Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки



2019-10-11 2114 Обсуждений (0)
Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Соревновательную деятельность можно рассматривать как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деятельность – это и совместная деятель-ность спортсменов, тренеров и специалистов по наиболее полной реализации тренировочных эффектов и других факторов в условиях официальных соревнований.

Содержание соревновательной деятельности составляют сорев-новательные действия (индивидуальные или коллективные), специфичные и отвечающие правилам в каждом виде спорта. В спортивных играх – это арсенал приемов игры (в каждой игре «свой»); в легкой атлетике – это бег на различные дистанции, прыжки в высоту и длину, метания копья, диска и т.д.; в плавании – это различные способы передвижения и дистанции. Отдельное соревно-вательное действие состоит из движений (операций), объединенных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объединяться в более крупные структуры (связки, комбинации и др.). Освоение спортсменом соревновательных действий и умение эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деятельности.

Для каждой категории спортсменов в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка деятельности этих спортсменов. Для национальной сборной это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), различные международные турниры, для клубных команд национальных лиг – чемпионаты страны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготов-ленности командами – обязательное условие для развития и совершенст-вования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие – подводящие и контрольные – служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных соревнованиях. В свою очередь, основные соревнования каждого годичного цикла являются подводящими к основным соревнованиям в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четырехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортивных резервов – момент прихода молодых спортсменов в команды высших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему спортивной подготовки и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолетнем аспекте – с момента начала специализированных занятий избранным видом спорта до окончания активного выступления в спорте высших достижений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы спортсмены научились в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки.

В процессе соревновательной подготовки рекомендуется руководст-воваться следующими положениями.

Соревнования должны организовываться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов спортсменов.

Привлекать к участию в соревнованиях определенных спортсменов следует только при условии их достаточной подготовленности.

Планировать соотношение соревновательной и тренировочной деятельности следует так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей спортсменов в условиях соревнований.

Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может отрицательно отразиться на процессе подготовки, так же как и слишком малое число их или отсутствие.

 

2.3 Соревновательная деятельность в многолетнем
процессе подготовки спортсменов

 

Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.

Основные параметры соревновательной деятельности в каждом виде спорта выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений за действиями сильнейших спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели – победить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые в свою очередь состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого спортсмена, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, определяемые физическими способностями, функциональными возможностями, психическими свойствами спортсменов.

На основе анализа структуры соревновательной деятельности, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений.

Наиболее существенными являются следующие факторы:

Ø уровень владения техникой соревновательного действия и умение тактически эффективно его выполнить в соревнованиях;

Ø уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спортсменов;

Ø уровни функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфике вида спорта.

Существенными факторами выступают возраст и спортивный стаж, эффективное функционирование системы подготовки спортсменов в каждом виде спорта, подготовка и участие в конкретном соревновании.

Большое значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. При этом необходимо также учитывать условия, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов, а именно: климатические и географические условия региона, состав соперников, характеристика зрителей, особенности судейства и др. В конечном счете, подготовка спортсменов проводится с учетом конкретного соперника. В игровых видах спорта для этого используют данные спортивной разведки об игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».

После окончания соревнований проводится общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнования: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь – занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности.

Соревновательная подготовка занимает ведущее место в подготовке спортсменов как в годичном, так и в многолетнем циклах. Регулярное участие в соревнованиях с различными по подготовленности соперниками необходимо для приобретения и совершенствования у спортсменов необходимых «соревновательных» качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных (основных) соревнованиях. Основные соревнования отдельного годичного цикла служат подводящими соревнованиями к основным в системе многолетней подготовки.

В системе подготовки спортсменов соревнования наряду с тренировкой являются важнейшим звеном, функционирующим постоянно. Содержание тренировочного процесса определяется, прежде всего, содержанием соревновательной деятельности в каждом виде спорта, соревновательными действиями и условиями их эффективного выполнения.

Одним из направлений совершенствования системы спортивной подготовки считается строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта.

Направленность и степень трудности соревнований должны соответствовать задачам и способностям конкретного контингента. К участию в соревнованиях следует допускать только достаточно подготовленных спортсменов. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки.

В мировом спорте четко просматривается тенденция увеличения соревновательной практики в подготовке спортсменов.

 

2.4 Психологические особенности тренировочной
и соревновательной деятельности

 

Спортивная деятельность имеет одну специфическую особенность – каждый отдельный вид спорта характеризуется своей двигательной структурой, т. е., основным содержанием «двигательного состава» спортивных упражнений. Подобное содержание отдельных видов спортивной деятельности чрезвычайно многообразно. Достаточно привести обобщенную классификацию спортивной деятельности, и мы увидим, что при общей цели спортивной деятельности – достижения победы в состязаниях со своими соперниками – необходимо учитывать и виды соревновательных действий, и способы достижения цели, и правила соревнований в отдельных видах спорта, и естественно, способы и средства подготовки к соревнованиям.

