Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»



2019-10-11 762 Обсуждений (0)
Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт физической культуры, спорта и туризма

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

 

Э.М. ПОПОВ

Доцент Тульского государственного университета

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

По дисциплине

 

Теория и методика избранного вида спорта

 

Направление подготовки:49.03.01 Физическая культура

Профиль подготовки: 49.03.01_1 Физкультурно-оздоровительные технологии

Квалификация выпускника: 49.03.01 бакалавр физической культуры

Форма обучения: очная, заочная

ТУЛА 20 16 г .

 

Рассмотрено на заседании кафедры физкультурно-оздоровительных технологий института физической культуры, спорта и туризма

 

протокол № 1 от «29» августа 2016 г.

 

Зав. кафедрой                М.С. Леонтьева

 

 

Содержание

Введение. 7

Лекция 1. Часть I. Общие вопросы теории и методики
избранного вида спорта. 11

Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта». 11

1.1 Спорт, его роль и организация в обществе. 11

1.2 Типы и виды спорта. 14

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 19

Лекция 2. 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов. 19

1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков. 24

1.5 Профессиональные умения и навыки тренера по виду спорта. 25

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 29

Лекция 3. 1.6 Основы управления в спортивной тренировке. 29

1.7 Контроль в спорте. 31

1.8 Управление спортсменами в учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях 35

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 39

Лекция 4. Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка. 39

2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований. 39

2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки. 41

2.3 Соревновательная деятельность в многолетнем процессе подготовки спортсменов 43

2.4 Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности 45

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 49

Лекция 5. Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте. 50

3. 1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью.. 50

3.3 Функциональная подготовка. 52

3.4 Общая и специальная физическая подготовка. 53

3.5 Техническая подготовка. 54

3.6 Тактическая подготовка. 56

3.7 Психологическая подготовка. 59

3.8 Интегральная подготовка. 61

3.9 Теоретическая подготовка. 63

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 63

Лекция 6. Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63

4.1 Утомление и восстановление. 63

4.2 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления. 66

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 74

Лекция 7. Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности. 74

5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки. 74

5.2 Спортивный отбор в спорте. 76

5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов. 80

5.4 Подготовка спортивных резервов. 82

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 84

Лекция 8. 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта. 84

5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе. 86

5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. 87

5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха. 91

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 93

Лекция 9. Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта. 93

Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 93

6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта. 93

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 104

Лекция 10. 6.2 Спортивная подготовка квалифицированных волейболистов. 104

6.3 Особенности подготовки сборных команд по волейболу. 110

6.4 Комплексный контроль в волейболе. 114

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 115

Лекция 11. 6.5 Особенности методики подготовки команд высокой квалификации в волейболе. 115

6.6 Информационные технологии в процессе подготовки высококвалифицированных волейболистов. 123

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 127

Лекция 12. 6.7 Тенденции развития волейбола. 127

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 137

Лекция 13. Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений (на примере спринтерского бега) 137

7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений. 137

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 147

Лекция 14. 7.2 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов. 147

7.3 Управление процессом подготовки легкоатлетов. 149

7.4 Педагогический контроль в легкой атлетике. 160

7.5 Методика и организация отбора легкоатлетов. 162

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 164

Лекция 15. 7.6 Поэтапная подготовка легкоатлета высокой квалификации. 165

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 183

Лекция 16. 7.7 Проблемы в современной легкой атлетике. 183

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 193

Лекция 17. Раздел 8. Сложно-координационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 193

8.1 Характеристика спортивной гимнастики. 193

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 202

Лекция 18. 8.2 Специфические особенности тренировочной и соревновательной деятельности в спортивной гимнастике. 202

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 210

Лекция 19. 8.3 Основы системной подготовки гимнастов
высшей квалификации. 210

8.4 Психологическая подготовка как фактор повышения соревновательной надежности гимнастов. 217

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 221

Лекция 20. 8.5 Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса. 221

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 232

Лекция 21. Раздел 9. Виды лыжного спорта. 232

9.1 Характеристика лыжного спорта. 232

9.2 Новые виды лыжного спорта. 239

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 243

Лекция 22. 9.3 Особенности планирования тренировочных занятий квалифицированных лыжников-гонщиков. 243

9.4 Значение соревновательной деятельности в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков. 247

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 253

Лекция 23. 9.5 Построение тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков. 254

9.6 Индивидуализация тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков. 259

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 264

Лекция 24. 9.7 Тенденции развития лыжного спорта. 265

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах. 268

 

Введение

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования (ГОСВО) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» выпускник должен быть хорошо подготовлен к выполнению преподавательской, тренерской, научно-методической, физкультурно-спортивной, управленческой, воспитательной, социально-педагогической, оздоровительно-рекреативной, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской работы.

Для достижения должного уровня профессиональной готовности выпускника определены требования к уровню подготовки, которые служат своего рода критериями эффективности профессиональной подготовки студентов. В требованиях четко просматривается целевая установка на освоение профессиональной деятельности как целостного явления. Обеспечить это должно преподавание дисциплин учебного плана, среди которых важная роль принадлежит дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта» (ТМИВС).

