Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг)



2019-10-11 244 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) 0.00 из 5.00 0 оценок




Особое значение для оценки финансовых результатов дея­тельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от реализации, которая является главной составляющей бухгалтерской прибыли до налогообложения. Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции являются:

1) изменение уровня средних цен реализации продукции;

2) изменение объема и структуры реализованной продукции;

3) изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции).

Данные факторы по отношению к прибыли от реализации продукции являются факторами первого порядка, а по отношению к изменению прибыли до налогообложения – факторами второго порядка.

Для анализа причин изменения прибыли от реализации продукции, работ и услуг используются данные Отчета о прибылях и убытках. Исходные данные для анализа сводятся в таблицу 3.

 

Таблица 3 – Исходные данные                                                    В тыс. руб.

Показатель Предыду-щий год Отчет-ный год Измене-ние Темп роста, %
1. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг 220 799 300 770 +79971 136,2
2. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг 181 099 260186 +79087 143,7
3. Управленческие расходы 7789 11191 +3402 143,7
4. Расходы на реализацию 5842 8393 +2551 143,7
5. Полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг 194730 279770 +85040 143,7
6. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг 26069 21000 - 5069 80,6
7. Индекс отпускных цен на продукцию предприятия 1 1,15 -  
8. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сопоставимых ценах (ценах базисного года) (стр.1: стр.7) 220 799 261 539 +40740 118,451

Источник: данные исследуемой организации.

1. Изменение уровня средних цен реализации продукции и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. В нашем примере по сравнению с прошлым годом индекс цен составил 1,15. Для того, чтобы определить как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного года пересчитать по ценам прошлого года (разделить на индекс цен), а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. По данным таблицы 3 следует, что за счет роста уровня цен реализации  продукции, дополнительная прибыль составила 39231 тыс. руб.:

D П цен = Вр отч.  Вр отч. в соп. цен. = 300 770 – 261 539 = + 39231 тыс. руб.

 

2. Изменение объема  и структуры реализации продукции в целом по предприятию может оказывать как положительное, так  и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализованной продукции сумма прибыли возрастает, а при увеличении доли низкорентабельной или убыточной продукции – уменьшается. Для определения влияния изменения объема и структуры реализованной продукции вначале определяют относительный прирост объема реализации по сравнению с предыдущим периодом, как отношение выручки (нетто) от реализации продукции отчетного периода в сопоставимых ценах (Вр отч. в соп. цен.) к аналогичному показателю в предыдущем периоде (Вр баз.) за минусом единицы. Затем прибыль от реализации продукции базового периода умножается на полученный коэффициент.

D Пр = ((Вр отч. в соп. цен. / Вр баз.)  – 1)) × Пр баз.

(261 539 / 220 799 – 1) × 26069 = 0,18451 × 26069 = + 4810 тыс. руб.

Расчет можно вести и другим способом: умножением прибыли на рубль реализованной продукции в базисном периоде (П 1 р. реализ. баз.) на абсолютный прирост выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах (D Вр.сопост. цен.).

D Пр=  П 1 р. реализ. баз. × D Вр.сопост. цен. =  ´ (261539 – 220799) = 0,11806 ´ 40740 =  + 4810 тыс. руб.

 

3. Изменение себестоимости реализованной продукции. Снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли можно определить, используя показатели затрат на рубль реализованной продукции. Величину влияния изменения полной себестоимости реализованной продукции на прибыль от реализации определяют как разницу между фактическим уровнем затрат на рубль реализованной продукции в отчетном году (в сопоставимых ценах) и уровнем затрат за базовый год, умноженную на фактический объем реализованной продукции в сопоставимых ценах.

D Пс/ст= ( ) × Вр отч. в соп. цен. =

= (279770 / 261539  – 194730 / 220799) × 261539 = 49110 тыс. руб.

В результате повышения затрат на рубль реализованной продукции прибыль от реализации продукции уменьшилась на 49110 тыс. руб.

Этот же результат влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно получить, если себестоимость реализованной  продукции отчетного года сопоставить с себестоимостью предыдущего периода, пересчитанной на индекс роста выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах (И Вр.).

D Пс/ст = С полн. отч.  – (С полн. баз.  × И Вр ) = 279770 (194730 × 1,18451) = 49110 тыс. руб.

Рост себестоимости может быть результатом повышения цен  и тарифов на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, транспортные услуги, ставок заработной платы и других расходов. Влияние изменения расходов на реализацию и управленческих расходов на прибыль можно определить путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах.

Совокупное влияние вышеуказанных факторов на прибыль от реализации продукции составило:

+ 39231 + 4810 – 49110 = – 5069 тыс. руб.

Результаты проведенного факторного анализа можно представить в виде таблицы 4.

 

Таблица 4 Анализ факторов изменения прибыли от реализации

Факторы изменения прибыли от реализации продукции Размер  влияния факторов, тыс. руб.
1. Изменение цен на реализованную продукцию + 39231
2. Изменение объема и структуры реализованной продукции + 4810
3. Изменение полной себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции) – 49110
Общее влияние факторов – 5069

Источник: результаты проведенного факторного анализа.

По результатам проведенных расчетов можно сделать вывод, что основным фактором, оказавшим положительное влияние на прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), явился рост цен на реализованную продукцию. Под влиянием данного фактора прибыль увеличилась на 39231 тыс. руб. За счет увеличения объема реализованной продукции и изменения ее ассортимента  прибыль возросла на 4810 тыс. руб. Однако положительное влияние двух указанных факторов не смогло компенсировать отрицательное воздействие на прибыль увеличения себестоимости. В результате роста себестоимости продукции  потери прибыли составили 49110 тыс. руб.  Вследствие влияния трех факторов прибыль от реализации уменьшилась  на 5069 тыс. руб. Таким образом, результаты факторного анализа показали, что специалистам предприятия необходимо провести детальный анализ себестоимости продукции и разработать мероприятия по увеличению прибыли за счет оптимизации затрат.




2019-10-11 244 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)