Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов



2019-10-11 935 Обсуждений (0)
Лекция 2. 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Из предыдущих разделов следует, что спортивная подготовка – процесс многолетний и сложный, в нем выделяют взаимосвязанные составные части: подготовку спортсменов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и массовые формы физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет собой высший уровень подготовки по всем параметрам конкретного вида спорта, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый спорт в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации спортивных игр, вовлечения в занятия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим модельным характеристикам спортсменов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. Ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные спортсмены на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов тесно связан с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Массовые спортивные занятия с охватом широких категорий населения осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы в Вооруженных Силах; в формах самодеятельной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на производстве и по месту жительства; на платных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются «свои» подсистемы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки спортсменов можно продемонстрировать на материале спортивных игр.

Модель включает в себя подсистему целей и модельных командно-индивидуальных характеристик спортсменов на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, объединяющий в единое целое составные части подсистем и системы:

1. Подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность, формы организации и управления многолетней подготовкой.

2. Подсистему непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена.

Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечивается наличием системы управления.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки спортсменов высших разрядов, например, национальных сборных команд и подготовки спортивных резервов. В массовом спорте состав элементов зависит от целей и возможностей конкретного коллектива, культивирующего данный вид спорта.

Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки спортсменов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индиви-дуальных мировых моделей и обладать необходимой спортивной конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные спортсмены по уровню физической, технико-тактической, интегральной психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне спортсменов высших разрядов и обладали потенциальными кондициями для достижения в перспективе целей системы и подготовки спортсменов высших разрядов.

Цель массовых форм спортивных занятий – максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в физкультурно-спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа, стиля жизни.

Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном будущем: для сборных команд страны это, например, олимпийское четырехлетие, для спортивных резервов это включение в состав спортсменов высших резервов, поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов.

Под прогнозированием понимают деятельность по разработке прогнозов, под прогнозом – вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определенный момент в будущем, о тенденциях его развития. После определения цели системы это важнейший этап построения системы.

При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития вида спорта, данные обобщения опыта подготовки сильнейших спортсменов, их основных показателей в широком возрастном диапазоне – от начала занятий спортом до высших спортивных достижений. Прогнозированием охватываются по существу все компоненты системы подготовки спортсменов.

Прогнозирование тесно связано с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния спортсменов. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики вида спорта, выделения факторов, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.

В процессе естественного спортивного отбора спортсмены высокого класса становятся «эталоном», по которому можно судить о специфических требованиях, предъявляемых к организму отдельными видами спорта.

Современная наука исследует проблемы человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них.

Спортивный отбор и ориентация должны проводиться на основании учета особенностей строения и функций различных систем организма человека, и, прежде всего, имеющих консервативный, наследственный характер. Однако в настоящее время в силу недостаточной разработанности вопросов наследственной обусловленности различных характеристик человека в практике используются главным образом так называемые «модельные характеристики» представителей различных видов спорта. Они составлены на основе данных, полученных при изучении особенностей различных систем организма спортсменов высокого класса и на предположении, что имеющаяся у них наследственная предрасположенность к данному виду спорта должна проявиться в различных медико-биологических показателях.

Установлены требования к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные информативные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки.

Модели, используемые в спорте, делятся на две группы.

Первая группа:

• модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;

• модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;

• морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства.

Вторая группа:

• модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла;

• модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки; макроциклов, периодов);

• модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;

• модели тренировочных занятий и их частей;

• модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

Каждый спортсмен может сопоставить свои показатели с модельными характеристиками. Это позволит объективно оценить и спрогнозировать собственные возможности в достижении того или иного уровня в избранном виде спорта. Во многих видах спорта показатели модельных характеристик для спортсменов разных амплуа (в игровых видах спорта), весовых категорий (борьба, бокс), специализирующихся на разных дистанциях (спринтеры, стайеры) различаются. Тем не менее, они позволяют спортсменам и тренерам ориентироваться в многогранном процессе тренировки.

Модельные характеристики сильнейших спортсменов мира служат исходной информацией для разработки моделей спортсменов и кандидатов в сборные команды страны и коллективы высших разрядов. Модельные требования спортсменов высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов и высококвалифицированных спортсменов от начального отбора до высших разрядов.

Спортивный отбор в спорте представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к конкретному виду спорта, успешно овладевающих спортивными навыками, демонстрирующих высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность в соревновательной деятельности, выполняющих все требования многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор как таковой органически входит в систему многолетней подготовки спортсменов всех уровней мастерства.

С учетом целевых установок системы многолетней подготовки спорт-сменов в отборе можно выделить такие ступени:

Ø первая – начальный отбор для выявления способностей к виду спорта в целом (обобщенно);

Ø вторая – определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов по специализациям;

Ø третья – отбор в команду высших разрядов;

Ø четвертая – отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.

Материально-техническое обеспечение системы должно быть на самом современном уровне. Применительно к каждому виду спорта сюда входят:

Ø центры подготовки сборных команд страны всех категорий; центры подготовки резервов – дислокация специализированных детско-юношеских школ и училищ олимпийского резерва (СДЮШОР, УОР);

Ø спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований любого уровня;

Ø спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для тренировочной работы;

Ø экипировка спортсменов для соревнований и тренировки; восста-новительные центры с соответствующим оборудованием; научно-методическое обеспечение сборных команд, команд высших разрядов и ближайшего резерва: специалисты различного профиля, новые информационные технологии, необходимая аппаратура и т.д.;

Ø финансовое обеспечение всех компонентов системы.

Одним из важнейших условий успешного функционирования системы подготовки спортсменов является наличие таких форм организации работы со спортсменами различного возраста и спортивного мастерства, которые давали бы возможность в полной мере решать все многообразие задач. Это спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заве-дениях, детско-юношеские спортивные школы комплексные и специали-зированные, училища олимпийского резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различные учебно-тренировочные сборы, центры подготовки, стройная система соревнований.

Важное значение имеет управление подготовкой и ее обеспечение кадровое и материально-финансовое на всех уровнях многолетнего периода. Эта работа должна осуществляться спортивными федерациями, федеральными структурами по физической культуре и спорту при участии административных органов различного уровня.

Подсистема реализации целей подготовки включает тренировку, соревнования, профилактически-восстановительные средства, формирование личности спортсмена.

В тренировке осуществляется становление спортивных навыков, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к соревновательной деятель-ности, формирование личности спортсменов.

В тренировке выделяют основные стороны подготовки: техническую, физическую, тактическую, функциональную, психическую, теоретическую, интегральную.

Соревнования, соревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное специфическое средство подготовки спортсменов. Без ориентации на специфические особенности соревнований и без достаточного их количества невозможна оптимальная подготовка спортсменов.

При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки спортсменов наряду с тренировкой и соревнованиями.

Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.

Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в формировании личности спортсменов решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.

Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).

Работа по формированию личностных качеств занимает существенное место на всем протяжении спортивной карьеры спортсмена – от начала занятий спортом и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.

Важное значение для формирования личности спортсмена имеют теоретическая подготовка и специальная психологическая подготовка.

 

1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения
профессиональных умений и навыков

 

Спортивная подготовка в основе своей процесс педагогический, служит хорошим «полигоном» для формирования профессиональных умений и навыков педагога по физической культуре и спорту. В спорте, в подготовке спортсменов сосредоточиваются все самые эффективные средства и методы направленного воздействия двигательной активности, физической тренировки на человека с целью повышения его физических кондиций и спортивных достижений. На основе обобщения и систематизации опыта тренировочно-соревновательной деятельности в спорте разработаны учебные дисциплины и пособия для физкультурных вузов по спортивной тренировке и теории спорта.

Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальную реализацию личных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Всему периоду «жизни в спорте» (продолжительностью 10-20 лет) свойственно многократное чередование участия в соревнованиях и специальной подготовки к ним.

Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализи-рованных занятий спортом до перехода в сферу спорта высших достижений (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен функционирует от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта.

Направленность подготовки спортсменов в многолетнем процессе определяется спецификой вида спорта и зонами спортивных успехов:

Ø зоной первых больших успехов (в международных спортивных соревнованиях молодых спортсменов);

Ø зоной оптимальных возможностей (крупнейшие международные соревнования);

Ø зоной поддержки высших спортивных результатов.

Возрастные границы, например, зоны первых больших успехов ко-леблются у мужчин от 15-17 лет в плавании до 21-24 лет в беге на длинные дистанции. У женщин эти границы соответственно составляют возраст 12-15 лет в спортивной гимнастике и 18-22 года в метании копья.

Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой – со спецификой вида спорта. Выделяют четыре этапа:

1-й – предварительной подготовки;

2-й – начальной спортивной специализации;

3-й – углубленной тренировки в избранном виде спорта;

4-й – спортивного совершенствования.

Выделяют также три стадии: базовой подготовки, максимально-реализационной и завершающей. В каждой стадии по два этапа. В спортивных играх выделяется шесть этапов, имеющих специфические задачи и содержание.

 



2019-10-11 935 Обсуждений (0)
Лекция 2. 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)