«Теория и методика избранного вида спорта» в сочетании с другими дисциплинами предметного цикла, прежде всего, с дисциплиной «Теория и методика физической культуры и спорта» (ТМФКС), направлена на решение важнейшей задачи – формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Путь к этому лежит через интеграцию профильных дисциплин, и ведущее место в данном процессе принадлежит этим двум дисциплинам. Именно они призваны обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста и привить студентам навыки практической реализации основных теоретических положений. Содержание ТМИВС взаимосвязано с ТМФКС на основе реализации общих положений через специфику отдельного вида спорта, а также соотнесено с той спортивно-педагогической дисциплиной, на базе которой ТМИВС проводится. Это значит, что все формы занятий по содержанию должны отражать особенности избранного вида спорта, развивая, конкретизируя на его предметной основе положения ТМФКС. Кроме того, в процессе обучения необходимо опираться на другие межпредметные связи.

Дисциплина ТМИВС предусматривает решение двух задач. Первая задача – раскрыть технологию труда преподавателя физической культуры и тренера по виду спорта. Вторая – сформировать у студентов основы техники в избранном виде спорта и обеспечить достаточный уровень спортивной подготовленности.

Курс состоит из двух частей. Первая часть посвящена общим вопросам теории и методики избранного вида спорта. Показано место дисциплины в системе высшего профессионального физкультурного образования, дается характеристика спорта и спортивной подготовки как основы содержания ТМИВС, особенностей обучения спортсменов различного возраста и тренированности. Во второй части рассматриваются вопросы практической реализации общих положений теории и методики избранного вида спорта на предметной основе физкультурно-спортивных видов:

1. Спортивные игры – на примере волейбола.

2. Гимнастические виды – на примере спортивной гимнастики.

3. Легкоатлетические виды – на примере спринтерского бега.

4. Виды лыжного спорта – на примере лыжных гонок.

Успешность работы педагога по физической культуре, тренера по спорту, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. Профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессио-нальной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ставит и т.д., а также какие технологии и средства применяет человек для достижения поставленных целей. Важно отметить, что обучение в вузе обеспечивает определенный уровень профессиональной готовности выпускника, и чем выше этот уровень, тем больше оснований к тому, что становление профессионализма будет более успешным, так как профессионалом человек становится только в процессе профессиональной деятельности.

В ГОСВО по направлению 49.03.01«Физическая культура» представлены требования к уровню подготовки выпускника. Применительно к дисциплине ТМИВС они следующие:

Выпускник должен знать:

· дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте;

· анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта;

· методы и систему организации комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке.

Уметь:

· формулировать конкретные задачи физического воспитания различных групп населения, подготовки спортсменов различного возраста и квалификации;

· планировать и проводить основные виды физкультурно-спортивных занятий с детьми школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных особенностей;

· оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;

· планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;

· осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц различного возраста;

· в процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми по отношению к полученному в вузе образованию видами физкультурно-спортивной деятельности;

· применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;

· применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

· оказать первую помощь при травмах в процессе физкультурно-спортивных занятий;

· определять причины ошибок и находить методику их устранения в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств.

Владеть:

· методикой физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

· технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;

· техникой речи («профессиональным языком») в процессе физкультурно-спортивных занятий, владеть навыками общения, воспита-тельной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать различные положения;

· навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;

· средствами и методами формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности, регулярного выполнения физических упражнений, использования гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

Социальный заказ и модель специалиста определяют структуру и содержание процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре, тренеров по спорту на факультетах физической культуры, набор дисциплин учебного плана, содержание учебных программ по этим дисциплинам, всю «технологическую линию» профессиональной подготовки.

Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предопределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающийся спортсмен необязательно станет выдающимся тренером, если займется тренерской деятельностью. Дело в том, что у спортсмена свои основы высочайшего профессионализма, у тренера – свои. В равной степени это можно отнести и к профессии педагога по физической культуре, где есть своя специфика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может успешно работать преподавателем физической культуры в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры сможет успешно работать тренером по отдельному виду спорта.

Центральное место в учебном плане подготовки педагога по физической культуре занимают дисциплины предметной подготовки, от качества освоения которых существенно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь огромное значение имеет объединение этих дисциплин в систему с ориентацией на целостную профессиональную деятельность. Каждая отдельная дисциплина и весь цикл базовых и новых физкультурно-спортивных дисциплин должны выступать в качестве средства достижения определенной цели, вооружить студентов теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области физического воспитания и спорта, чтобы в будущем обеспечить успешность их профессиональной деятельности в целом.

В современном обществе постоянно происходит рост объёма и обновление информации необходимой для полноценной подготовки грамотных высококвалифицированных специалистов. Появление, в рамках обучения в физкультурном вузе, дополнительной дисциплины ТМИВС предполагает создание и использование модернизированного программного материала, в полной мере учитывающего специфику профессиональной подготовки педагога-тренера.

Следует отметить, что до настоящего времени в практике подготовки специалистов по физической культуре и спорту не нашли своего должного отражения модельные характеристики профессионально-педагогической подготовленности студентов, представленные в виде конкретных цифровых значений. Также отсутствуют и нормативные требования для определения соответствия реальных показателей тестируемых качеств студента модельному уровню профессиональной подготовленности. Все это, вместе взятое, не позволяет достаточно уверенно управлять учебно-тренировочным процессом посредством контроля над формированием профессиональных умений, определяющих профессионально-педагогическую подготовленность в целом.

Использование современных методик управления и контроля в ходе подготовки, в частности, основанных на использовании метода моделирования, является важным фактором, во многом определяющим эффективность процесса становления педагога по физической культуре и спорту на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Лекция 1. Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта

 

Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»

 



2019-10-11 762 Обсуждений (0)
Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)