Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей рентабельности



2019-10-11 189 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют эффективность хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Для оценки эффективности деятельности предприятия используют систему показателей рентабельности (таблица 9), которые можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и реализации и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения (П до н/о), прибыли от реализации продукции (ПР) и чистой прибыли (ЧП).

Цель анализа показателей рентабельности – обоснование мероприятий по повышению рентабельности основной деятельности организации. В ходе анализа решаются следующие задачи:

1) анализ изменений общих и частных показателей рентабельности предприятия по сравнению с предыдущим периодом деятельности (горизонтальный анализ) и плановым уровнем (сравнительный анализ);

3) факторный анализ показателей рентабельности;

4) выявление резервов повышения рентабельности.

Таблица 9 – Характеристика показателей рентабельности

Наименование показателя и способ его расчета Экономическое содержание
1 2
1 Рентабельность реализованной продукции (РРП) РРП = ПР  / С × 100, где С – полная себестоимость реализованной продукции Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции
2 Рентабельность изделия (Ризд.) Ризд. = Пизд.изд. × 100, где Пизд. – прибыль на изделие согласно калькуляции издержек, Сизд. – себестоимость изделия по калькуляции Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль затрат на производство и реализацию изделия
3 Рентабельность производства (РП) РП = П до н/о / (ОСср. + З ср.) × 100, где ОСср., З ср. – средняя стоимость основных средств и запасов соответственно за расчетный период Отражает величину прибыли до налогообложения, приходящейся на рубль производственных ресурсов
4 Рентабельность продаж (Рnродаж) Рnродаж = ПР / В × 100  или Рnродаж = ЧП / В × 100 или  Рnродаж = П до н/о / В × 100  Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки.

Окончание таблицы 9

1 2
5 Рентабельность активов (РА) РА = П до н/о / Аср.× 100, где Аср. – средняя стоимость активов за расчетный период Отражает величину прибыли до налогообложения, приходящейся на рубль совокупных активов
6 Рентабельность долгосрочных активов (РДА) РДА = П до н/о / ДАср.×  100, где ДАср. – средняя стоимость долго-срочных активов за расчетный период Отражает величину прибыли до налогообложения, приходящейся на рубль долгосрочных активов
7 Рентабельность краткосрочных активов (РКА) РКА = П до н/о / КАср.×  100, где КАср. – средняя стоимость кратко-срочных активов за расчетный период Отражает величину прибыли до налогообложения, приходящейся на рубль краткосрочных активов
8 Рентабельность собственного капитала (РСКРСК = ЧП / СКср. × 100, где СКср. – средняя стоимость собственного капитала за расчетный период Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала
9 Рентабельность инвестиций (РИ) РИ = ЧП / И ср. × 100, где И ср. – средняя сумма инвестиций за расчетный период Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль инвестиций (СК + Долгосрочные обязательства по балансу)

В процессе анализа следует изучить динамику показателей рентабельности (таблица 10), выполнение плана по их уровню и провести  сравнения с предприятиями-конкурентами.

Таблица 10 – Динамика показателей рентабельности

Показатели Предыду-щий год Отчет-ный год Откло-нение
1 Рентабельность реализованной продукции, % 13,4 7,5 -5,9
2  Рентабельность производства, % 19,7 32,5 +12,8
3 Рентабельность продаж по прибыли от реализации, % 11,8 7,0 -4,8
4 Рентабельность активов, % 12,6 18,7 +6,1
5 Рентабельность долгосрочных активов, % 23,6 39,4 +15,8
6 Рентабельность краткосрочных активов, % 26,5 35,7 +9,2
7 Рентабельность собственного капитала, % 15,4 20,8 +5,4
8 Рентабельность инвестиций 15,3 20,6 +5,3

 Из данных таблицы 10 следует, что показатели рентабельности (кроме рентабельности продаж) за отчетный период значительно выросли по сравнению с предыдущим периодом. Это позволяет сделать вывод о достаточно эффективной деятельности организации.

Система обобщающих показателей рентабельности может быть дополнена частными показателями эффективности использования ресурсного потенциала предприятия, такими как: рентабельность персонала (прибыль на одного работника), фондорентабельность (прибыль на рубль основных производственных фондов) и т. д. Данная система показателей позволит всесторонне оценить не только эффективность работы предприятия, но и степень операционного (производственного) и финансового рисков. Отношение темпов прироста прибыли от реализации к темпам роста выручки характеризует степень операционного риска, а отношение темпов прироста чистой прибыли к темпам прироста общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов отражает степень финансового риска.