Виды спортивной деятельности классифицируются по содержанию соревновательной деятельности и характеру его взаимодействия с соперником. Отсюда – группы видов спорта, связанные с непосредственным контактом, противоборством соперников или с опосредованной спортивной борьбой. Это накладывает свой отпечаток на особенности формирования психики и личности спортсмена, на систему требований к психическим качествам спортсмена со стороны соревновательной деятельности в избранных видах спорта.

Психологическая структура учебно-тренировочной деятельности – это система воздействия на организм, психику и личность спортсмена с помощью физических упражнений. Основной целью спортивной тренировки является подготовка спортсмена к участию в спортивных соревнованиях и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

В процессе учебно-тренировочной деятельности спортсмен развивает свои двигательные качества – силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Он обучается и совершенствуется в наиболее целесообразном исполнении приемов и способов двигательных действий в избранном виде спорта, лежащих в основе технического мастерства. Он обучается и совершенствуется в способах программирования и непосредственного исполнения двигательных действий в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Качества личности и психики, их развитие и совершенствование, входят в число задач учебно-тренировочной деятельности в спорте, т. е. являются объектом психолого-педагогического, методического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки.

Учебно-тренировочная деятельность в спорте, в конечном итоге, направлена на достижение и проявление высокого состояния работоспособности спортсмена – состояние тренированности. Состояние тренированности является совокупностью различных видов подготовленности спортсмена – физической, технической, тактической, теоретической и психологической. Высшей ступенью состояния тренированности является состояние спортивной формы, когда спортсмен способен показывать самые высокие результаты. Состояние спортивной формы как раз и характеризует различные виды готовности спортсмена выступать на соревнованиях в конкретных видах спортивной деятельности. Когда спортсмен находится в состоянии спортивной формы, то у него:

Ø повышается скорость простой двигательной реакции, совершенствуются различные сложные реакции;

Ø процессы «чувственного различения» – различные ощущения и восприятия – становятся более четкими и действенными и очень часто проявляются в виде специализированных восприятий – «чувства времени», «чувства воды», «чувства дистанции», «чувства снаряда» и др.;

Ø увеличивается способность проявлять основные свойства внимания – интенсивность, устойчивость, переключение, распределение, объем и концентрация, что способствует более действенному контролю спортсменом своего состояния;

Ø улучшается функционирование сознания и проявления интеллектуальных способностей в организации и управлении своими действиям;

Ø ярко проявляются качества личности спортсмена, его нравственность, воля, эмоциональность и др. в их высшем выражении.

В системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена особое значение имеет процесс формирования, воспитания и совершенствования «стержневых» свойств личности нравственности и направленности, воли и эмоциональности, интеллекта. Без развития и совершенствования у спортсмена этих свойств нельзя успешно проводить ни предсоревновательную, ни предстартовую подготовку.

Для спортивного соревнования характерным является, прежде всего, стремление человека к самоутверждению в социальном окружения через самосовершенствование в спорте, через гармоническое развитие личности. Подготовка спортсмена к соревнованиям определяет содержание всего учебно-тренировочного процесса, определяем цели и задачи достижения готовности спортсмена в борьбе со спортивным соперником, к достижению высоких спортивных результатов.

Для соревновательной деятельности в спорте, особенно в спорте высших достижений, характерным является состояние психологической готовности спортсмена, как целостного состояния личности в стремлении достичь наивысших результатов.

Состояние готовности спортсмена к соревнованиям характеризуется:

Ø трезвой уверенностью спортсмена в своих силах;

Ø стремлением к достижению победы в спортивной борьбе;

Ø оптимально высоким эмоциональным возбуждением;

Ø высокой помехоустойчивостью к факторам окружающей среды;

Ø произвольным поведением, своими действиями в процессе соревнований;

Ø оптимальной организацией внимания на выполнение умственных и двигательных действий на протяжении всего соревнования;

Ø наличием мотивации участия в соревнованиях и выделением ведущего мотива деятельности в данном конкретном соревновании;

Ø ярким проявлением направленности личности спортсмена, его нравственности и др. в данном соревновании;

Ø четко сформированной целевой установкой на участие и действия в данном соревновании;

Ø проявлением готовности к максимальным волевым усилиям, твердой уверенностью в своих силах и возможностях для достижения победы в соревнованиях, показа высоких спортивных достижений;

Ø высоким состоянием тренированности, проявлением состояния «спортивной формы» у спортсмена.

Главная психологическая особенность соревновательной деятельности спортсмена – большое значение соревнований в воспитании и становлении личности. Именно спортивное соревнование является непременным условием формирования личности в спорте.

