Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют эффективность хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Для оценки эффективности деятельности предприятия используют систему показателей рентабельности (таблица 9), которые можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и реализации и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие прибыльность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения (П до н/о), прибыли от реализации продукции (ПР) и чистой прибыли (ЧП). Цель анализа показателей рентабельности – обоснование мероприятий по повышению рентабельности основной деятельности организации. В ходе анализа решаются следующие задачи: 1) анализ изменений общих и частных показателей рентабельности предприятия по сравнению с предыдущим периодом деятельности (горизонтальный анализ) и плановым уровнем (сравнительный анализ); 3) факторный анализ показателей рентабельности; 4) выявление резервов повышения рентабельности. Таблица 9 – Характеристика показателей рентабельности
В процессе анализа следует изучить динамику показателей рентабельности (таблица 10), выполнение плана по их уровню и провести сравнения с предприятиями-конкурентами. Таблица 10 – Динамика показателей рентабельности
Из данных таблицы 10 следует, что показатели рентабельности (кроме рентабельности продаж) за отчетный период значительно выросли по сравнению с предыдущим периодом. Это позволяет сделать вывод о достаточно эффективной деятельности организации. Система обобщающих показателей рентабельности может быть дополнена частными показателями эффективности использования ресурсного потенциала предприятия, такими как: рентабельность персонала (прибыль на одного работника), фондорентабельность (прибыль на рубль основных производственных фондов) и т. д. Данная система показателей позволит всесторонне оценить не только эффективность работы предприятия, но и степень операционного (производственного) и финансового рисков. Отношение темпов прироста прибыли от реализации к темпам роста выручки характеризует степень операционного риска, а отношение темпов прироста чистой прибыли к темпам прироста общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов отражает степень финансового риска. Важной задачей анализа рентабельности является оценка влияния факторов (цены продукции и ее себестоимости) на величину рентабельности продаж.Для этого используется метод цепных подстановок или абсолютных разниц. Расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения выручки от реализации товаров выполняется по формуле: ∆Рnродаж (В) = (В1 – С0) / В1 – (В0– С0) / В0, где В0, В1– выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах; С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде. Используя данные таблицы 3, определим величину изменения рентабельности продаж. ∆Рnродаж (В) =(300770 – 194730) / 300770 – (220799 – 194730) / 220799 = = 0,353 – 0,118 = 0,235 (или 23,5 %). Изменение рентабельности продаж за счет роста себестоимости реализованной продукции можно определить по формуле: ∆Рnродаж (С) = (В1 – С1) / В1 – (В1– С0) / В1, где С1 – себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде. ∆Рnродаж (С) = (300770 – 220799) / 300770 – (300770 – 194730) / 300770 = 0,07 – 0,353 = - 0,283 (или 28,3 %). Общее влияние двух факторов на рентабельность продаж составило: +23,5 + (-28,3) = - 4,8 %. Для выявления взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов можно использовать следующую модель:
РА = П до н/о / Аср. = В / Аср.× П до н/о / В = КОА × Рnродаж, где РА – рентабельность активов, КОА – коэффициент оборачиваемости активов. Изменение рентабельности активов за счет изменения рентабельности продаж определяют по формуле: ∆ РА (Рnродаж) = (Рnродаж 1 – Рnродаж 0) × КОА 0
Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости определяют по формуле: ∆ РА (КОА) = (КОА 1 – КОА 0) × Рnродаж 1, где КОА 1 и КОА 0 – коэффициент оборачиваемости активов в отчетном и базисном периодах, Рnродаж 1 , Рnродаж 0 – рентабельность продажв отчетном и базисном периодах,
Далее следует провести факторный анализ рентабельности по каждому виду выпускаемой продукции. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены (Цизд. i) и себестоимости изделия (Сизд. i). Факторная модель этого показателя имеет вид: Р продаж. изд. i = Пизд. i / Визд. i = ОПизд. i × (Цизд. i - Сизд. i ) / (ОПизд. i × Цизд i . ) = = ( Цизд . i - Сизд . i ) / Цизд . i,
где ОПизд. i – объем продаж i-го изделия. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду выпускаемой продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. Анализ рентабельности отдельных видов продукции позволяет установить влияние выпуска отдельных изделий на общую рентабельность продаж, а также оценить рациональность структуры реализации. Анализ включает следующие этапы: 1. Определяют удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации. 2. Рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции. 3. Устанавливают влияние доходности (рентабельности) на средний уровень по всей реализованной продукции путем умножения индивидуальной доходности на долю изделия в общем объеме реализации. 4. Определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной доходности выпускаемых изделий, путем умножения разницы между рентабельностью отчетного и базисного периода на долю изделий в отчетном периоде. 5. Устанавливают влияние суммарного фактора путем умножения рентабельности базисного периода на разность удельного веса отчетного и базисного периодов. Информационной базой для такого анализа служат данные бухгалтерского учета при условии налаженной системы аналитического учета по видам продукции. Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на доходность продаж представлен в таблице 11 (цифры условные). Из данных таблицы 11 следует, что рост удельного веса изделия № 4 оказал положительное влияние на рентабельность продаж, увеличив ее на 3,421 пункта. Данный фактор и повышение рентабельности изделия № 1 (на 0,75 пункта) способствовали росту объема продаж. Поэтому предприятие заинтересовано в выпуске изделий № 1 и 4 и снижении доли менее рентабельных изделий № 2 и 3, по которым наблюдается падение спроса.
Таблица 11 – Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на рентабельность продаж Изде-лие | Рентабельность, % |
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |