Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления



2019-10-11 1606 Обсуждений (0)
Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современный уровень развития спорта характеризуется устойчивой тенденцией к повышению объема, интенсивности и напряженности подготовки. Влияние тренировочных нагрузок на организм спортсмена не только специфично, но и многообразно, и чем выше уровень их, тем актуальнее становится необходимость применять различные восстановительные средства, способствующие эффективному восприятию организмом острых тренировоч-ных воздействий.

Известно, что нормальной реакцией организма на посильную нагрузку является утомление. В случаях, когда тренировочное задание чрезмерно или нерационально по структуре, его влияние может быть отрицательным и привести к перенапряжению, переутомлению, перетренированности. Предложено выделять два состояния: общее переутомление, расцениваемое как предпатологическое состояние, и перенапряжение одной или нескольких систем или органов, которое может вызвать в них патологические изменения. «Перетренированностью» некоторые исследователи считают перенапряжение (прежде всего нервной системы). Перенапряжение, так же как и переутомление, может быть относительно кратковременным или хроническим, что требует соответствующих восстановительных, в том числе и лечебных, мероприятий.

Восстановительные процессы можно подразделять на:

1. Текущее восстановление в ходе выполнения упражнений; срочное восстановление, происходящее сразу после окончания работы (период оплаты кислородного долга).

2. Отставленное восстановление, которое наблюдается на протяжении длительного времени после выполнения тренировочной нагрузки.

3. Стресс-восстановление – восстановление после хронических пере-напряжений.

Восстановление работоспособности, как физической, так и психической, после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок осуществляется естественным путем, однако его можно значительно ускорить, используя для этого различные средства. Восстановительный период характеризуется гетерохронностью нормализации, как отдельных функций организма, так и организма в целом. Эта особенность объясняется, с одной стороны, избирательностью тренировочных воздействий, с другой — индивидуальными особенностями функционирования различных систем и органов у конкретного спортсмена.

Говоря о средствах восстановления, восстановительных мероприятиях, ускорении восстановления, необходимо иметь в виду относительность этих понятий. Все виды воздействия воспитательного характера являются для организма дополнительными раздражителями, т.е. мы, ускоряя восстановление, скажем, мышечной работоспособности с помощью тепловых воздействий, одновременно «нагружаем» сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и другие системы организма. Поэтому исполь­зование различных факторов, ускоряющих восстановительные процессы, должно быть планомерным и всесторонне обоснованным.

Восстановительные мероприятия проводятся главным образом в двух ситуациях:

Ø в условиях соревнований, когда необходимо обеспечить быстрое и по возможности полное восстановление специальной физической и психической готовности к следующему этапу;

Ø в повседневном учебно-тренировочном процессе в ходе совершенствования общей и специальной работоспособности, связанного с неотъемлемой его частью – утомлением.

В системе восстановительных мероприятий принято выделять три группы средств: педагогические, медико-биологические и психологические.

Педагогические средства восстановления. Установлено, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Механизм действия активного отдыха объясняется нервно-рефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время активного отдыха в коре головного мозга устраняется торможение, возникающее в результате работы, а через некоторое время происходит еще и сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц).

Преимущество активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда ученых при различных режимах мышечной деятельности.

Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются разнообразные средства. Например, для активного отдыха мышц рекомендуется работа, выполняемая ногами. Положительный эффект был также получен при сокращении различных мышц туловища, при статических напряжениях и даже при мысленных представлениях о движении. Некоторые авторы рекомендуют в восстановительном процессе применять упражнения на расслабление мышц. Лыжник, например, после окончания гонки совершает равномерный, спокойный бег с последующим выполнением вышеназванных упражнений. Пловцам рекомендуется компенсаторное плавание, велосипедистам (велошоссе) – самостоятельное катание.

Таким образом, восстановление в условиях активного отдыха обусловливается действием нервных и сосудистых механизмов.

К педагогическим средствам относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т. д.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.

Они включают в себя:

1. Рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха.

2. Правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона).

3. Варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями.

4. Разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки.

5. Разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенство ванне двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них, а также их сочетания должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряженности предшествующей нагрузки, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличия соответствующих условий и материальной базы.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления.

При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация подготовительной и заключительной частей занятия. Рациональное построение подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.

Большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых – обеспечение полноценного восстановления после напряженной тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. За 3-7 дней перед соревнованиями из программы должны быть исключены большие нагрузки. Общая нагрузка в предсоревновательной неделе не должна превышать 30-40% от нагрузки обычной недели основного периода.

Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка.

Основная цель разминки – достижение оптимальной возбудимости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата перед тренировочным занятием или соревнованием.

Недооценка значения разминки нередко является причиной различного рода травм опорно-двигательного аппарата, которые не только снижают функциональные возможности организма, но и выводят спортсмена из строя иногда на длительный срок.

Часто перед разминкой проводят предстартовый массаж с разогревающими мазями, который позволяет «прогреть» мышцы, ускорить процесс врабатывания и предупредить возникновение травм. Это особенно важно в холодную и ветреную погоду.

