходимость исследования данной проблемы продиктована также и веяниями современного времени, в котором происходит активное использование наукоёмких технологий. Не отрицая их положительного влияния на развитие экономики и общества, следует отметить и отрицательное воздействие не только на физическое, но и психологическое здоровье человека, т. к. они способны провоцировать стрессы, депрессии, неврозы, неадекватное поведение [16].

Анализ научной литературы позволяет выделить следующие направления теоретического осмысления жизнестойкости: 

1) жизнестойкость как возможность индивида приспособиться к недавно испытанным или постоянно влияющим на него различным стрессорам. В контексте данного направления исследования ориентированы на изучение таких личностных качеств, как уровень самооценки, самообладание, чувство юмора, способствующие росту человека при возникновении трудностей и их преодолении

2) изучение факторов риска жизнестойкости. Жизнестойкость определяется как способность человека «взять верх» над проблемой, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, а также продолжить своё развитие ещё на более высокой ступени, чем это ожидалось. С точки зрения данного подхода исследования преимущественно ориентированы на детей из групп высокого риска и направлены на выявление факторов, помогающих или препятствующих достижению определённого успеха в жизни;

3) жизнестойкость как специфическая личностная черта, означающая эффективное преодоление и достижение человеком хороших жизненных результатов.

Таким образом, жизнестойкость, во-первых, – это тот фактор или внутренний ресурс, который способен развить в себе каждый человек.

Во-вторых, это то, что человек может трансформировать и переосмыслить, качество, способствующее поддержанию не только его физического, но и психического, а также социального здоровья. Образно говоря, жизнестойкость – это тот проводни, который указывает путь, освещает жизнь человека и наполняет её смыслом[16].

Богомазом С.А. совместно с коллективом ученых был предпринят ряд исследований, посвященных изучению жизнестойкой личности. Полученные данные позволяют составить довольно подробный ее «психологический портрет». Жизнестойкий человек высоко осмысливает собственную жизнь, удовлетворен прошлой и настоящей жизнью, которая воспринимается им как интересная и эмоционально насыщенная. Личность с высокой жизнестойкостью позитивно оценивает себя и окружающий мир, в некоторой степени склонна искажать реальность, создавая идеальную картину мира. Такой способ восприятия окружающего мира позволяет абстрагироваться от «мелочей жизни» и формулировать четкие цели на будущее. При этом личность демонстрирует высокий уровень активности и целеустремленности, благодаря которым она с интересом включается в жизненные события, стремится владеть ситуацией и управлять собственным здоровьем. Жизнестойкому человеку свойственен высокий эмоциональный интеллект, способность сохранять веру в положительный исход любой ситуации, эффективно перестраивать собственные установки, навыки в соответствие с трансформацией полученного опыта.

Исследователями подтверждена связь жизнестойкости с гибкостью мышления, креативностью, высокой социально-психологической адаптированностью и общим психологическим благополучием личности. Таким образом, жизнестойкий человек не только способен сохранять «веру в себя и свои силы», в положительный исход любой ситуации, но также умеет эффективно перестраивать собственные установки, навыки и способности в соответствие с трансформацией полученного опыта. Жизнестойкий человек способен избирательно подходить к выбору копинг-стратегий в той или иной ситуации. Использует проблемно-ориентированный стиль совладания в ситуациях, требующих и имеющих возможность разрешения, и эмоционально-ориентированный стиль в ситуациях, не имеющих возможность разрешения, при длительных стрессовых воздействиях [30].

Согласно другому исследованию (Pines, 1984; Rutter, 1984; Werner, 1989), можно выделить 5 качеств, непременно присущие жизнестойкому человеку:

Высокую адаптивность. Такие люди социально компетентны и умеют себя вести непринужденно в обществе. Они умеют расположить окружающих к себе.

Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам других, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

 Стремление к достижениям. Такие люди стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, в институте, на работе  спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

Поведение данных личностей с раннего возраста согласовано с «Я-концепцией». Складывается впечатление, что их концепция «Я» формируется гораздо раньше, чем у большинства, и с самого начала выполняет функцию «защитника».

Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности [14].

 

1.4 Психологическая реабилитация пациентов с невротическими расстройствами. Задачи, принципы и цели.

 

Проблема реабилитации больных с невротическими расстройствами является актуальной в связи с недостаточной эффективностью существующих методов психофармакотерапии и психотерапии.

Разработка  дифференцированных лечебно-реабилитационных программ для пациентов с невротическими расстройствами, включая основные принципы их организации, является достаточно актуальной задачей настоящего времени. Целью этих программ является стремление вернуть пациентам все то, что они утратили в процессе заболевания, вне зависимости от степени его выраженности.

Медицинская реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность действий, общение с людьми, получение необходимой информации, самореализация через трудовую и иные виды деятельности.

Традиционно можно выделить следующие этапы реабилитации [Кабанов М.М., 1985]:

1) восстановительная терапия (медикаментозное и другое лечение, направленное на восстановление нарушенных функций организма);

2) реадаптация (восстановление адаптационных навыков и возможностей);

3) собственно реабилитация (восстановление индивидуальной и общественной ценности больного).

Основные аспекты реабилитации:

1. Клинический;

2. Физический;

3. Психологический;

4. Социальный

Психологическая (психическая) реабилитация (от лат. re – вновь, habilis –удобный, приспособленный) – система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д. В основе психической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т. д. Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация). Развитие теории и практики психической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, клинической психологии.

Психологическая реабилитация, по мнению А.Н.Глушко, Б.В.Овчинникова, Л.А.Янышева, должна включать четыре ключевых этапа:

1. Диагностический – изучение характера имеющихся у больных психологических проблем, степени влияния этих проблем на их психическое здоровье и жизнедеятельность.

2. Психологический этап подразумевает целенаправленное использование конкретных методов воздействия на психику реабилитируемых больных.

3. Реадаптационный этап осуществляется, преимущественно, при проведении специфической реабилитации.

4. Этап сопровождения включает наблюдение за больными, их консультирование и, в случае необходимости, оказание им дополнительной психологической помощи после этапа психологической реабилитации.

Программа психологической помощи пациентам с невротическими расстройствами состоит из следующих блоков:

1.Психодиагностика – психодиагностика личностных особенностей (индивидуально-типологические особенности, защитно-совладающий стиль поведения), актуального состояния, особенностей межличностного взаимодействия, особенностей семейной системы. Психодиагностика позволяет индивидуализировать программы психологической реабилитации и осуществлять контроль над психологическим состоянием больных в процессе ее проведения.

2.Психологическое консультирование, состоящее из следующих направлений:

1) информационное – повышение психологической компетентности по проблемам формирования невротических нарушений;

2) мотивационное – создание мотивации на лечение и выявление личностных ресурсов в преодолении невротических форм реагирования.

3. Психокоррекция – восстановление нарушенной системы отношений больного, улучшение качества жизни, восстановление социальной адаптации. Психокоррекционная работа осуществляется с использованием приемов и методов рациональной (индивидуальной и групповой), семейной, когнитивно-поведенческой и индивидуальной личностно ориентированной психотерапии

4. Психотерапия – под ней предполагают средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными.

 



2019-10-11 288 Обсуждений (0)
Особенности формирование самооценки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности формирование самооценки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)