Важной задачей анализа рентабельности является оценка влияния факторов (цены продукции и ее себестоимости) на величину рентабельности продаж.Для этого используется метод цепных подстановок или абсолютных разниц.

Расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения выручки от реализации товаров выполняется по формуле:

∆Рnродаж (В) = (В1 – С0) / В1 – (В0– С0) / В0,

где В0, В1выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах; С0себестоимость реализованной продукции в базисном периоде.

Используя данные таблицы 3, определим величину изменения рентабельности продаж.

∆Рnродаж (В) =(300770 – 194730) / 300770 – (220799 – 194730) / 220799 =

= 0,353 – 0,118 = 0,235 (или 23,5 %).

Изменение  рентабельности продаж за счет роста себестоимости реализованной продукции можно определить по формуле:

∆Рnродаж (С) = (В1 – С1) / В1 – (В1– С0) / В1,

где С1 себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

∆Рnродаж (С) = (300770 – 220799) / 300770 – (300770 – 194730) / 300770 = 0,07 – 0,353 = - 0,283 (или 28,3 %).

Общее влияние двух факторов на рентабельность продаж составило:

+23,5 + (-28,3) = - 4,8 %.

Для выявления взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов можно использовать следующую модель:

 

РА = П до н/о / Аср. = В / Аср.× П до н/о / В = КОА × Рnродаж,

где РАрентабельность активов,

КОА коэффициент оборачиваемости активов.

Изменение рентабельности активов за счет изменения рентабельности продаж определяют по формуле:

∆ РАnродаж) = (Рnродаж 1 – Рnродаж 0) × КОА 0

 

Изменение рентабельности  активов за счет ускорения их оборачиваемости определяют по формуле:

∆ РА (КОА) = (КОА 1 – КОА 0) × Рnродаж 1,

где КОА 1 и  КОА 0коэффициент оборачиваемости активов в отчетном и базисном периодах,

Рnродаж 1 , Рnродаж 0 рентабельность продажв отчетном и базисном периодах,

 

Далее следует провести факторный анализ рентабельности по каждому виду выпускаемой продукции. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены (Цизд. i) и себестоимости изделия (Сизд. i). Факторная модель этого показателя имеет вид:

Р продаж. изд. i = Пизд. i / Визд. i = ОПизд. i × (Цизд. i - Сизд. i ) / (ОПизд. i × Цизд i . ) =

= ( Цизд . i  - Сизд . i ) / Цизд . i,

 

где ОПизд. i – объем продаж i-го изделия.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду выпускаемой продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. 

Анализ рентабельности отдельных видов продукции позволяет установить влияние выпуска отдельных изделий на общую рентабельность продаж, а также оценить рациональность структуры реализации. Анализ включает следующие этапы:

1. Определяют удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации.

2. Рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности от­дельных видов продукции.

3. Устанавливают влияние доходности (рентабельности) на средний уровень по всей реализованной продукции путем умножения индивидуальной доходности на долю изделия в общем объеме реализации.

4. Определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной доходности выпускаемых изделий, путем умножения разницы между рентабельностью отчетного и базисного периода на долю изделий в отчетном периоде.

5. Устанавливают влияние суммарного фактора путем умножения рентабельности базисного периода на разность удельного веса отчетного и базисного периодов.

Информационной базой для такого анализа служат данные бух­галтерского учета при условии налаженной системы аналитического учета по видам продукции. Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на доходность продаж представлен в таблице 11 (цифры условные).

    Из данных таблицы 11 следует, что рост удельного веса изделия № 4 оказал положительное влияние на рентабельность продаж, увеличив ее на 3,421 пункта. Данный фактор и повышение рентабельности изделия № 1 (на 0,75 пункта) способствовали росту объема продаж. Поэтому предприятие заинтересовано в выпуске изделий № 1 и 4 и снижении доли менее рентабельных изделий № 2 и 3, по которым наблюдается падение спроса.

 

 

Таблица 11 –  Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на рентабельность продаж

Изде-лие

Рентабельность, %



2019-10-11 189 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей рентабельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)