Медико-биологические средства восстановления. Для поддержания работоспособности спортсменов, ускорения процессов восстановления после больших нагрузок, при остром и хроническом утомлении, переутомлении, болезненном состоянии в современном спорте применяются различные фармакологические средства. Особое внимание уделяется фармакологическим препаратам растительного происхождения. В каждом конкретном случае врач и тренер решают вопрос об использовании тех или иных восстановительных средств.

Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, а также препятствующих возникновению различных отрицательных последствий от физических нагрузок, занимают медико-биологические средства. К ним относятся: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотерапия, баровоздействие, локальное отрицательное давление (ЛОД), бани (сауны), оксигенотерапия, адаптогены и препараты, влияющие на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляция, электросон, аэроионизация, музыка (цветомузыка).

Питание – главный фактор восстановления работоспособности. В процессе напряженных тренировок и особенно соревнований питание является одним из ведущих факторов повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов и борьбы с утомлением.

Благодаря обмену энергии в организме – одному из главных и постоянных проявлений жизнедеятельности – обеспечиваются его рост и развитие, поддерживаются стабильность морфологических структур, способность их к самообновлению и самовосстановлению, а также высокая степень функциональной организации биологических систем. Изменения в обмене веществ, обнаруживаемые при высоком физическом и нервно-эмоциональном напряжении, показывают, что в этих условиях потребность в некоторых питательных веществах, в частности в белках и витаминах, повышается. С увеличением физической нагрузки растут энергозатраты, для восстановления которых требуется определенный набор питательных веществ, поступающих в организм с пищей.

При продолжительной мышечной деятельности (например, беге на длинные дистанции) может создаться ситуация, аналогичная голоданию, когда должны использоваться энергетические резервы организма.

Спортсмены, занимающиеся видами спорта, требующими выносливости, ежедневно расходуют значительную часть запасов гликогена и должны потреблять пищу, содержащую повышенное количество углеводов (70%).

Основное значение питания заключается в доставке энергетического и пластического материалов для восполнения расхода энергии и построения тканей и органов. Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащих белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду. Калорийность суточного рациона спортсмена зависит от характера тренировки и величины нагрузки (с учетом объема и интенсивности). Качественная полноценность рациона определяется правильным соотношением основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов (14, 30, 56%).

Питьевой режим спортсмена должен регулироваться в зависимости от характера тренировок, пищи, климатических условий. Количество воды в суточном пищевом рационе в норме должно быть 2-2,5 л, включая супы, чай, кофе, молоко и др. Как недостаточное, так и избыточное потребление воды вредно. Без воды невозможны всасывание, транспортировка и сложные превращения питательных веществ в организме, удаление продуктов обмена из тканей, теплорегуляция. Потребность организма в воде определяется в основном ее потерями, так как в норме существует равновесие между вводимой и выводимой водой. Оно поддерживается сложным механизмом нервно-гуморальной коррекции функций и работой органов выделения, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма.

Большие физические нагрузки сопровождаются большой потерей воды. При этом возникает сухость во рту, чувство жажды.

На тренировках и соревнованиях, особенно в марафонском беге, велосипедных шоссейных гонках и др., не следует ограничивать прием воды, так как ее потери приводят к сгущению и повышению вязкости крови, что затрудняет работу сердца. Избыточное питье также увеличивает нагрузку на сердце и усиливает потоотделение из-за потерь хлорида натрия, удерживающего воду в тканях. В течение дня воду и другие напитки следует употреблять небольшими порциями; большое количество воды, выпитое за один прием, переполняет на время кровяное русло и уменьшает осмотическое давление. Для утоления жажды лучше пить зеленый чай, щелочные минеральные воды, соки и др.

Для поддержания работоспособности спортсменов, ускорения процессов восстановления после больших нагрузок, при остром и хроническом утомлении, переутомлении, болезненном состоянии в современном спорте применяются различные фармакологические средства. Особое внимание уделяется фармакологическим препаратам растительного происхождения. В каждом конкретном случае врач и тренер решают вопрос об использовании тех или иных восстановительных средств.

Среди фармакологических средств восстановления спортивной работоспособности и профилактики переутомления особое место занимают витамины. Недостаток их в организме приводит к снижению работоспособности, утомлению и различным болезненным состояниям. В настоящее время в спорте применяются, как правило, комплексные витаминные препараты.

Психологические средства восстановления. Уже давно известно, психологический настрой исключительно важен в спорте. Спортсмены, имеющие «моральную стойкость», выступают более успешно. Сейчас общепризнано, что спортсмены и тренеры должны изучать широкий круг психологических вопросов, которые могут играть решающую роль в тренировке и при выступлениях.

Спортсменам и тренерам большую помощь оказывают спортивные психологи. Они могут помочь справиться со стрессами во время соревнований, вызвать состояние готовности, необходимое для оптимального выступления, устранить неурядицы во время поездок команды и выступлений на соревнованиях. Психологическая тренировка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса. Это достигается лучше всего при сотрудничестве тренера, психолога и спортсмена. Однако знающий и заинте-ресованный тренер может изучить основы психологии и передать их спортсмену.