Проявления личности спортсмена в соревнованиях, безусловно, зависит от опыта спортсмена. Тем больше опыт участия в соревнованиях различного масштаба, тем лучше проявляются положительные качества личности спортсмена. Однако и здесь огромную роль играет уровень спортивной подготовленности спортсмена, включающей физическую, техническую, тактическую, теоретическую и психологическую подготовленность спортсмена.

Успех соревновательной деятельности спортсмена зависит от оптимального уровня мотивации спортсмена.

Разнообразные формы мотивации могут быть связаны как с личностными особенностями спортсмена, так и с общественной значимостью спортивных результатов участника соревнований. В системе спортивной подготовки формирование мотива выступления в соревновании имеет важнейшее значение. Чем выше социальная значимость мотива, и чем лучше это осознается самим спортсменом, тем лучше условия проявлений готовности спортсмена в достижении высоких спортивных результатов, в достижении победы в соревнованиях.

Особо важно осознание общественно значимых мотивов в спорте высших достижений, когда спортсмены, выступающие за рубежом по контрактам, и временно собранные для выступления на международных соревнованиях, как бы «теряют» чувство Родины. Это особенно ярко проявляется в спортивных играх, когда высококвалифицированные и подготовленные спортсмены проигрывают более слабым соперникам.

Обязательным компонентом любой соревновательной деятельности является определение цели и постановка задач на каждое конкретное соревнование. В спортивной психологии используется понятие «целевая установка». Формирование целевой установки для каждого конкретного соревнования должно учитывать реальные возможности спортсмена – уровень его спортивной подготовленности, в том числе и психологической подготовленности.

Целевую установку формирует тренер, однако немаловажным обстоятельством является то, как спортсмен понимает поставленные перед ним цели и задачи.

Психологическое воздействие на спортсмена в предстартовый и предсоревновательный периоды соревновательной деятельности должно быть направлено на сохранение и поддержание на высоком уровне состояния тренированности.

Особая роль в системе воздействия в предсоревновательные дни отводится формированию навыка мобилизации к выступлениям на предстоящих соревнованиях.

Подготовка спортсмена в предстартовый период является завершающим этапом предсоревновательной подготовки.

Ведущая роль в формировании готовности спортсмена к соревнованию в предстартовый период отводится разминке. Разминка как фактор врабатываемости организма, подготовки всех физиологических функций спортсмена к предстоящей максимально напряженной в физическом плане соревновательной деятельности, связана еще и с «психической настройкой» спортсмена на предстоящую соревновательную деятельность.

Под «психической настройкой» понимается: содержание, предметная направленность внимания спортсмена на элементы подготовки к старту соревнований.

Важной частью «психической настройки» спортсмена на предстоящее соревновательное действие является апробирование и уточнение биомеханической структуры спортивного упражнения. Эта двигательная операция связана с выделением в сознании спортсмена наиболее информативно-значимых элементов спортивного действия. Основными средствами в этой умственной операции будут, в первую очередь, идеомоторные акты (мысленное исполнение) и имитационные действия. И в том, и в другом случае спортсмен уточняет основную структуру умственного и двигательного действия.

В постсоревновательный период спортивной деятельности интерес представляют переживания спортсменом успеха или неуспеха своей соревновательной деятельности. Успешное выступление на соревнованиях, так же как и неуспешное, оказывает значительное влияние на последующую спортивную деятельность.

При успехе – спортсмен переживает удовлетворение, радость, желание тренироваться, уверенность в своих силах и др. положительные эмоции.

Однако положительные эмоциональные состояния могут отрицательно повлиять на направленность личности спортсмена – они могут стать причиной самоуспокоенности, беспечности, благодушия, самооценки и оценки спортивных соперников. Все это может отрицательно сказаться на отношении к спортивной тренировки, к режиму жизни и деятельности.

При неуспехе проявляются эмоции разочарования, мнительности, неудовольствия, огорчения, неуверенности в своих силах и др.

Подготовка в послесоревновательный период будет заключаться в развитии способности спортсмена проводить анализ, как успеха, так и неуспеха на соревнованиях. Это, прежде всего, оценка правильности проведения учебно-тренировочной деятельности и таких её компонентов как физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовки, оценка уровня подготовленности спортсмена в проявлениях мобилизации готовности, в правильности «психической настройки» спортсмена перед стартом и, самое главное, планирование спортивной деятельности на пути к будущим соревнованиям.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Почему соревнования являются неотъемлемой частью спорта?

2. Какова классификация соревнований?

3. Дайте характеристику соревновательной деятельности спортсменов (на примере видов спорта).

4. Дайте характеристику соревновательных действий.

5. Какова роль соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки (в различных видах спорта)?

6. Что такое соревновательная подготовка спортсменов?

7. Какова система соревнований в различных видах спорта?

8. Опишите структуру соревновательной деятельности (на примере видов спорта).

 

Лекция 5.Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте

 



2019-10-11 2114 Обсуждений (0)
Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)