Психологические средства восстановления используются для ускорения реабилитации после нервного и психического утомления. При выполнении близких к предельным и предельных тренировочных нагрузок главными факторами нервно-мышечного напряжения являются накапливающиеся физическая и психическая усталость и необходимость ее преодолевать, монотонность занятий, а в условиях учебно-тренировочных сборов – однообразие окружающей обстановки, ограниченный круг общения, оторван-ность от семьи, друзей, товарищей по учебе, работе. Неслучайно эффективность подготовки после двухнедельного пребывания на одной спортивной базе заметно снижается. Во время соревнований, особенно ответственных турниров, проводимых в одном городе, превалирует эмоциональная усталость. Отмеченные факторы могут усугубляться травмами, болезнями и другими непредвиденными обстоятельствами.

К психологическим средствам восстановления относят психо-регулирующую тренировку, упражнения для мышечного расслабления, сон, отдых, а также другие приемы психогигиены и психотерапии. Особо следует учитывать отрицательно действующие психогенные факторы (неблагоприятная реакция зрителей, боязнь проиграть, получить травму, психологическое давление соперников и т. п.), чтобы своевременно ликвидировать или нейтрализовать их.

Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата в команде. Это – рациональное управление свободным временем спортсменов, создание комфортных условий быта и тренировок в период пребывания на сборах, особенно в условиях соревнований на выезде, использование отвлекающих факторов, создание в коллективе уважительной, дружественной обстановки.

В этом деле нет мелочей. Одно неверное слово, реплика, взгляд могут легко разрушить то, что могло бы обеспечить успешное выступление. Поэтому большое значение имеют такт и культура спортсменов и окружающих их лиц. Не следует, однако, думать, что подготовка спортсменов целиком зависит от тренеров, ученых, врачей. Немалая роль принадлежит и самому спортсмену. Ибо кто лучше него самого может знать его состояние? Это, разумеется, субъективные ощущения, но вдумчивый, анализирующий себя спортсмен может уловить самые ранние изменения в своей подготовленности. В полной мере это касается и психического состояния, возможностей его саморегуляции.

Для поддержания работоспособности спортсменов, ускорения процессов восстановления после больших нагрузок, при остром и хроническом утомлении, переутомлении, болезненном состоянии в современном спорте применяются различные фармакологические средства. Особое внимание уделяется фармакологическим препаратам растительного происхождения. В каждом конкретном случае врач и тренер решают вопрос об использовании тех или иных восстановительных средств.

Допинг и контроль за ним. Практика употребления разнообразных веществ для увеличения физической силы не нова. Древние римские гладиаторы употребляли в пищу грибы, способствующие улучшению спортивного результата. В наше время спортивные власти впервые обратили внимание на эту серьезную проблему, когда датский велосипедист Кнут Йенсен умер на Олимпийских играх 1960 г. в Риме и при вскрытии у него в организме было обнаружено значительное количество амфетамина. МОК в 1967 г. создал медицинскую комиссию для расширения антидопинговой деятельности и контроля за медицинскими вопросами в целом. В 1968 г. Олимпийские игры в Мексике стали первыми международными соревнованиями, где были предприняты антидопинговые меры.

Предлагались самые различные определения понятия допинга. Наиболее краткое было разработано экспертной комиссией, созданной Советом Европы в 1963 г. Оно гласит: допинг – это назначение или использование здоровыми людьми веществ, в любой форме чуждых организму, или физиологических веществ в Количествах, превышающих нормальные, и ненормальных методов с исключительной целью добиться искусственно и нечестно Улучшения результатов соревнований.

Список представлен в «Процедурных правилах допинг-контроля». В нем представлены различные классы наркотиков, приводятся примеры из каждого класса. Список не является исчерпывающим. ИААФ имеет полномочия добавлять новые агенты, применяемые в практике допинг-контроля, и не перечисленные наркотики, которые являются таковыми по химическим или фармакологическим признакам.

Несмотря на активное проведение антидопинговых мер, тем не менее, остаются нерешенными многие проблемы. Санкции нередко влекут за собой дорогостоящие и отнимающие много времени судебные процессы, и иные из них не совместимы с законами некоторых стран. Продолжают появляться новые виды допинга, включая так называемый «дизайнерский допинг», и новые лабораторные методы по их обнаружению должны быть усовершенствованы до уровня абсолютной достоверности. Недостаток аккредитованных лабораторий и строгие процедуры их аккредитации, а также высокая стоимость самих анализов сдерживают и без того скромные возможности многих стран.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Расскажите об утомлении и восстановлении при занятиях спортом.

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки в избранном виде спорта.

3. Дайте характеристику педагогических средств восстановления.

4. Дайте характеристику медико-биологических средств восстановления.

5. Дайте характеристику психологических средств восстановления.

 

 

Лекция 7.Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов
различного возраста и подготовленности

 



2019-10-11 1606 Обсуждений (0)
Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)